Четвёрки и кардан

Четвёрки и кардан

История мотоциклов FN

Текст: Денис DEAN Панфёров
фото из архива редакции

FN (Fabrique Nationale de Herstal – национальная фабрика в Херстале) – бельгийский производитель, с 1899 года специализирующийся на производстве оружия и армейского снаряжения. С 1901 по 1967 годы он также занимался производством мотоциклов. Из достижений – создание первого в мире четырёхцилиндрового мотоцикла (1905 г.) и использование карданной передачи, она появилась в 1903 году.

В 1898 году началось производство велосипедов. Помимо обычных велосипедов с цепным приводом заднего колеса, выпускались необычные модели с карданным приводом. Их называли Acatene.

1948 реклама FN

В 1901 году для велосипедов был разработан подвесной мотор – простенький одноцилиндровый нижнеклапанный двигатель объёмом 133 см3. Привод осуществлялся кожаным ремнём. Причём шкив на заднем колесе изготавливался из дерева.

1904 FN 300cc

В 1903 году велосипед приобрёл более «мотоциклетный» вид – изменилась форма рамы, двигателей стало два – добавился 188-кубовый. Оба мотора стали оснащаться магнето – ёмкости батареи, используемой ранее, хватало очень ненадолго.

1904 нижнеклапанный двигатель FN 300cc

Первый в мире четырёхцилиндровый мотоцикл FN Four появился в 1905 году. У него был карданный привод заднего колеса, но не было коробки передач, только размыкающиеся диски сцепления. Объём мотора – 362 см3, мощность – 3 л. с. Через год объём мотора вырастет до 412 см3, в таком виде FN Four будет производиться до 1909 года. Мотоцикл оснащён педалями и цепной передачей – в случае поломки можно, выжав сцепление, передвигаться на «педальном ходу».

1905 гоночный FN4, восстановленный в 1975 году

У ременной передачи был один большой минус – в дождь кожа размокала, и ремень начинал проскальзывать по шкивам. Кардан на четырёхцилиндровых моделях был одним из решений этой проблемы. Вторым был зубчатый ремень на одноцилиндровой 244-кубовой модели 1907 года. Как показали испытания, зубчатый ремень лучше плоского, но не позволяет полностью избавиться от проблем при езде в дождь. Так FN пришла к выводу, что кардан должен использоваться на всех мотоциклах компании.

1910 - карданная передача вынуждала устанавливать двигатель в раме необычными способами

В 1910 году одноцилиндровые мотоциклы получили двухскоростную коробку передач и карданный привод заднего колеса. Любопытно, что флагманы-четвёрки, несмотря на утерю педалей и увеличение объёма двигателя до 498 см3 (5 л. с.), по-прежнему не имели КПП. Только в 1912 году у них появится двухскоростная коробка передач, но не у двигателя, как принято во всём мире, а у редуктора заднего колеса.

1910 FN four 500cc

В 1913 году объём одноцилиндрового мотора был увеличен до 285 см3, мотоцикл теперь называется Model 285. Двухскоростная коробка передач и карданный привод остались без изменений. Зато сильно изменилась «четвёрка»: объём мотора увеличен до 700 см3, трёхскоростная КПП расположена сразу за двигателем. Мотоцикл визуально отличается от предшественника – он массивнее, крупнее. Имя ему – Model 700.

1920 FN 4 Model 750

В 1919 году Model 700 путём увеличения рабочего объёма мотора превратили в Model 750 (748 см3). Этого объёма и мощности с запасом хватает для езды с коляской, именно у «колясочников» FN Four становится очень популярным.

1922 FN model 285TT

Одноцилиндровые мотоциклы в 1921 году были модернизированы. У Model 285T карбюратор ещё расположен сбоку от цилиндра, у Model 285TT уже как на современных мотоциклах – сзади от цилиндра.

Реклама велосипедов FN

С 1924 года достижения технологов сталелитейного производства позволили создать приводные цепи, пригодные для использования на мотоциклах. Четырёхцилиндровые модели переводятся на более экономичный цепной привод заднего колеса. Все одноцилиндровые модели получают новое обозначение – М, а четырёхцилиндровые – Four.

1927 FN M67 500cc 1 cyl ohv

Новый верхнеклапанный одноцилиндровый мотор объёмом 350 см3 устанавливается в М60. Мотоцикл доступен в двух модификациях: спортивной на узких шинах и комфортной на толстых колёсах, что актуально при отсутствии задней подвески и параллелограммной вилке на фрикционных амортизаторах спереди. Бензобак приобрёл аэродинамичную форму капли, но по-прежнему находится под верхней трубой рамы.

1928 FN Sahara

1926 год: на мотоцикле М67 одноцилиндровый верхнеклапанный мотор достигает «пол-литрового» рабочего объёма. Модель становится популярной у спортсменов. Выпущенный в следующем году М70 с архаичным нижнеклапанным мотором объёмом 350 см3 и внешним маховиком выглядит по сравнению с М67 анахронизмом, терпеть который возможно только из-за большой разницы в цене на эти мотоциклы.

1930 FN M67 500 (на переднем плане)

Вместо ободных тормозов, когда тормозные колодки прижимаются к ободу, закреплённому на колесе, использовавшихся ранее, в 1928 году стали применяться барабанные тормоза. Это не только улучшило эффективность торможения, но и значительно снизило массу механизмов.

Конструкция рамы одноцилиндровых моторов была изменена в 1929 году. Теперь сверху от рулевой колонки к оси заднего колеса идут две трубы, а бензобак надевается на них сверху. Мотоциклы приобрели современный внешний вид.

1930 FN M70 sahara 350cc 1 cyl sv

В 1930 году штанги толкателей клапанов были спрятаны в стальные трубки, до этого они были открыты взору. Годом позже древний нижнеклапанный мотор М70 был увеличен в объёме до 500 см3, в результате получился М90.

Первый двухтактный мотоцикл FN выпустили в 1933 году. На него ставили двигатель 200 см3, агрегатированный с двух- или трёхступенчатой коробкой передач, либо 250 см3 мотор с трёхскоростной КПП.

1939 - военные Tricar на гражданской службе

Четырёхтактный верхнеклапанный М86 с объёмом двигателя 500 см3 и двумя выхлопными трубами становится одноцилиндровым флагманом FN – именно на нём были завоёваны довоенные гоночные трофеи. Упрощённая версия М86 с одной выхлопной трубой поставляется в армию и дорожную полицию, причём как в одиночном варианте, так и с коляской, на которой закреплена турель для пулемёта.

Из М70 получают М71. Из видимых даже для неспециалиста изменений – переход от ручного (рукояткой на баке) к ножному переключению передач. Рычаг сцепления теперь находится на руле слева, а не под левой ногой.

1939 военный FN M12a SM

В 1937 году семейство одноцилиндровых мотоциклов получает унифицированную раму «М11» – в неё могут устанавливаться нижнеклапанные моторы 500/600 см3, а также вехнеклапанный 350 см3.

С 1938 года производятся мотоциклы для армии. «Литровый» оппозит М12 с коляской и трайк Tricar на основе этого же двигателя. Во Вторую мировую войну оппозитные моторы, ранее любимые только компанией BMW, появляются у многих производителей, причём по обе стороны линии фронта: их делали BMW, Zundapp, FN, Harley-Davidson. После войны эта схема потеряла популярность – только BMW и подделки из Советского Союза и Китая остались ей верны.

1947 реклама FN

Первой послевоенной моделью можно считать M XIII (Type 13) 1947 года. На него ставились дешёвые нижнеклапанные моторы объёмом 340/450 см3. Отличительная черта Type 13 – передняя вилка очень необычной конструкции с горизонтальными пружинами.

В 1949 году горизонтальные пружины в передней подвеске были заменены на ещё более экзотические упругие элементы (резиновые кольца, работавшие на растяжение), а годом позже появился современный верхнеклапанный 450-кубовый мотор, который прозвали Grand Culas. Для армии при этом продолжали выпускать M XIII с нижнеклапанным мотором.

1947 - передняя подвеска FN M XIII с горизонтальными пружинами

В 1952 году пришёл конец экспериментам с передней подвеской – бельгийская компания Lion Rapid специально для FN стала производить телескопические гидравлические вилки, что не только сделало внешний вид мотоциклов более современным и привычным, но и положительно сказалось на комфорте и управляемости.

С 1953 года двухтактные модели начинают вытеснять более дорогие и тяжёлые четырёхтактники. В М22 (1953) устанавливается двигатель Küchen 173 см3, с 1954 года М22 доступен с мотором JLO 250 см3. В сотрудничестве с Sarolea начинается производство лёгкого мотоцикла S, получившего прозвище Blue Bird («Сойка»), с объёмом двигателя 125 и 200 см3.

1948 FN M XIII 450cc

 В 1955 было внесено последнее изменение в четырёхтакную «одностволку»: M XIII получил заднюю гидравлическую подвеску. В этом же году в кооперации с Royal Nord началось производство 50-кубового мопеда FN 50cc.

1959 год был урожайным для мопедов: производится целых четыре модели: FN50, Fabrina, Princess и Rocket с двухскоростными КПП. Для армии делают странный агрегат на трёх пухлых зубастых колёсах, который можно десантировать с самолёта – AS24 с двухтактным двигателем объёмом 250 см3.

1958 FN 500 Grand Prix

Мопеды в следующем, 1960 году, получают новый дизайн и трёхскоростные коробки передач. На базе Rocket создаётся Rocket Compepition, у которого пространство под сиденьем водителя не закрыто кожухами, а остаётся прозрачным.

В 1962 году была предпринята последняя попытка как-то оживить продажи с помощью новых 75-кубовых скутеретты и моторетты, но и это не помогло. До полного закрытия фабрики в 1967 году ассортимент не менялся, только с каждым годом падали объёмы производства. Европейский кризис мотопромышленности середины 60-х годов ХХ века погубил бельгийскую мотоциклетную марку. Попыток её воскрешения пока предпринято не было.

Пистолет FN Browning Hi-Power

Фабрика на протяжении всей своей истории продолжала выпуск той продукции, ради которой была создана: оружия и военного снаряжения, мотоциклы никогда не были основным продуктом производства. Оружейный бизнес жив и теперь. Из огнестрельного ассортимента FN следует отметить пистолет FN Browning Hi-Power, принятый армией на вооружение в 50 странах мира, и ручной пулемёт MAG (Mitrailleuse d'Appui General), используемый армиями 80 стран и производящийся по лицензии в Аргентине, Египте, Индии, Сингапуре, Великобритании и США. 

Доильные аппараты - ещё один из бизнесов FN

< ПРИЯТНОЕ ВРЕМЯНедалеко, но содержательно >
21 Августа 2014 14:27 Денис DEAN Панфёров