Сила воображения

Сила воображения

Текст: Михаил Смолянов
Фото: Кирилл Калапов

«Может, хватит изображений концептов и описания к ним» – говорил я сотрудникам журнала «МОТОЭКСПЕРТ», когда они ко мне обратились. «Нет, нужна статья о проектах и о тебе, желательно с казусами и приключениями» – услышал в ответ. Не знаю, приключение ли занятие дизайном в России, но казусы случаются, это точно.


То, что хочу заниматься дизайном, понял достаточно поздно. Когда учился в Менделеевском на последних курсах факультета кибернетики химико-технологических процессов. Матмодели процессов – интересно и захватывающе, но всегда хотелось делать то, что можно потрогать руками. Примерно в это же время стала широко распространяться 3D -графика и 3 D -моделирование. Для меня возможность покрутить то, чего нет ещё в реальной жизни, показалась очень интересной и заманчивой. Единственное, что настораживало, чтобы потрогать руками, нужен был производственный этап. После окончания университета немного поработал кодером, параллельно изучал пакеты 3D-моделирования и визуализации. И ушёл в выставочный бизнес. Здесь я получил возможность потрогать руками плоды своего воспалённого воображения, мог поучаствовать в производственном этапе, но со временем удовлетворения от самореализации получал всё меньше и меньше. В малой степени мог влиять на качество конечного продукта, да и срок эксплуатации был 3–4 дня. Проработал много лет и могу назвать себя профессионалом в этом виде деятельности. Смог заработать немного денег и репутацию, что позволило уйти во фриланс и заняться чем-то другим.

На каком-то этапе понял, что надо сменить вектор деятельности, точнее, расщепить и поискать себя ещё в чем-то. Интерьеры, мебель, занимаюсь всем, что интересно, в том числе и просто визуализацией. И сейчас основным направлением деятельности становиться автомотодизайн, мне всегда были интересны эти объекты, сплавы искусства и технологии.

Трёхмерная графика позволяет визуализировать и спроектировать то, что пока не существует в реальности, и подать в очень хорошем виде. Правда, в плане визуализации есть ещё куда расти, не всегда хватает терпения довести картинку до идеала. За законченным, смоделированным проектом стоит ещё очередь нереализованных идей. И тратить время на доводку картинки просто жалко. Иной раз на проект уходит неделя, иногда месяц, но некоторые могут дозревать по полгода. На проект под заказчика всегда уходит больше времени, чем на свою идею. Одни проекты годами живут только в голове, некоторые там и умирают, даже не зарисованные и не описанные на бумаге. Очень не хватает персонажа, с ним концепты были бы максимально информативны и более интересны.

При проектировании старюсь сделать концепт максимально реализуемым с прицелом на производство в металле. В некоторых проектах отрываюсь по полной, а по другим консультируюсь с грамотным конструктором. Иное дело, когда проект делается под реализацию, тогда начинается очень плотная работа с заказчиком и конструктором, необходимо прорабатывать детали, на которые раньше не обращал внимание. Но всё-таки основное – это образ и идея, которые я хочу передать. Всегда можно переделать проект под другой двигатель, подвеску, изменить раму и переделать детали, но основную идею старюсь сохранить неизменной. Идея может родиться как вспышка в голове: увидел деталь, здание, механизм или автомобиль – и вот уже в голове сложился образ, который не даёт мне покоя, и хочется быстрее его прорабатывать.

Пару раз не мог заснуть, вставал и начинал работу до утра. Часто замысел рассыпается на стадии компоновки, то, что в голове сложилось в элегантный образ, на стадии проектирования превращается в нагромождение деталей. Более двух десятков концептов не закончены, и часть из них никогда не будет завершена, а часть ждёт своего часа. Ещё больше в планах, в зарисовках и в записях. Хорошо, если придётся их реализовывать в заказных проектах. К счастью, есть категория проектов, которые сами находят своих заказчиков.

Мне кажется, основная задача этой статьи – описание проектов и планов. Начнём с первого.

Я очень люблю стили ретрофутуризма, такие как стимпанк, дизельпанк, стирмлайн, сюда бы я включил и ар-деко. У меня есть несколько работ в стимпанке, и у них у всех интересная судьба.

Самый известный проект – это Steampunk Chopper или «Чёрная вдова». У Orange Country Choppers есть мотоцикл с аналогичным названием, и на момент публикации в блоге я об этом не знал. Но интернет всё расставил на свои места, и теперь проект известен как Steampunk Chopper . Существует несколько вариантов этого концепта. Две первоначальные версии были закончены в конце 2007 года. Второй вариант, возможно, попал в книгу Steampunk book издательства Korero Books, договор я подписал и материалы отправил, но ни книги, ни сканов из неё я не видел. Через некоторое время мною был сделал третий вариант этого концепта с оппозитным двигателем, его можно увидеть на сайте оппозитчиков, в форуме. Я сделал этот вариант для ребят с Украины, которые собирались его строить. После некоторой инженерной проработки проект заглох. Четвёртый вариант я сделал на базе двигателя Moto Guzzi Griso V 8. Были переделаны подвески, изменена база и ещё некоторые детали. На этом варианте я остановлюсь подробнее…

Ко мне обратился Ричард Монсон-Хэвель, который занимается издательством электронных книг, с предложением использовать первый вариант Steampunk Chopper в новых историях про Шерлока Холмса. У его книг есть особенность, некоторые вещи, которыми пользуются герои и иллюстрации к главам, можно приобрести. Планировалось продавать и этот мотоцикл. По книге Шерлок с Ватсоном должны были передвигаться на мотоцикле, причём доктор в коляске, которую я должен был придумать в кратчайшие сроки. Я предложил три варианта, после долгих обсуждений сошлись на самом первом варианте, который можно увидеть здесь. После этого Ричард нашёл в Дублине (но не тот, который в Ирландии, а в штате Огайо) человека по имени Кейси Патч из Putsch Racing , готового разработать прототип этого мотоцикла. В тесном сотрудничестве с Кейси я внёс множество изменений в проект, поставил двигатель Griso V 8, изменил базу и отказался от кардана. Все участники согласились с предложенным вариантом, и работы должны были перейти в стадию конструкторской проработки, но на этом переписка с моими американским друзьями закончилась. Причины внезапной тишины мне не известны.

Не знаю, что будет дальше с этим проектом. Его элементы и идеи я видел в нескольких кастомах, в том числе и у нас в РФ. Но у меня такое ощущение, что если он и будет построен в том виде, в котором я его задумал, то только с моим непосредственным участием. А вот когда? Трудно сейчас сказать…

Продолжением моей паровой темы был проект ARX -4 Steampunk . В начале XX века, на заре авиа- и автостроения существовали гоночные автомобили лодочной компоновки с двигателями от аэропланов, деревянными рамами, медными трубками и спицованными колёсами. Вот одно из таких авто и послужило вдохновением для этого проекта. Из V 8 я сделал рядную четвёрку, убрал все подвески, капотировал двигатель и повесил седло на рессору. Получился интересный мотоцикл, который я хотел бы воплотить в металл. Именно принт этого проекта появился на выставке стимпанка в Музее идей и изобретений в Барселоне.

Последней работой в стиле стимпанк были три тележки с паровыми двигателями для заказчика из Санкт-Петербурга в начале 2012 года. Нареканий и недовольства не было, критики в свой адрес я тоже не слышал, но заказчик перестал отвечать на письма, после того как я скинул последний из трёх вариантов. Самое забавное, что мы должны были сотрудничать и дальше на поприще общественных туалетов в стиле стимпанк. В Питере давно не был, может, там появились чугунные кабинки с латунными деталями, паровыми свистками и ацетиленовыми горелками?

Ретрофутуризм, конечно, хорошо и интересно, но иногда хочется сделать и что-то фантастическое. Такие мотоциклы как C - Org , sGlass и sBBT отражают мой поиск в этом направлении. В своё время на кардизе ( cardesign . ru ) работа sBBT была самая обсуждаемая. Проект sGlss родился, что называется, в одночасье, от замысла до рендера – одна бессонная ночь, а самым известным стал С- Org . Вот с его-то появлением на кардизе и дальнейшим распространением в интернете произошла забавная история. При публикации работ на сайте нужно давать пояснения. Написать существенные комментарии к своей работе было непросто, поскольку проект абсолютно фантастический (например, раму и подвеску, которую я предложил, изготовить можно, но это будет очень дорого, а ещё сложнее её просчитать). Я включил своё химико-технологическое образование и высмеял «зелёные» технологии. Это дало неожиданный эффект. Западные информационные ресурсы на мото-зелёную тематику и просто мототематику всё приняли за чистую монету и опубликовали этот проект под лозунгом «Русские придумали «зелёный» мотоцикл». Перевод моей аннотации к мотоциклу с русского на английский добавлял абсурда к этой ситуации. На комментарии о том, что используется ДВС, уже никто не обращал внимание. Через некоторое время подключились наши блоггеры и новостные ресурсы. К сожалению, они не удосужились поискать проект С- Org в русском сегменте интернета и не видели русского описания. К тому же, видимо, не очень сильны в английском и последний раз слово химия слышали в школе, в итоге переведённые статьи с английского на русский получались очень смешные. Что, конечно, добавило известности и вызвало бурю эмоций у комментирующих мой проект С- Org .

Отдельно я хотел бы сказать про два проекта – это проекты «ГЛ-1м», «ГЛ-2м», которые я делал для «Кузовной Мануфактуры Бушуева», проект «Электрическая Волга» для Electric Car Custom .

Александр Бушуев известен как создатель реплики автомобиля «ГЛ-1». Он предложил мне поработать над мотоциклом серии «ГЛ» по его мотивам. Проект рождался долго, более трёх месяцев. Предложил два варианта: длинную и короткую версию. После долгого обсуждения решили оставить оба, но разделить их стилистически на два варианта, по мотивам «ГЛ-1» и «ГЛ-2». Александр очень активно участвовал, и во многом благодаря ему получились два ярких и интересных мотоцикла. После их публикации мы почувствовали огромный интерес к проекту, и самый часто задаваемый вопрос был – где и когда можно будет их протестировать. К сожалению, финансовая сторона не позволяет приступить к их реализации.

Но это ещё не всё. Проект получил продолжение. Ко мне обратились Владимир Быков и Олег Царьков из Electric Car Custom , которые в своё время построили Porsche Cayenne на электротяге. Им очень понравились «ГЛ-1м» и «ГЛ-2м». Они предложили мне на базе длинного мотоцикла сделать вариант на электротяге с использованием элементов дизайна «ГАЗ-212» «Волга». Сначала я не хотел использовать «волговский» дизайн и предложил свой вариант, который им понравился. Но ребята хотели видеть мотоцикл с элементами дизайна «Волги», пришлось нарисовать ещё один вариант, который в итоге был принят. Пока я разрабатывал проект, они сделали предложение по компоновке и используемым агрегатам. В предфинальном варианте я учёл все пожелания Владимира и Олега, кроме одного, они хотели поместить на крыло фигурку оленя. Оставалось только предложить вариант с кофрами и уточнить посадку. Проект находится в стадии окончания разработки конструкторской документации. Если будут найдены источники финансирования, то мотоцикл будет построен. На мой взгляд, заявленные характеристики довольно интересны, например, скорость ограничена 200 км/ч, а дальность достигает 350 километров в варианте с кофрами.

Прочитав всё это, уважаемый читатель задаёт себе вопрос: «Я правильно понимаю, что законченных проектов в «железе» нет, и даже нет заложенных?» И оказывается отчасти прав. Вот теперь я перехожу к планам.

«Железо» у меня есть. Забрал я как-то из деревни старый и ржавый «ИЖ Юпитер-2»… Разборка. Дефектовка. Посидел над проектом. Потом с конструктором посидели. Посчитали. Получилось дорого. И я понял, что не стоит вкладывать деньги в то, что не едет. Теперь ищу донора в лучшем состоянии и с лучшими ТТХ, скорее всего, «японца», переработаю дизайн и запущу на стапель. Но только когда закончу свой основной проект, о котором ниже. Есть у меня ещё «Вятка», старая. Дизайн готов. Разобрали, ввариваем куски и меняем ходовую. Но этот мотороллер является спутником основного проекта, поэтому ему пока внимания уделяется мало.

Теперь об основном проекте, которым занимаюсь уже больше полугода. Начну с небольшого отступления. Я занимаюсь не только мотоциклами, меня очень интересует тема хотродинга, американских классических машин и рэтродов. Есть несколько концептов на эту тему, при обсуждении которых я познакомился с Павлом Сольевым. Многие мотоциклисты его знают, он занимался эвакуацией двухколёсных, является хорошим мотористом и металлшейпером, участвовал в создании «ГЛ-1». В процессе обсуждения выяснилось, что он готов к реализации совместного проекта по созданию хотрода на базе американского двигателя и элементов кузова от VW Beetle . И работа началась… Сейчас готовы шасси на базе bigblock ’ a от Ford и коробки передач для драга. Заканчиваются жестяные работы. Рассчитываю, что работы будут закончены к лету этого года. Проектом-спутником будет мотороллер «Вятка» с увеличенной базой и мощностью.

Я и Павел организовали совместную мастерскую под названием SSD & C . Когда мы закончим этот проект, почти сразу закладываем два новых. Про один я могу сказать, это будет не глубокая модернизация универсала Ford Custom 500 1976 года выпуска. Скорее, восстановление, но кое-что я добавлю от себя.

Что ещё добавить, с реализацией мотоциклов пока получается не очень, но надеюсь, что совместно с Павлом и на базе нашей custom -мастерской мы сможем реализовывать любые наши фантазии. И не только наши.

< Непризнанный генийЭволюция, два вала и революция (ч.3) >
21 Февраля 2013 10:26