Элитные марафонцы

Элитные марафонцы

Текст: Михаил Пимус
Фото из архива редакции

Ралли-марафон «Париж – Дакар» – самое суровое внедорожное испытание на планете. Из всех участников в наиболее тяжёлые условия поставлены мотоциклисты. Сегодня мы рассмотрим десятку самых знаковых мотоциклов «Дакара». Именно они доказывают величие инженеров и подчёркивают мастерство гонщиков.

1. Cagiva Elefant 906SP


Для достижения высоких результатов в самой сложной гонке мира Cagiva наняла специалистов из известной в узких кругах компании CH Racing, в доводке принимали участие инженеры из Ducati. За основу был взят фирменный L-образный силовой агрегат Ducati с десмодромным приводом клапанов. Двигатель с воздушным охлаждением выдавал пиковую мощность в 78 л. с. при 8000 об/мин. Конструкция оказалась весьма жизнеспособной. Великий маэстро Эдди Ориоль становился первым в ралли-марафоне «Париж – Дакар» в 1990 и 1994 годах. В последующем серийном производстве данный мотоцикл не снискал большой популярности.

 

2. KTM LC4 660/690 R


В 1999 г. австрийский производитель сумел создать машину для убийства всех возможных ближайших конкурентов. Модели 660R и 690R в период с 2001 по 2011 годы практически захватили подиум, поднимаясь на верхнюю ступень пять раз. Мотоциклы приводились в движение одноцилиндровым четырёхклапанным двигателем с пиковой мощностью 52 л. с. при 7000 об/мин. Сухой вес 170 кг, запас топлива – 55 литров. Фабрицио Меони открыл череду побед KTM в ралли-марафоне на мотоцикле LC4 660R, но уже в следующем году этот же гонщик отметился победой на новом LC8 950R, который послужил платформой для популярной гражданской серии Adventure.

 

3. KTM 450 Rally


В связи с изменениями в техрегламенте в 2010 г. компания KTM создала самый конкурентоспособный раллийный мотоцикл – KTM 450 Rally. Движущей силой стал одноцилиндровый 450-кубовый мотор, заключённый в массивную хромомолибденовую раму. В оснащении подвески применены топовые компоненты от WP. Сухая масса – около 145 кг. Успех KTM 450 Rally связан в первую очередь с легендарным испанским гонщиком Марком Кома. Выиграв «Дакар» в 2014, испанец принял участие в марафоне 2015 г. под первым стартовым номером, технично прошёл всю трассу и заслуженно стал пятикратным чемпионом «Дакара».

 

4. Honda XR 500/550R


Свои первые два «Дакара» французский мотогонщик Сирил Невё выиграл за рулём мотоцикла Yamaha. Но уже в 1982 г. он включился в борьбу в составе команды от компании Honda на мотоцикле Honda XR550R и с ходу смог занять первое место. С этого момента японский производитель полноценно включился в борьбу с песками, палящим солнцем и конкурентами. Конструкция мотоцикла простая, но крепкая – одноцилиндровый четырёхклапанный мотор 550 см3 воздушно-масляного охлаждения, пятиступенчатая коробка передач, телескопическая вилка спереди, моноамортизатор с прогрессией Pro-link сзади.

 

5. Yamaha XT500/550


Официальное открытие ралли-марафона «Париж – Дакар» состоялось в 1979 г. За три года до этого, в 1976 г. японскими инженерами был представлен мотоцикл, построенный специально для гонок по пескам. С этого времени можно отсчитывать историю раллийных мотоциклов. Отличительные черты модели Yamaha XT500 – полулитровый двигатель с воздушным охлаждением, выдающий 30 л. с. при 5800 об/мин, сравнительно небольшая длина (2170 мм) и вес 139 кг. Yamaha XT 500 смог дважды занять первую ступень пьедестала в первой и второй по счёту гонках в 1979 и 1980 годах соответственно.

 

6. BMW R800GS/ BMW GS 980 R


Немецкий мотогигант в начале 80-х годов прошлого столетия так же озадачился подготовкой мотоцикла специально для гонок в пустыне. Основой для постройки покорителя пустыни BMW R800GS послужил первый эндуро BMW R80 GS с его оппозитным двигателем воздушно-масляного охлаждения объёмом 797 см3 и пиковой мощностью 69 л. с. Под эксплуатацию в самых жёстких условиях на Земле конструкторам пришлось дополнительно усилить раму и удлинить маятник. Сухая масса в зависимости от версии составляла 155–230 кг, запас топлива – от 38 до 60 литров. BMW R800GS и BMW GS 980 R становились победителями «Дакара» четыре раза.

 

7. Vespa


Рассказывая о двухколёсных покорителях пустыни, нельзя не упомянуть смелую команду из четырёх человек, которые в 1980 г. заявились на ралли-марафон с основательно подготовленными скутерами Vespa. В призовые места попасть им, само собой, не удалось, но, несмотря ни на что, двое из четырёх гонщиков удачно финишировали. Сложно себе представить, что они пережили, пилотируя по бездорожью тихоходные (всего 65 км/ч) скутера на 10-дюймовых колёсиках с небольшими двухтактными моторчиками объёмом 198 см3 и мощностью 12 л. с. Так, на секундочку, гонка длилась 16 дней. Они сумасшедшие!

 

8. Honda EXP2


Ралли «Париж – Дакар» ко всему прочему является площадкой для смелых ресурсных испытаний техники. Одним из таких экспериментов в 1995 г. стал мотоцикл Honda EXP2 с экспериментальным двухтактным мотором. Длительные перегоны, палящее солнце и мелкий песок, конечно же, не лучший полигон для «двухтактника». Инженеры внедрили в одноцилиндровый мотор объёмом 400 см3 систему впрыска топлива и мощностной клапан на выпуске, что самым положительным образом сказывается на качестве сгорания топлива и показателях мощности. Мотоцикл получился достаточно лёгким и мощным (54 л. с. при 7000 об/мин; сухой вес – 159 кг), но в серийное производство не пошёл и блестящих результатов в песках не показал.

 

9. Honda NXR 750V/800V


В 1986 г. на ралли-марафоне дебютировал мотоцикл Honda NXR 750V, впоследствии ставший родоначальником гражданского семейства «дальнобойных» тяжёлых эндуро XRV750 Africa Twin. Легендарный Сирил Невё привёл мотоцикл к победе сразу же в год дебюта, а затем ещё два раза в 1987 и 1988 годах (модель NXR 800V) . Основа конструкции – V-образный 65-сильный силовой агрегат с жидкостным охлаждением. Последующие модернизации привели к появлению Honda NXR 800V. С увеличением рабочего объёма двигателя мощность поднялась до 75 л. с., вес обосновался на отметке 170 кг.

 

10. Yamaha YZE 750T/850T Tenere


Появление в «Дакаре» Yamaha YZE 750T тесно связано периодом становления раллийного гонщика Стефана Петранселя. Именно в седле мотоцикла Yamaha состоялись его первые победы. Модель YZE 750T дебютировала в 1991 г. и сразу с победы. Затем более кубатурная модификация 850T Tenere поднималась на высшую ступень ещё шесть раз. Разработчики снабдили мотоцикл двухцилиндровым рядным 750-кубовым двигателем жидкостного охлаждения. Изначально мотор выдавал 75 л. с. Гоночные победы дали старт целой линейке серийных «проходимцев» Yamaha. Так, например, XTZ 750 Super Tenere до сих пор считается едва ли не лучшим аппаратом для туризма.


< БизонМотоцикл, меняющий жизнь >
1 Марта 2015 11:41 Михаил Пимус