Пять лет. Один GS

Пять лет. Один GS

Ночь, поле, колея, канава, лес... «ученье-свет», оттяжка, полный «газ», GS!

Пятилетию российской серии BMW GS Trophy посвящается.

Текст: Михаил Пимус
Фото: Кирилл Калапов и архив редакции

Научить человека ездить на дорожном мотоцикле несложно. Многочисленные мотошколы с успехом справляются. Это как учить ходить. «Клиент» немного пооботрется, но, так или иначе, пойдёт. Учить владельца туристического эндуро ездить только по асфальту – странная затея. Всё равно, что учить ходить, но не рассказывать, что ещё можно бегать.

Ни один из ныне представленных в России производителей мотоциклов не взял на себя ответственность за энтузиастов туристических эндуро. Всё доступное простому смертному обучение устроено крайне полярно. Или ты постигаешь азы пилотирования в мотошколе за рулём мотоцикла, больше похожего на велосипед, или… сразу мотокросс. Третьего не дано. Бремя создания единственного в стране «приюта полезных практических навыков из первых уст» взяла на себя BMW Group Russia в лице отделения BMW Motorrad . Так пять лет назад появилась популярная ежегодная познавательно-соревновательная серия мероприятий BMW GS Trophy.


GS Trophy – это три схожих мероприятия с разной степенью насыщенности. Само Trophy – итоговое «сражение» за призы и право представлять страну на международном этапе, проходящем раз в два года. Camp носит в большей степени обучающий формат. Day – однодневное мероприятие, в котором в равных пропорциях смешаны обучение и соревнования.

Всё началось в 2011 году с пробного GS Challenge на стадионе технических видов спорта в Крылатском. В 2012 году на тверской земле был проведён первый GS Trophy . По итогам соревнований тройка призёров получила путёвки в Латинскую Америку на суперфинал. Дальше больше. 2013 год отметился расширением списка внедорожных удовольствий. Летом в Тверской области был проведён регулярный GS Trophy (победители получили путёвки на международный этап в Канаду), осенью прибавился GS Day на эндуро-стадионе в подмосковном Бурцево. Сезон выездных мероприятий 2014 года мы встретили на берегу озера Дербовеж вместе с первым четырёхдневным GS Camp . Осенью того же года в Сорочанах, на территории BMW Enduro Park Moscow был проведён закрепляющий навыки GS Day . Летом 2015 года в календарь вновь вернулся GS Trophy (место проведения – окрестности города Кашин). По результатам трём победителям досталась путёвка на BMW Motorrad GS Trophy в Юго-Восточную Азию. Под занавес сезона снова в Сорочанах отгремел GS Day . В расписании юбилейного 2016 года были проведены летний GS Camp в Тетьково и осенний GS Day в настоящей горной местности в живописном каменном карьере под Калугой.


Сложно обойти стороной терапевтический эффект. Тусовка владельцев мотоциклов BMW – одна из самых дружных. Гусеводы знают друг друга чуть ли не по имени и отчеству, так как видятся регулярно. В том числе пару раз в год на GS Day, GS Camp и GS Trophy. И на общем фоне всех владельцев туристических эндуро именно они чаще других «могут». И, как результат, имеют обыкновение возглавлять любое движение по азимуту за приключениями.

Внедорожные выездные мероприятия BMW Motorrad Russia обладают мощным объединяющим фактором. В первый год проведения никто толком не был знаком. Каждый выступал сам за себя. Пять лет прошли как один затяжной тим-билдинг. Участники успели подружиться, объехать вместе полсвета и проверить друг друга на прочность в сложных жизненных ситуациях. Тусовка растёт и развивается. Каждый вновь пришедший мгновенно погружается в процесс обучения. Для большинства участников присутствие на мероприятии стало традицией, возможностью проверить свой прогресс, повысить мастерство и поболеть за друзей. Не сумевшие присутствовать изучают фото- и видеоотчёты. К слову, фотографы, видеооператоры и журналисты исправно освещают каждый эвент.


Обучающий процесс всецело возложен на команду опытных инструкторов во главе с бессменным тренером школы Driving Experience Moto Владимиром Бурцевым. Тренерский состав в каждом случае ценен своей разноплановостью при обязательной профессиональности. Каждый ученик получает индивидуальный подход с возможностью повышения навыков путём последовательного перебора уровней сложности. Пока одни осваивают базовые навыки, другие на соседней площадке проходят сложнейшие участки уровня серьёзных эндуро-соревнований.

Базовых дисциплин в серии GS Trophy две – площадка с препятствиями и GPS-ориентирование по точкам. В ходе подготовки и обучения практикуются групповые проходы всех элементов площадки, массовые выезды «в поля» по маршрутам разной сложности и разноплановые теоретические тренинги.


Camp, Day и Trophy – праздник для сильных духом. Случается всякое. Участники с завидной периодичностью проверяют себя и мотоциклы на выносливость, прочность и плавучесть (если на площадке есть водоём, в нём обязательно кто-нибудь утонет... не без удовольствия). BMW Motorrad своих никогда не бросает. Техническая и моральная поддержка, а также вкусная еда, приветливый персонал, музыкальная программа и конкурсы – неотъемлемая часть любого из мероприятий.

Оглядываясь назад, мы все вместе вспоминаем главное – огромное количество удовольствия, полученное из смеси дружеского общения, обучения и соревнований. Тусовка год от года растёт, развиваются и выездные мероприятия. Неизменно одно – мощный объединяющий фактор, имя которому BMW GS!



Каждый человек ежедневно мечтает о чём-то новом. О новых желанных знакомствах, о местах, где ещё не бывал, о событиях, которые с ним пока не случились. Многие наши мечты остаются лишь мечтами просто потому, что чуть не хватает смелости, решимости сделать шаг им навстречу. Шесть лет назад, вернувшись из очередного мотоциклетного путешествия и перебирая в памяти самые яркие его моменты, я вдруг довольно остро ощутил, до сих пор помню этот момент: многие мои друзья могли бы быть там со мной, сделай они однажды этот шаг навстречу приключениям, прочь из собственной комфортной зоны. Тогда я стал думать о том, как бы им помочь осуществить это.

Говорят, мысли материальны. Может быть, это лишь фантазии. Так или иначе, но буквально на следующий день после того, как я сидел и ломал голову над своими мыслями, пришло письмо из Мюнхена, в котором немецкие коллеги приглашали нас – российских владельцев BMW серии GS – принять участие в отборочном этапе международного проекта GS Trophy. К письму прилагалось подробное описание мероприятия, правила подсчёта очков, даже схемы для всех обязательных упражнений.


Всё выглядело по-немецки качественно, продуманно и солидно. Но сложно. Организаторы в Мюнхене явно не предполагали увидеть на мероприятии новичков. В Германии мотоциклистов вообще ощутимо больше, чем в России, и опытных, натренированных среди них тоже больше. Я смотрел на экран компьютера и понимал, что если сделаю мероприятие точно, как мне рекомендуют, то не смогу пригласить туда неопытных, а мне этого очень хотелось. А если сделаю его заведомо простым, то заправские эндуристы затоскуют. Прямо как в анекдоте про еврея и двух гусей. Я посоветовался с Денисом Рысиным, моим большим другом, с которым мы прошли много интересных и непростых дорог. «Давай сделаем так, чтобы новички могли участвовать, но не будем их направлять на сложные участки трассы», – сказал Денис. Тогда всем будет хорошо, весело и безопасно. Главное, чтобы на всех хватило чая и бутербродов. Народу-то наверняка приедет целая толпа!

Стояла прекрасная прозрачная сентябрьская погода. Объявление с приглашением на новое мероприятие уже три дня висело на сайте BMW Motorrad, но зарегистрировались только Денис, ваш покорный слуга и, кажется, Константин Тюленев – бессменный лидер направления Motorrad большого московского дилера. До мероприятия оставалось чуть больше недели.

Через пару дней ситуация не изменилась. А на стадионе технических видов спорта уже вовсю грохотали экскаваторы. Алексей Хабиров готовил, а Александр Дмитриев тестировал трассу…

За три дня до срока зарегистрировалось, кажется, человек девять. Я был в панике. Позвонил дилерам:

– Почему никто не регистрируется?!

– Сложно сказать… Наверное, опасаются, а может быть, просто не знают.

Далеко не всегда всё идет гладко, но та неделя мне почему-то особенно запомнилась. Я звонил всем друзьям и знакомым и всеми правдами и неправдами соблазнял их приехать. Уговаривал жён отпустить мужей на субботу, искал внедорожные покрышки, рассказывал, что трасса будет интересной и абсолютно безопасной. В итоге около 40 человек клятвенно пообещали приехать.

В пятницу днём пошёл дождь. Затяжной, унылый. Температура упала до 8 °С. Сначала мне позвонил Саша Дмитриев: «Ты знаешь, под тонким слоем песка тут, оказывается, ужасно скользкая глина. Даже ходить сложно. Но на «Гусе» я вроде проезжаю везде, кроме большого подъёма. Что думаешь? Или стоит всё отменить?»


Глупо планировать уличное мероприятие на конец сентября и ждать хорошей погоды. Но ведь могло повезти! Ну почему это всегда происходит? Будем делать – решил я. Назло!

Весь вечер мне звонили друзья и с некоторым беспокойством в голосе спрашивали – я точно не сошёл с ума в такую погоду делать соревнования? Это же не мотокросс!

«Главное – не бояться, – отвечал я. – Вы ещё не знаете, на что способны вы и ваши мотоциклы». А сам жутко переживал. А вдруг все упадут прямо на стартовой прямой. Второго шанса не будет…

В субботу утром, практически по инею стали съезжаться участники. Но к десяти уже проглядывало солнышко. Играла музыка, а в блестящих баках булькал горячий чай. Люди улыбались. Мы помогали им готовить мотоциклы – отвинчивали зеркала, складывали кофры. Я почти перестал волноваться, а когда первые участники прошли тренировочный круг по трассе и с улыбкой подкатились к финишной прямой, почувствовал себя по-настоящему счастливым человеком. Я сделал свой шаг к мечте.


Конечно, всё началось гораздо раньше, чем пять лет назад. Тогда, по инициативе Владимира Чайковского и Дениса Рысина, был создан BMW E nduro Club . В рамках которого проводились не только пробеги разной степени удалённости от дома, но и специальные тренинги, которые мы делали, глядя на то, с какими проблемами участники сталкиваются в этих пробегах. Ведь что ни говори, «оппозит» на бездорожье – мотоцикл специфический. И пока не разберёшься в вопросе – не поймёшь, насколько далеко от асфальта лежат границы возможностей GS. Мероприятиями серии GS мы показывали и показываем это участникам, многие из которых стали нашими близкими друзьями. И когда в 2011 году Владимир Чайковский прислал немецкую методичку с красивыми схемами и описаниями, я понял, что скоро GS в России будет другим.

Каждое новое мероприятие – всегда сложнее предыдущего и для нас, как организаторов, это новый рубеж. И самое важное в нём – сохранение здоровья участников. Поэтому, отпуская «скорую» после финала, всегда вздыхаю с облегчением.


Похоже, наша семейная GS Team так или иначе участвовала во всех мероприятиях за пять лет. Вспоминаю первый российский однодневный GS Challenge в сентябре 2011 года. Осенний дождь превратил кроссовую трассу стадиона технических видов спорта в Крылатском в практически идеальное место для демонстрации возможностей мотоциклов GS , которых мы, как оказалось, в то время совсем не знали. В том момент на всех нас троих приходился единственный новенький F 800 GS в очень бодреньком оранжевом цвете. Прикатил я на нём вдвоём с Никитой, зарегистрировался и занялся поиском партнёра, поскольку формат предполагал состязания команд из двух человек. Так мы познакомились с Владимиром Чайковским, который тоже в тот день странным образом оказался без пары и без колебаний спросил: «Так, ну кто со мной поедет?». Я глянул на сына и выпалил: «Да вот, Никита!». Никита в свои 16 лет был уже достаточно опытным эндуристом и весьма уверенно чувствовал себя и в грязи, и на кроссовой трассе, так что в его глазах я прочёл и желание, и готовность. В общем, ставка на молодёжь оказалась настолько верной, что в перерыве после подведения итогов первой части соревнований Володя с улыбкой произнёс фразу, которую я запомню на всю жизнь: «У нас проблемы! Похоже, мы идём на первом месте!». Ещё бы, его можно понять – он ведь не только участник, но и организатор! В заключительной части Никита промазал мячом по воротам, а главный вдохновитель мероприятия коснулся ногой или слегка где-то привалился. Так что итогом стало третье место подиума.


Я стал следующим наездником «Оранжевого» на первом полноформатном GS Trophy 2012 под Тверью. Отсутствие навигатора не помешало достойно справиться с ориентированием в первый день. Выручил смартфон с картами-приложениями. Следующий день на площадке не был столь удачным: было завалено множество заданий, а кульминацией стало красивое падение в глубоком броде, где мотоцикл ушёл полностью под мутную воду. Однако неудачное выступление никак не сказалось на общем отличном настроении, главным оказались дружественная атмосфера, множество новых знакомств и желание дальше участвовать во внедорожном движении. В общем, семью окончательно затянуло в « GS тему». Через год у нас уже было два мотоцикла, а на GS Camp 2014 выехали уже втроём. Вместе с материально-техническим оснащением стала подтягиваться и техника езды. На GS Day 2013 удалось занять первое место, на GS Camp 2014 мы с братом вошли в пятёрку сильнейших. На GS Trophy 2015 мы получили путёвку на International GS Trophy 2016 в Таиланде.


“ It ’ s not a race !”, – как заклинание повторяли нам маршалы все семь дней и полторы тысячи километров по джунглям Юго-Восточной Азии на International GS Trophy 2016. Действительно, философия данного мероприятия состоит совсем не в демонстрации навыков спортивной езды, а в тренировке и использовании техники для дальних путешествий на мотоцикле в максимально сложных и разнообразных природных и погодных условиях. Поэтому комплекс заданий традиционно включает не только и не столько езду как таковую, но и многочисленные испытания на внимательность, преодоление разного рода препятствий, а также знание устройства мотоцикла и умение привести его в «боевое состояние» в полевых условиях. Хотелось бы отметить, что российские этапы GS Trophy за столь короткий срок подтянулись по уровню до международных, а в чём-то даже превзошли их. А задание по ориентированию, традиционно являющееся частью всех российских этапов, на мой взгляд, идеально вписывается в идею GS и дальних путешествий. Отдельных слов заслуживает дружеская атмосфера всех без исключения мероприятий, выражающаяся в готовности прийти на помощь друг другу даже в ущерб результату в зачётной таблице, и вечернем смехе у костра «за чашкой чая» и весёлом обсуждении лесных приключений очередного запоминающегося дня. Ребята, все на GS Trophy !


Свою историю GS я веду с первого мероприятия в 2011 году, когда это называлось GS Challenge. Тогда, ещё являясь владельцем BMW K 1200GT (чисто асфальтового туриста), я приехал поболеть за наших клубных «гусеводов». Сложно было предположить, как это изменит мои увлечения!

Погода была «замечательная» – дождь, идущий с перерывами все предыдущие дни, и в этот день никуда не делся. Трасса была самая что ни на есть эндурная – лужи, раскисшая грязь, скользкая глина. Участники активно месили грязь, скользили, падали, дружно поднимали мотоциклы и скользили опять. Это был совершенно другой мотомир, не тот, в котором жил я. Это было первое «погружение» в мир GS.

На следующий год была Тверь. Конечно, я поехал! Я слушал, удивлялся и наслаждался атмосферой, как и все. И я уже хотел, я видел себя среди них…

На осознание и принятие решения ушёл год. Красивый пластиковый турист заменен на железного «Гуся», и вот я уже участник GS Day 2013! Всё впервые, всё не просто! Но формат мероприятия отличный. У нас, «чайников», был инструктор из Питера – Стас Чвиженко – талантливый в лёгком и простом объяснении непростых вещей. И вот оно – первые проезды по брёвнам, змейки, колеи, падения… Потом было награждение. С завистью смотрел на участников, занявших призовые места.


В следующем году был GS Camp 2014. Он проходил в тверских лесах. Трасса разнообразная и непростая. Инструкторы как всегда были рядом и давали советы, обращали внимание на ошибки. Я многому научился за эти дни и вошёл в десятку призёров!

GS Day 2014 проходил в Сорочанах, на территории внедорожного полигона школы водительского мастерства BMW. Езда по брёвнам, песчаные трассы, ловушки, подъёмы в песчаную гору и многие другие испытания ждали участников. Здесь я исполнил свою мечту – занял место на подиуме!

GS Trophy 2015 ждал, готовил мотоцикл и себя. И вновь тверские леса, место (Тетьково) удачно подобрано организаторами. Точек на ориентировании прибавилось, погода не радовала – небо поливало изрядно, превращая грунт в грязь. Поездки по трассам, к сожалению, у меня оказались усечёнными – в одном из бродов мой «Гусь» хлебнул воды и следующую половину дня я занимался промывкой двигателя и заменой масла. Тем не менее, пятое место.


К сожалению, GS Day 2015 не смог посетить, но к GS Camp 2016 (опять в Тетьково) мы готовились заранее. Организаторы вновь постарались на славу! Территория действа серьёзно увеличилась, увеличилось и количество точек в ориентировании, были внесены изменения в правила, создавшие дополнительную интригу. Я, к сожалению, допустил несколько ошибок, что не позволило приблизиться к подиуму.

К GS Day 2016 организаторы подошли творчески! Это была лучшая трасса этого формата за все годы. Многие элементы были впервые, такие как подъём в гору, езда по скальному грунту, по горному болоту, сами трассы были сложными и интересными, и они соответствовали подросшему мастерству участников! Я вновь в десятке!

Я благодарен всем, кто причастен к этому проекту! Вы делаете замечательное дело – от года к году даря эти замечательные праздники, стимулируя и давая возможность совершенствовать навыки управления мотоциклами, делая нашу жизнь интересней и безопасней! Спасибо!


Очень приятно, что BMW не просто продаёт мотоциклы, но и из года в год проводит мероприятия для владельцев своей техники. Причём делает это по всему миру. И мы общаемся с единомышленниками, а под бдительным присмотром сертифицированных инструкторов повышаем свои навыки управления мотоциклом. И, конечно, соревнуемся на специально подготовленных трассах.

Как постоянный участник, отмечу, что в этом году, на юбилейном GS Day, были внесены существенные изменения в формат мероприятия. Организаторами была создана интересная и не простая трасса в каменном карьере, очень точно воспроизводящая препятствия и ситуации, с которыми сталкивается райдер в путешествии.

Также обращу внимание, что участие в программах обучения, проводимых школами BMW, кроме повышения квалификации, позволило увереннее чувствовать себя в соревновании и достойно выступить, поднявшись на верхнюю ступень подиума. Ну а главным стимулом будет проводимый в следующем году в рамках GS Trophy отбор лучших райдеров, которые будут представлять Россию на международном уровне.


Вот и завершился очередной сезон, и можно подводить итоги. А итоги, судя по прошедшим мероприятиям, отличные. Популярность движения среди участников и владельцев мотоциклов BMW растёт. Мероприятия всё больше приобретают спортивную нотку, и участники теперь приезжают не только провести хорошо время, но и стараются показать своё водительское мастерство. Не секрет, что большинство – это потенциальные путешественники. Им часто приходится сталкиваться в пути с теми препятствиями и задачами, которые они могут попробовать в нашем формате.

С каждым годом уровень самих мероприятий становится всё выше – меняются локации и маршруты. Но неизменны остаются те препятствия, которые используются в обучении. Они закладывают основные навыки управления мотоциклами класса эндуро, которые позволят при правильной тренировке и саморазвитии вставать на высшую ступень пьедестала в наших мероприятиях. Не секрет, что GS Trophy , GS Camp и GS Day не ставят перед собой цели жёсткой скоростной борьбы. Мы больше настроены на технически правильное выполнение заданий и чистое прохождение дистанции. Очень радуют результаты, которые показывают участники. С каждым годом они всё лучше и лучше. Борьба плотнее, а судьям всё тяжелее подсчитывать очки. А это не в последнюю очередь показатель и нашей, инструкторской, работы. Ведь школа водительского мастерства Driving Experience Moto тоже почти ровесник данных историй. Многие пилоты прошли через наше обучение, а лучшие продолжают осваивать и тренировать свои навыки постоянно. < Новая точка отсчётаЩЕДРАЯ СТРАНА >
19 Ноября 2016 15:47 Михаил Пимус