Искусство и опыты

Искусство и опыты

Текст: Денис DEAN Панфёров
Фото: BMW

«Бери рулетку, меряй длину и диаметр, записывай и отправляй цифры в российское представительство BMW Motorrad. И не забудь приложить скан загранпаспорта!», – вот такое необычное письмо я получил от главного редактора, больше подробностей не было. За день до отлёта попросили не забыть взять с собой боты и перчатки, и это радовало: значит, данные о росте и объёме бёдер нужны были не для плотника, а для подбора экипировки.

Как выяснилось, причиной визита в Мюнхен был не запуск новой модели мотоцикла, как это обычно бывает, а представление новинок коллекции BMW Ride&Style 2015 года. Но главной идеей было не добиться реакции «Wow!» на заявление: «Смотрите, какие у нас будут кеды!», а ознакомление журналистов со всеми стадиями рождения новой экипировки.

 

1.  Рождение идеи

Дизайнеры – люди творчески одарённые, наделённые художественным вкусом и инженерным мышлением, примерно как Леонардо да Винчи. Иногда в их мозгу может родиться образ, никак не связанный с текущей работой, какой-нибудь силуэт, фрагмент, цветовое сочетание. Очень важно тут же художественно зафиксировать этот образ и не выбросить его, а повесить на стену, чтобы была возможность осмыслить его самому или дать сослуживцам пищу для ума. На этой стадии техническая оснащённость и испытательная база не играют никакой роли, только карандаш, фломастеры, бумага и талант. При возникновении любая идея будет сырой, ей необходимо некоторое время вызревать, вися на стене.


 

2.  Проработка идеи

На второй стадии к голому таланту подключаются вычислительные мощности. Новый предмет из коллекции экипировки рисуется в нескольких ракурсах, отдельно прорабатываются мелкие детали типа взаимного расположения швов, переходов от одного материала к другому, используемой фурнитуры, мест расположения логотипов. На основании этих эскизов делается трёхмерная модель, позволяющая рассмотреть новинку буквально со всех ракурсов. В идеале на выходе мы должны получить готовые выкройки.

 

3.  Подбор материала

Экипировка BMW славится своей прочностью и массой технических преимуществ, заложенных в сам материал изготовления. Секретов два: во-первых, не надо экономить при выборе материала для производства, а во-вторых, нужно хорошо разбираться в материаловедении и обладать хорошей базой для испытаний. Всё это в BMW есть. Совместно с производителями материалов центр дизайна и разработок BMW участвует в создании и улучшении материалов, экспериментирует с составом, технологией производства, обработкой поверхности, используемыми мембранами.


В лаборатории есть собственная машина для проверки абразивной стойкости материалов. Четырёхопорная стойка раскручивается электромотором до нужной скорости (максимум 120 км/ч), потом вся эта конструкция роняется на бетонную плиту, немного превосходящую по абразивности шершавый и цепкий немецкий асфальт. На каждую из четырёх опор приходится вес порядка 70 кг, что имитирует падение с мотоцикла и скольжение на одной точке вплоть до полной остановки. После этих тестов можно легко оценить, что станет с экипировкой после падения, сохранит ли она целостность, останутся ли щитки защиты на своих местах, выдержат ли швы. Проведённые на наших глазах тесты ткани, из которых делаются City 2 Denim Pants, дали понять, что это не одноразовые джинсы, оборудованные защитой, которые не выдержат даже лёгкого падения, а по-настоящему крепкие мотоциклетные штаны, созданные с большим запасом прочности.


Кстати, на этой машине не только тестируются новые материалы, но и делаются выборочные проверки из промышленных партий материала, поставляемых для производства, с целью контроля неизменности характеристик.

 

4.  Акустический комфорт

В собственной аэродинамической трубе проводятся исследования правильности выбранной формы и акустического комфорта. Это относится больше к шлемам, чем к обуви и экипировке. Шлем закрепляется на платформе, включаются вентиляторы, и с помощью тонкой струйки дыма, можно посмотреть, где поток обтекает капсулу ламинарно (ровно), а где возникают зоны турбулентности (завихрений). Чем меньше таких зон, тем тише будет шлем. Платформу можно поворачивать под разными углами, так можно оптимизировать форму, чтобы повороты головы на ходу не вызывали дискомфорта и резкой смены коэффициента лобового сопротивления. После проработки внешней формы начинается работа по оптимизации потоков вентиляции внутри шлема, чтобы не испортить достигнутые на первой стадии результаты. Внутри закрепляются чувствительные микрофоны, замеряющие уровень шума при разных скоростях набегающего потока и разных углах наклона и поворота «головы». Многие эксперты считают шлемы BMW тихими, да, это, в действительности, так и есть.


Нам представилась возможность опробовать новый шлем GS, на тот момент существующий только в качестве предсерийных образцов, и результаты мне очень понравились: у него лучше проработана аэродинамика козырька и «челюсти», при поднятии подбородка вверх голову не опрокидывает ветром назад, грозя сломать шею, а при поворотах головы из стороны в сторону не возникает знакомых по старому шлему BMW Enduro усилий, поворачивающих голову ещё дальше вбок.

 

5.  Защита он непогоды

Для проверки гидрофобных свойств экипировки есть специальная дождевая камера, где с помощью множества форсунок, закреплённых спереди, сзади, по бокам, сверху и снизу, можно смоделировать осадки любой интенсивности, от мерзкого мелкого моросящего дождика до тропического ливня нереальной силы. Всех журналистов через неё прогонять не стали, ограничились одним, одетым в костюм StreetGuard, пообещав остальным реальный тест на дорогах общего пользования на следующий день. И поливали его от души минут 15, доведя интенсивность под конец до максимума, когда его стало просто не видно в струях воды. Благодаря правильному материалу с хорошей мембраной внутри и внешней гидрофобной обработкой, грамотному крою, проклейке всех швов, водонепроницаемым молниям, а также фирменным хитростям типа встроенного капюшона, не дающего попадать воде из шлема за шиворот, бедолага после теста остался совершенно сухим – ни одного пятна влаги на термобелье обнаружено не было.

 

6.  Испытания на людях

После тщательной проработки предсерийных образцов следует длительная стадия их испытания в реальных условиях. Это производится в нескольких климатических зонах, и не только все сильные впечатления, но даже просто ощущения испытателей фиксируются и анализируются для того, чтобы не упустить возможность улучшить продукт, доведя его до совершенства перед началом серийного выпуска.


Нам был предложен 200-километровый маршрут по автомагистралям и второстепенным извилистым дорогам предгорий Альп в сторону Австрийской границы. Температура колебалась от +11 °С внизу до +8 °С наверху, порой шёл дождь. В костюме StreetGuard, надетом на тонкую хлопковую футболку, и шлеме Race Helmet без подшлемника мне было тепло, сухо и комфортно, на обратной дороге, после спуска с гор, я даже приоткрыл клапаны вентиляции на куртке, чтобы не перегреться.

После поездки попросили записать отзывы и пожелания. Я пожелал взять на работу больше итальянских дизайнеров. С точки зрения функциональности экипировка просто идеальная, а вот тенденции использовать невзрачный и унылый немецкий дизайн надо искоренять. Пусть вещи будут не только практичными, но ещё и красивыми!

 

Путь от первого эскиза до начала серийного выпуска может занимать пару месяцев, а может растянуться на несколько лет. Это зависит от очень многих факторов, но, в первую очередь, от востребованности на рынке. Ради действительно интересной идеи можно и ускориться, а плановые обновления коллекции обычно делаются медленнее, с более длительной фазой испытаний.

Редакция благодарит российское представительство компании BMW Motorrad за помощь в подготовке материала (www.bmw-motorrad.ru).

 

Наиболее интересные новинки коллекции 2015 года

 Шлем GS и очки GS

 

Предыдущий шлем Enduro был создан в сотрудничестве с компанией UVEX достаточно давно и по нынешним меркам уже считается старомодным. За прошедшие годы Uvex покинул рынок мотоэкипировки, и пришлось искать нового партнёра, что, мне кажется, пошло на пользу. Найденная итальянская компания AGV/Dainese с большим энтузиазмом взялась за этот совместный проект, исполняя все требования BMW и внося собственные предложения, проверенные многолетним опытом производства защитных шлемов. В результате продукт получился не только технологичным, но и красивым. Его сложная форма затылка со спойлерами на затылке и у шеи не только обеспечивает хорошую аэродинамику, но и увеличивает жёсткость капсулы, углы обзора выше, чем у предшественника, вентиляция проработана гораздо лучше. Передняя крышка воздухозаборника имеет два положения, в одном она полностью перекрывает поток встречного воздуха, во втором направляет его на стекло, чтобы избежать запотевания. Если вы используете шлем с кроссовыми очками без стекла, то эту крышку можно совсем снять, чтобы не задыхаться при преодолении сложных препятствий. В коллекции-2015 есть очки, идеально подходящие для шлема – они садятся плотно на лицо, не оставляя щелей с проёмом шлема по бокам и по линии лба. Для эксплуатации в холодное время года для очков доступны двухслойные не запотевающие стёкла. Кстати, в шлеме предусмотрено место для внутреннего монтажа фирменной Bluetooth гарнитуры, так что крепить её снаружи больше не придётся.


 

Ботинки Sneaker Ride


С одной стороны, это просто кеды. С другой – наиболее удобные на данный момент мотоциклетные кеды, обладающие всей необходимой защитой стопы. Помимо пластиковых чашек, защищающих от удара и истирания об асфальт при падении торчащие вбок косточки голеностопного сустава, у них жёсткая пятка, абсорбирующая энергию удара при падениях. Материал изготовления – натуральная кожа и перфорированная замша, обеспечивающая комфорт и вентиляцию в жаркие дни. Но главное, что в них есть – это молния сбоку, позволяющая снять и надеть их, не развязывая-завязывая каждый раз шнурки. Вы один раз подгоняете объём шнурками их по ноге, чтобы кеды сидели плотно, крепко завязываете узел и прячете хвостики под липучку, далее просто пользуетесь молнией. Для того чтобы оценить удобство, нужно проходить всю зиму в армейских ботинках на шнуровке, просто по картинке этим не проникнешься. Я готов биться насмерть за первую же пришедшую в Россию пару моего размера.

 

Куртка Tourshell


Верхняя половина от прошлогодней новинки, костюма Tourshell, в сезоне-2015 доступна как просто куртка. Она состоит их двух слоёв – внешней абсолютно водонепроницаемой оболочки со встроенной защитой, карманами, вентиляционными клапанами и возможностью пристёгивания трёхслойной непродуваемой защиты шеи от холода, а также внутренней стёганой термоподкладки, которую можно отстегнуть и носить отдельно, как лёгкую и тёплую куртку во время обзорных экскурсий по посещаемому городу. И если для мужской модели всё внешне выглядит обыденно в серых или чернильно-синих тонах, то женская модель больше радует глаз асимметричным кроем, немного напоминающим классические американские косоворотки, чётко прорисованной талией и ярким оранжевым цветом. Побольше бы таких стильных вещей в коллекцию!


< British racing green kingСтарая школа >
1 Февраля 2015 14:18 Денис DEAN Панфёров