Дух воздуха

Дух воздуха

История компании Ariel

Текст: Денис DEAN Панфёров
Фото из архива редакции

В 1870 году английский инженер Джеймс Старли и финансист Уильям Хиллман решили открыть производство велосипедов. Это была передовая конструкция на спицованных колёсах и с лёгкой стальной рамой. В качестве торговой марки было выбрано имя персонажа из «Бури» Шекспира – Ариэль. В 1981 году серийные образцы поступили на рынок, а всего год спустя основатели «разбежались», но Джеймс остался в велобизнесе, совершенствовал конструкцию, даже выигрывал велогонки. Помимо велосипедов он с сыновьями также организовал выпуск швейных машин.


Стать большой самостоятельной компанией с полным циклом производства так и не удалось, поэтому в конце 1880-х Ariel Cycles вошла в концерн Rudge-Whitworth, который объединял множество мелких велопроизводителей. Это позволило сохранить работу, однако сама марка Ariel была вытеснена с рынка велосипедов основными брендами концерна – Rudge и Whitworth.

1898 первый трехколесный мотоцикл

В начале 1890-х единственным производителем пневматических шин для велосипедов в Великобритании была компания Dunlop, основатель которой Джон Б. Данлоп владел патентом на изобретение такой шины. На тот момент велосипед был единственным средством личного транспорта, не требующим конюшни, постоянного ухода и овса, и компания была загружена заказами от многочисленных велопроизводителей. Но к 1896 году удалось увеличить площадь цехов, появились свободные мощности, и Dunlop решила возобновить собственное производство велосипедов под давно существующей маркой Dunlop Cycle Co. Но это тут же вызвало сложности со сбытом шин – никто не хотел ставить на свои велосипеды покрышки с логотипом конкурента по рынку. Из этой ситуации надо было как-то выкручиваться, и Dunlop решил сделать ребрендинг. Для шин осталась старая марка Dunlop, а для велосипедов была выкуплена марка Ariel Cycles Co, тесно сотрудничавшая с Dunlop с самого начала производства пневматических шин. Так бренд Ariel снова появился на рынке.

1899 квадрицикл Ariel

Первый «самобеглый» Ariel появился в 1898 году – это был трёхколёсный мотоцикл, а в 1901 году сделали первый двухколёсный мотоцикл с двигателем Minerva объёмом 211см3. Он стал первым из линейки одноцилиндровых, а затем и двухцилиндровых мотоциклов с четырёхтактными двигателями разного объёма. Моторы использовались покупные марок MAG, J.A.P. и AKD. С 1910 до 1926 года основным был 482-кубовый нижнеклапанный двигатель White & Poppe, который сначала покупали, а потом начали производить самостоятельно по лицензии.

1903 Ariel c двигателем Minerva

В 1925 году в Ariel переманили из компании J.A.P. нового дизайнера – Вала Пэйджа. Ему удалось полностью обновить модельный ряд мотоциклов компании. Он разработал новый одноцилиндровый двигатель Red Hunter («Красный охотник»), который с 1927 года начал устанавливаться в обновлённое шасси, предназначенное для него. Эти мотоциклы были первыми из целой серии, которая продержалась в производстве вплоть до прекращения выпуска четырёхтактных мотоциклов в 1959 году. Гамма моторов состояла из двух нижнеклапанных объёмом 250 и 557 см3, верхнеклапанного 500-кубового и резвой верхнеклапанной «чекушки», попадавшей в сегмент низких налоговых ставок, но ехавшей при этом очень бодро.

1915 Ariel V-Twin

1919 Ariel Single

1926 Ariel Model D 500

В 1931 году Эдвардом Тёрнерсом был представлен двигатель Sq 4 (Ariel Square Four) объёмом 500 см3 для новой модели компании. Для мотоциклов, оборудованных коляской, с 1932 года его объём был увеличен до 600 см3, но спустя всего один год производство было полностью остановлено из-за кризиса. Но компания быстро «возродилась из пепла» и вновь вышла на рынок, обновив модельный рад. В традиционные на тот момент рамы ставились одноцилиндровые верхнеклапанные двигатели, остался без изменений только Sq 4 объёмом 600 см3. Классический довоенный Ariel – это мотоцикл с верхнеклапанным одноцилиндровым двигателем Red Hunter и хромированным бензобаком с приборной панелью на нём.

Эдвард Тёрнер

1930 схема мотора Ariel Square Four

1931 Ariel 4F5 - Square Four 500

Сложные четырёхцилиндровые двигатели Sq 4 с двумя коленвалами, стоящими друг за другом, имели проблему с охлаждением задних цилиндров, которая была решена только в 1937 году при изменении оребрения цилиндров и их головок, а также при увеличении рабочего объёма до 995 см3 – этот двигатель получил название 4G.

1933 Ariel Sq 4 с нагнетателем на котором Ben Bickell победил на трассе Brooklands

1937 Ariel 4G Square Four 1000

Во время войны компания свернула производство гражданских моделей мотоциклов, перейдя на исполнение военных заказов. Основной продукцией стал армейский Ariel W/NG 350, в основу которого лёг одноцилиндровый двигатель Red Hunter 350 см3, и рама на подвесках с увеличенным ходом для улучшения проходимости.

1938 Ariel Red Hunter 500 подготовленный для внедорожных гонок

1942 Ariel W_NG

Следующее обновление случилось только через 10 лет. В конце 40-х была представлена верхневальная параллельная двойка, предназначенная для серии мотоциклов KH. В начале 50-х Sq 4 был модернизирован в модель Sq 4 Mk1, а в 1953 году в легендарный Mk2 с четырьмя выхлопными трубами. С 1955 года все мотоциклы компании оснащались маятниковой задней подвеской за исключением серии Sq 4, которая до конца своего производства в 1959 году шла со свечной задней подвеской.

1953 Ariel Sq 4 MkII

1939 реклама Ariel Sq 4 1000

В 1954 году появился Ariel Huntmaster 650, чей мотор был основан на двигателе BSA 650 A10 и имел с ним множество общих запчастей, а также маленький четырёхтактный Ariel Colt 200.

1954 триальный Ariel 350 HT

1956 Ariel FH Huntmaster

В 1958 году началось производство двухтактного 250-кубового Ariel Leader, к которому в 1960 году добавилась его спортивная версия Arrow, а в 1964 появилась возможность заказать их с уменьшенным до 200 см3 объёмом двигателя (так ставка налога получалась ниже).

1956 Ariel Colt 200

1963 Ariel Pixie 50

Высокая популярность дешёвых двухтактников привела в 1959 году к решению концерна Ariel/BSA полностью остановить производство дорогих и уже порядком устаревших четырёхтактных моделей под маркой Ariel.

1956 Ariel VHA

Спортивные двухтактные модели компании занимали призовые места в триале (HT 350 и 500), а также во внедорожных гонках на выносливость (HS 500). HS не сильно отличался от базовых моделей компании, разве что к раме не приваривались такие «ненужные» элементы как кронштейны пассажирских подножек, а для HT была специально разработана рама, но двигатели, тем не менее, были серийные.

1958 Ariel FH650

1932 реклама Ariel Square Four 600

В 1963 году фабрика в Selly Oak была закрыта, производство переехало в Small Heath. Тогда же был представлен 50-кубовый Ariel Pixie. Изначально этот мотоцикл разрабатывался под четырёхтактный двигатель, но BSA настояла на использовании в нём своего двухтактного мотора, да ещё и с уменьшенным с 75 до 50 см3 рабочим объёмом. В результате модель, имевшая потенциал стать Honda Cub с миллионными тиражами производства, превратилась в ещё один финансовый провал, совершенно не востребованный рынком. К 1967 году фабрика Ariel закрылась.

1960 Ariel Arrow 250

1962 Ariel Golden Arrow

Последней моделью под легендарным брендом стал Ariel 3, трёхколёсный мопед с шарниром между рамой и задним блоком двигатель-колёса (только через 11 лет этот патент был использован при производстве Honda Gyro). Он производился компанией BSA и продвигался под слоганом «Вот он, чем бы он ни был!». Но публика так и не поняла, «что это было». Этот неудачный маркетинговый шаг стал последним гвоздём в крышку гроба Ariel/BSA. В 1970 году производство BSA тоже остановилось.

1969 Ariel 3

В 1999 году новая компания выкупила права на использование марки Ariel. Под ней сейчас выпускаются лёгкие двухместные спортивные автомобили Ariel Atom с открытыми колёсами, омологированные для езды по дорогам общего пользования. К мотоциклам этой марки они не имеют никакого отношения.

2011 Ariel Atom V8

Вполне возможно, что в ближайшие годы этот мотоциклетный бренд будет возрождён подобно таким громким именам как Norton или Brough Superior, ведь идея монетизации былой славы сейчас витает в воздухе. Подтверждением тому могут быть слухи о том, что Ariel Motors работает над мотоциклами, созданными в стиле автомобиля Atom с мотоциклетными двигателями от Honda.

2013 Скетчи мотоциклов от Ariel Motors

< Виктор Пантыкин: «Рекорд скорости – 800 метров в день»ПЕРВЫЙ СПОРТ >
29 Июля 2014 12:23 Денис DEAN Панфёров