Крыло богини

Крыло богини

Мотоциклы Honda серии WING

Текст: Денис DEAN Панфёров
Фото из архива редакции

В истории моделей компании, на логотипе которой красуется крыло, просто не может не быть такого, что ни одна модель не будет названа “Wing” (крыло). И действительно, такая модель существует, и не одна.


Золотое крыло

Начнём мы с далёкого 1972 года, когда под руководством Соичиро Иримажири, создателя шестицилиндровых двигателей для гоночных мотоциклов компании и V 12 для автомобиля Honda RA273 Formula One, был построен прототип Ho n da M1 – комфортабельный и мощный туристический мотоцикл. Всё строилось вокруг мотора – оппозитного шестицилиндрового агрегата объёмом вдвое больше, чем у СВ750: 1470 см3. С полутора литров рабочего объёма сняли всего 80 л. с. – совсем немного. Гнались не за мощностью, а за наиболее пологой характеристикой графика крутящего момента и удобством в дальней дороге. Тем не менее, 220 км/ч мотоцикл развивал. Несмотря на прекрасные характеристики мотора, низкий центр тяжести и неплохую управляемость, мотоцикл в серию запущен не был. Мотор получился длинным, коробка передач размещалась после него, поэтому подножки водителя оказались достаточно далеко сзади, что делало позу за рулём излишне спортивной и напряжённой, что для туристического мотоцикла было плохо. Проект с шестицилиндровым мотором был зарублен.

1972 HondaM1 concept

Осенью 1974 года было представлено первое «Золотое крыло» Gold Wing GL 1000. Его двигатель представлял собой обрезанную до четырёх цилиндров версию мотора от М1. Объём 999 см3, мощность всё те же 80 л. с., что и у «шестёрки», но при больших оборотах. Несмотря на то, что мотоцикл считался «туристом», фирменного лобового обтекателя для него не предлагалось, лишь в последний год выпуска (1979) стали предлагать в качестве опций багажные кофры и комфортное сиденье. Этой ситуацией воспользовались многочисленные компании, наладившие выпуск «тюнинговых» обтекателей различных форм и размеров, от симпатичных до откровенно уродливых, но при этом со своей основной задачей – защитой водителя от ветра – справляющихся неплохо.

1976 Honda GoldWing GL1000

Осенью 1979 года вышла «Голда 1100». Причиной появления модели стал выход Suzuki GS 1000 с рядной «четвёркой», и появление Kawasaki Z 1300 с рядной «шестёркой». Но просто увеличением диаметра цилиндра на 3 мм не ограничились – мотор был основательно переработан с целью улучшения рабочих характеристик, изменились ходовая часть и рама. До мая 1980 года мотоциклы производились в Японии, позже их производство переехало в США, но моторы продолжали собирать на японском заводе. В 1980 году вышла модель GL 1100 I ( Interstate ) – первый капотированный турер из Страны восходящего солнца. Так странная ситуация со сторонними производителями ветровых щитков была ликвидирована. Двумя годами позднее, в 1982, к комплектации добавились четырёхканальная СВ-радиостанция и компрессор для регулировки жёсткости пневматической подвески, а также появилась ещё более богатая комплектация FL 1100 A ( Aspencade ) с увеличенными багажными ёмкостями и двухцветной окраской.

1979 Honda GL1000 с обтекателем Windjammer

В 1983 году вышел люкс-турист Yamaha Venture XVZ 1200 с двигателем DOHC V 4, четырьмя клапанами на цилиндр и богатым оснащением. Это послужило поводом для обновления «Голдвинга» – модель GL 1200 начала продаваться уже в 1984 году. В приводе клапанов появились гидрокомпенсаторы, привод сцепления стал гидравлическим, что сделало двигатель практически необслуживаемым и удешевило ТО. Изменились размеры колёс – они стали шире и меньше в диаметре. Рама стала гораздо более жёсткая. Несмотря на все изменения, вес мотоцикла остался прежним – не добавилось ни килограмма. Модель G L1200 Standart без обтекателя существовала всего один год, потом была снята с производства. Остались только капотированные Interstate и Aspencade . Голых мотоциклов под именем «Голдвинг» больше не производилось никогда.

1980 Honda GoldWing GL1100a

В 1985 году, в ознаменование 10-летия начала производства, был представлен Limited Edition GL1200L, окрашенный золотистым металликом. Помимо окраски, мотоцикл отличался электронным впрыском топлива, круиз-контролем и четырьмя штатными динамиками музыкальной системы. К сожалению, впрыск топлива на тот момент был ощутимо дороже карбюраторов, и в 1987 году он опять исчез из комплектации.

1985 Goldwing GL1200A

Работа над новой моделью Gold Wing началась в 1984 году. На разных стадиях проекта было построено порядка 15 тестовых мотоциклов, одним из которых был GL 1200 с имплантированным двигателем от концепта М1, чтобы оценить преимущество шести цилиндров. Работа завершилась в 1987 году и была показана на осеннем мотосалоне в Кёльне. Цилиндров наконец-то стало шесть, но схема питания была упрощена: вместо одного карбюратора для каждого цилиндра стали по-автомобильному применять один на ряд из трёх цилиндров. Увеличилось количество пластика, мотоцикл был покрыт им полностью, панели плавно переходили одна в другую. Жёсткость подвески можно было менять на ходу с помощью встроенного компрессора, появилась задняя передача. Все размеры мотоцикла увеличились, исключением стала лишь высота сиденья – она стала минимальной за 13 лет производства «Золотых Крыльев».

1996 Honda GoldWing GL1500a

«Голда-полторашка» продержалась на конвейере 13 лет – столько же, сколько GL 1000, 1100 и 1200 вместе взятые. Параллельно выпускалось три модификации, отличавшиеся комплектацией – Interstate , Aspencade и SE ( Special Edition ), которые перечислены по возрастанию уровня оснащения. На самой «простой» Interstate не было заднего хода, круиз-контроля, платформ для ног пассажира, стояла аудиосистема попроще.

2001 Honda GoldWing GL1800a

В 2001 году произошла глобальная смена модели. Был представлен по сути совершенно новый мотоцикл с прежним именем. Шестицилиндровый двигатель объёмом 1832 см3 был оснащён впрыском топлива, рама стала алюминиевой, изменились размеры заднего колеса, резина стала радиальной, полностью обновился дизайн. Вес при этом уменьшился, если сравнивать с GL 1500. Сильные изменения затронули тормозную систему (АБС появилась в качестве опции). В 2006 году мотоцикл получил небольшие технические и стилистические изменения, появилась версия с подушкой безопасности (впервые на мотоцикле) и встроенная навигация (доступно для рынка США).

2012 Honda GL1800 GoldWing

В 2012 году поползли слухи о новой «Голде». Пора бы – 12 лет на конвейере – это очень большой срок. И действительно, в 2013 году её показали. Но вопреки ожиданиям чего-то радикально нового с точки зрения дизайна, с ещё большим объёмом мотора и коробкой-автомат (трансмиссия Honda DCT ), компания ограничилась небольшим фейслифтингом и мелкими техническими доработками. То ли модель 2001 года получилась настолько совершенной, что не нуждается в глобальном обновлении, то ли ей на смену грядёт что-то радикально новое, и просто требуется некоторое время, чтобы все идеи воплотить в металл и пластик и показать всем мощь и потенциал самого крупного в мире производителя мотоциклов.

2012 Gold Wing GL1800 со стеклоочистителем для рынка Японии

Парадокс: самая дорогая модель компании является несколько лет подряд бестселлером на рынке России, опережая по продажам гораздо более «народные» серии NC , CB и СВ R .

Серебряное крыло

В 1981 году на базе нейкедов серии CL был построен среднеобъёмный туристический мотоцикл GL 500 Silver Wing . Двигатель был V -образным двухцилиндровым с углом развала 90°, что традиционно, но при этом ось вращения его коленвала была расположена вдоль мотоцикла, что нетрадиционно: по такой схеме с начала 60-х годов ХХ века и до сих пор строятся только мотоциклы итальянской компании Moto Guzzi .

1983 Honda GL 650 Silverwing Interstate

GL500 существовал, как и GL 1000 в то время, в двух версиях – «нейкед» и с обтекателем Interstate, что позволяло говорить о крылатом семействе. Большой центральный кофр устанавливался на место сиденья пассажира, превращая мотоцикл в одноместный. При езде вдвоём приходилось ограничиваться только объёмом жёстких боковых багажных кофров. Предприимчивые тюнинговые компании тут же наладили выпуск багажников, позволяющих вынести центральный кофр назад, за сиденье пассажира.

В 1983 году объём двигателя увеличили до 650 см3, что вкупе с более длинными передачами обеспечило лучшую топливную экономичность. Но мотоцикл всё равно продавался не очень хорошо, и к концу этого же года был снят с производства. Серия Silver Wing просуществовала всего три года и умерла, чтобы возродиться снова только через 18 лет.

Honda Silver Wing 600

В 2001 году это имя было дано макси-скутеру объёмом 400 см3 (для японского рынка) и 600 см3 (для европейского). Это флагман компании в сегменте скутеров, он обеспечивает высокий уровень комфорта, позволяющий использовать его не только в городе, но и в дальних путешествиях. В отличие от других производителей «большеобъёмных макси», в Honda не стали мудрить с компоновкой – по сути мотор похож на увеличенный в несколько раз блок мотор-маятник от Honda Dio, только он четырёхтактный и двухцилиндровый. Но огромные стальные блины вариатора, гигантские грузики, широкий и прочный ремень, большие колодки центробежного сцепления и отсутствие электроники делают этот мотор поистине неубиваемым, за что его и ценят владельцы. Оборудованная впрыском двухцилиндровая рядная двойка развивает 38 л. с. в 400-кубовом варианте, и 50 л. с. в 600-кубовом. Скутер с небольшими косметическими изменениями выпускается по настоящее время и успел порядком устареть за эти 14 лет. Не мешало бы освежить дизайн и поставить более актуальные колёса чуть большего размера, хотя бы 15”+14” вместо устанавливаемых всё это время 14”+13”.

Просто крыло

Эта глава могла бы называться «Бронзовое крыло», но мотоциклов с таким именем Honda не производила. Поэтому от темы крылатого металла мы отойдём.

Honda Wing 125

Мотоцикл Honda CG 125 был создан в 1976 году из СВ125 методом упрощения и удешевления. Он предназначался для рынков стран с неразвитой сетью технических центров, где ухаживать за техникой просто не принято. Так, вместо верхневального мотора было отдано предпочтение нижневальному со штанговым приводом клапанов, цепь привода колеса была заключена в крепкий кожух, использован поролоновый воздушный фильтр и оба тормоза барабанные. Так получилось очень простое и необыкновенно надёжное транспортное средство, которое продержалось на конвейере 32 года и было официально снято с производства только в 2008 году, хотя его копии, и лицензионные, и незаконные, производятся до сих пор. В Таиланде он выпускался не под аббревиатурой CG, а под именем собственным Wing, потому и попал в наш обзор. Сейчас свежий «Винг» найти практически невозможно, но переделанные в каферейсер ухоженные экземпляры попадаются довольно часто.

2007 Honda S-Wing 125

В 2007 году модель Honda Pantheon 125 была заменена в производственной линейке на FES125-7, которой было присвоено имя собственное S - Wing . Это недорогой четырёхтактный скутер на небольших колёсах, с центральной и боковой подставкой и высоким ветровым стеклом. Он существует в 125- и 150-кубовых версиях, есть модификации с АБС. Его и сейчас выпускают на заводе в Испании и продают в Европе.


Не исключено, что этими моделями мотоциклов и скутеров дело не ограничится, и в будущем будут появляться другие «крылья». Вряд ли это будут А-, X- или Y - Wing , потому что эти названия уже использованы Джорджем Лукасом, но в английском алфавите 26 букв, и незанятых среди них пока хватает. < Лицом к трудностям«Хаска» для ралли >
1 Февраля 2015 16:32 Денис DEAN Панфёров