Грузия на майские

Грузия на майские

Три Yamaha Super Tenere и одна Грузия

Всегда мечтал о путешествиях! И вот дома во всю стену появился плакат – дикая грунтовка, а на ней огромный красавец Yamaha Super Tenere. Камни летят из-под колёс, мотоцикл в лёгком заносе на контррулении… Вслед за плакатом материализовался и он сам. С пробегом под 30000, боевой. Да что скрывать – мы жили этим маршрутом всю зиму!

  Какое большое дело без планирования! Планы строили, исходя из следующих критериев:
 – время: майские праздники;
– красивые пейзажи и интересные места, древние строения, замки;
– наличие инфраструктуры для туризма – гостиницы, гостевые дома, кафе – «дикий» отдых в мае планировать не хотелось;
 – живописные дороги, серпантины, горы;
 – немного экстрима – бездорожья, горных перевалов, бродов;
– вменяемые цены – Европа не шибко манит курсом евро и ценами на еду-жилье;
– безопасность – хапнуть экстрима с местными жителями в первой нашей серьёзной вылазке не хотелось.
Так появилась Грузия. Были некоторые опасения по поводу горных перевалов – они запросто могли оказаться закрытыми или непроходимыми для наших мотоциклов из-за снега. Ну и за погоду немного переживали, весна бывает разной… Тем не менее, в маршрут решили включить все доступные для нашей техники места, за исключением совсем уж эндурных. Первого мая в шесть утра стартовали.



День 1. Москва – Миллерово – Морозовск – Волгодонск – Элиста. 1400 км
Изучив интернет, решили ехать по М4 до Миллерово, а затем уходить с трассы на Элисту. Дневной пробег, конечно, не вызывал оптимизма, но было решено принести в жертву «пятую точку», дабы не тратить много времени на прямую трассу Москва – Дон.
Сейчас, оглядываясь назад, я бы не рекомендовал ехать через Элисту, если только у вас нет чёткого намерения побывать в Калмыкии. Во-первых, это крюк километров в 200. Во-вторых, 1400 км за один день может стать серьёзным испытанием на выносливость. Тем более трасса Москва – Дон стала реально удобной и скоростной. Есть лишь один небольшой однополосный участок между Воронежем и Ростовом, да и тот активно реконструируется.


  
Калмыкия поражает бескрайними степями, уходящими в горизонт, прямыми как струна и пустыми дорогами при полном отсутствии камер и людей с радарами. Но будьте внимательны – дорога может преподносить сюрпризы в виде участков с огромными ямами и выбоинами, в которых запросто может утонуть мотоцикл средних размеров.
Элиста – крупнейший город и столица республики Калмыкия с населением около 100000 человек. Калмыки – буддисты. Повсюду встречаются буддистские храмы, дома с забавными крышами. И даже придорожные места отдыха оформлены в аналогичном стиле. Люди приветливые, улыбчивые. Нам показалось, что агрессия, к которой мы привыкли в Москве, стремится к «0». Калмыцкая кухня о-о-очень вкусная. Рекомендую посетить ресторан «Легенда», специализирующийся на калмыцкой кухне. Место не дешёвое, цены почти московские, но готовят отменно! Если вы планируете прибыть в Элисту после 23:00, советую иметь с собой что-нибудь перекусить. Ночью поесть негде.

День 2. Элиста – Будёновск – Минеральные Воды – Беслан – Владикавказ – Степанцминда (Грузия). 600 км
Выдвигаемся в 8:00, день обещает быть непростым, с учётом перехода границы с Грузией. Сразу после Элисты километров на 100 идёт самый опасный участок – дорога настолько разбита, что вдоль обочины стоит с десяток автомобилистов, которые меняют пробитые колёса и правят диски молотком.



С приездом в Осетию картина резко меняется. Прежде всего возникают опасения по поводу безопасности движения. Невольно вспоминаешь поговорку «Чем выше горы – тем ниже “Приоры”». Горячая кровь местных жителей не сочетается с включением поворотников, необходимостью смотреть в зеркала и предупредительностью на дорогах. Природа становится более рельефной, но одновременно почему-то возрастает желание побыстрее преодолеть этот участок маршрута без происшествий. Да и названия населённых пунктов не внушают позитива – нашумевшие беслановские и будёновские события в памяти ещё ой как свежи. По сравнению с Калмыкией присутствие блюстителей порядка возрастает стократно – встречается множество постов и засад с радарами. Полиция вооружена автоматами. При этом встречается немало представителей местной фауны, которым закон в принципе не писан – сплошных и ограничений скорости для них не существует. Видимо, есть протекторат – «сват, брат» и т. п.



Обедаем в Минеральных Водах. Обычный городок, с виду ничем особо не выделяющийся. Шашлык вкусный! Далее Владикавказ и граница неподалёку от посёлка Верхний Ларс. Мы боялись пробок на границе, но, видимо, нам повезло – очереди не было, если не считать пять машин перед нами. Лезть вперёд не стали, решили культурно подождать.
Готовясь к поездке, я серьёзно озаботился генеральными доверенностями с переводом на английский язык, что стоило порядка 4000 рублей. Так советовал интернет, а по факту оказалось, что доверенности никому не нужны. Достаточно техпаспорта и водительского удостоверения. Ну и загранпаспорта, разумеется. Границу прошли быстро – печать на выезде и печать на въезде. И вот мы в Грузии.



Первый километр военно-грузинской дороги и капающий дождик заставляют задуматься о правильности выбора резины и настройки подвески – асфальт резко заканчивается и превращается в грунтовый серпантин с ухабами средней величины. Дорога узкая – местами трудно разъехаться с фурами. Не знаю, зачем и почему грузинские власти обделили эту дорогу заботой и вниманием – в самой Грузии дороги преимущественно на твёрдую «4+». Радует одно – до населённого пункта Степанцминда, нашей первой остановки в Грузии, ехать минут 15–20. А там грузинское вино, хинкали и крепкий сон.
В Степанцминде много гостевых домов на любой вкус. На въезде стоит с десяток «зазывал», которые предложат ночлег. Но я бы рекомендовал забронировать местечко заранее, чтобы избежать сюрпризов. С едой тоже проблем нет – вокруг центральной площади (пятачок на въезде) есть несколько ресторанов. Но высокой кухней и приятными ценами они не радуют – место проходное, туристическое.

День 3. Степанцминда – Тбилиси. 150 км
Степанцминда (старое название – Казбеги) знаменита храмом Святой Троицы, который расположен на вершине горы высотой 2100 м.
После недолгих споров было решено попробовать подобраться к храму на мотоциклах. Кофры мы оставили у хозяина (мотоциклы скинули килограммов по 30–40) и приготовились к штурму. Дорога каменистая, крутые повороты с уклоном – есть о чём вспомнить. На тяжёлом мотоцикле без особых эндурных навыков подъём давался непросто. Навстречу нам попались легковооружённые мотоциклисты, которые посоветовали бросить мотики при первых признаках снега, что мы и сделали, ничуть впоследствии об этом не пожалев. В принципе, внизу у подножия есть много желающих за денежку доставить вас на вершину на джипе или подготовленном микроавтобусе. Если вы путешествуете на тяжёлом «туристе» на шоссейной резине – не пренебрегайте советом, оставьте мотоциклы внизу. Особенно в дождь. Ближе к вершине дорога превращается в скользкий грунт с камнями, развороченный колеями внедорожников. При желании и умении проехать на мотоцикле, конечно же, можно… вопрос времени и цены ремонта при неудачном раскладе.



Ещё выше, на высоте примерно 3800 м, находится древний монастырский комплекс Бетлеми. Но туда мы решили не лезть. Время, затраченное на подъём до храма, грозило ночным прибытием в Тбилиси.

P5030069.jpg

Дальнейшие 150 километров по военно-грузинской дороге пролетели довольно быстро. Из достопримечательностей – сама военно-грузинская дорога, узкие неосвещённые тоннели, немного горно-серпантинного оффроуда, «Арка Дружбы» Церетели, и какой-то старый замок-храм по дороге – мы не стали углубляться в детали, сфотографировали и помчали дальше.



Тбилиси особо ничем не поразил. Чистенько, аккуратно, много новомодных дизайнерских построек. Любопытно прогуляться по старому городу в самом центре. Хотели зайти в тифлисские бани, про которые писали почти все наши классики – но там всё по записи на неделю вперёд.

День 4. Кахетия: Тбилиси – Сагареджо – Сигнахи – Кварели – Греми – Мцхета. 340 км
Кахетия – регион, славящийся виноградниками и виноделием. Местность относительно равнинная. Города маленькие и ухоженные, есть на что посмотреть.
Стартуем опять рано. Первая точка – монастырь Давид-Гареджи (6 века постройки). Чтобы попасть туда, нужно доехать до города Сагареджо и затем свернуть на просёлочную дорожку, уходящую в сторону Армении. Место это довольно раскрученное в интернете. Но почему-то у нас восторга абсолютно не вызвало. Вроде как там есть несколько комплексов, и даже ресторан с гостиницей – мы их не нашли, хотя дорога, в общем-то, одна. Монастырь встроен в скалу и состоит из множества пещер, но полазить по ним не удастся – монастырь действующий, и все самые интересные места загорожены запретительными табличками и замками.



Крюк от основной дороги немалый – 100 километров, 20 из которых грунтовка. Не знаю, мне показалось, что без посещения этой достопримечательности вполне можно обойтись. Следующая точка – город Сигнахи. Любопытный городок, попадая в который создаётся полная иллюзия, что вы перенеслись в Европу – всё чистенько, ухожено, дорожки вымощены аккуратным булыжником и стилизованной плиткой. В городе сохранены остатки старинной крепости и крепостной стены с башнями. Открывается красивейший вид на долину. Неплохое место для обеда, но нам не повезло с рестораном – всё было долго и невкусно. Поищите укромное кафе – не ведитесь на обилие туристов и виды с террасы.



Далее по плану винный завод и закупка вина. Основные заводы расположены в городе Кварели. Всем приезжающим проведут экскурсию и устроят дегустацию. Довольно познавательно и любопытно, плюс цены на вино процентов на 10–15 ниже, чем в магазинах. Найти завод несложно – везде полно указателей WINE ROUTE. Возвращаемся в пригород Тбилиси – город Мцхета. Имейте в виду, после 21:00 вам вряд ли удастся найти ресторан с работающей кухней, так что либо планируйте ранний заезд, либо рассчитывайте на колбасу в круглосуточном супермаркете.



День 5. Мцхета – Гори – Боржоми – Вардзия (1) – Ахалцихе. 320 км
В 85 км от Тбилиси находится город Гори – родина Иосифа Виссарионовича Сталина. Ну и, соответственно, там имеется одноимённый музей, который мы непременно решили посетить. Музейчик так себе – много фотографий, какие-то портреты вождя, да и всё. Ну, и рассказ экскурсовода по учебнику советской истории.
Рядом с музеем припаркован якобы вагончик Сталина. Но по убранству он показался несколько скромным, что навело на мысль, что это обычный чиновничий вагончик, в котором, возможно, один раз ездил Сталин. Далее выдвигаемся в Боржоми. По дороге очень красиво, так что если будете в Грузии – советуем посетить этот край. Сам по себе источник расположен в парке (или парк расположен вокруг источника). Можно попить водички. Но увлекаться не стоит – товарищ попил, и через 15 минут в срочном порядке умчался «на горшок».



Далее по плану Вардзия – древний пещерный город, который был вырублен в скале аж в 7 в н. э. Туда ведут две дороги. Одна простая, из города Ахалцихе – асфальтовая серпантинная дорожка. Другая сложная – грунтовка через перевал и через город Ахалкалаки. Ну, конечно же, мы выбрали сложный маршрут! Тем более что финишировать мы собирались в Ахалцихе и ездить туда-сюда одним путём не хотелось.



Сперва закончился асфальт. Затем начался дождь, и грунтовка поплыла, а вместе с ней и наши тяжёлые гружёные мотоциклы, обутые в асфальтовую резину. Но мы же хотели экстрима? Двигаемся дальше, всё выше в горы. Начинается туман. Чем выше – тем туман гуще, вскоре из виду теряется впереди идущий товарищ – до него метров 10. А затем… на дороге лежит снег. После недолгого совещания решили ехать дальше – возвращаться по грязи совсем не хотелось. Проехав ещё километров 5–10, упираемся в сугроб. Всё. Дороги дальше нет.
Пришлось-таки возвращаться и ехать в Ахалцихе простой дорогой и переносить Вардзию на следующий день.


  
День 6. Ахалцихе – Вардзия (2) – Хуло – Батуми. 300 км
С утра пришлось заложить крюк до Вардзии – примерно 100 км туда и обратно. Но это того стоило – место потрясающее! Древний город в скале, где практически везде можно полазить самому и всё посмотреть! Советую взять напрокат наушники или гида (всё это доступно в ларьке, торгующем билетами). Мы пренебрегли и решили исследовать всё сами – потом пожалели. Рассказ был бы наверняка очень увлекательным. Опять стоим перед выбором. В Батуми ведут две дороги. Первая – автомагистраль. Вторая – оффроуд через перевал Хуло. Конечно же, выбираем вторую! Дорога непростая, но вполне проходимая даже без особых эндурных навыков и на тяжёлых мотоциклах. Нам повезло, было сухо. В дождь на дорожной резине мы бы хапнули экстрима, а так отделались лишь лёгким испугом да парой открутившихся от вибрации болтов. Броды неглубокие, но каменистые, поэтому проходить их лучше ходом. Я разок замешкался и чуть не уронил в речку мотоцикл – еле удержал тяжеленный «Супер Тенере». Маршрут очень красивый, особенно сам перевал и прокопанная в снегу дорожка. Снега аж в три человеческих роста. Батуми ничем особо не порадовал. Только полным хаосом и суматохой на дорогах, полным несоблюдением местными автомобилистами всех приличий. Сказывается южная кровь, видимо. Много новомодных дизайнерских зданий, ну и море.



День 7. Батуми – Кобулети – Уреки – Кутаиси – Степанцминда (500 км)
Батуми – точка обратного отсчёта. Начало пути домой. Решили ехать самыми быстрыми и короткими автомагистралями. По пути накупили чурчхелы – пожевать и на сувениры.

 P5060420.jpg

День 8–9 Вариант 1 (короткий). Степанцминда – Каменск – Шахтинский – Москва.
Для тех, кто спешит.



Вариант 2 (длинный). Степанцминда – Элиста – Москва.
Для тех, кто хочет посмотреть на Калмыкию днём и отведать калмыцкой кухни. За всё время пути каждым участником пройдено порядка 5800 км. И потрачено около 40000 в рублёвом эквиваленте. Получена масса незабываемых впечатлений на зависть домоседам и заряд на новые приключения! Ждите!




Полезная информация

Подготовка
Понимая, что нам предстоит бездорожье в виде горных грунтовок, возможно, с бродами, мы решили максимально подготовиться к приключениям, не надеясь на помощь извне.
 – Набор для ремонта бескамерных шин с баллончиками со сжатым воздухом.
– Инструмент для снятия колёс и бортировки-разбортировки (головка с воротком, компактные монтажки).
– Камеры на случай порезов резины или деформации обода.
– Маленький динамометрический ключ для протяжки спиц.
– Шланг с грушей для перекачки топлива.
 – Две канистры по 5 л топлива.
– Набор шестигранников.
– Пластиковые стяжки (хомуты).
– Армированный скотч.
– Моторное масло.



 Безопасность
На протяжении всего путешествия по Грузии мы чувствовали себя абсолютно комфортно. Старое советское поколение относится к россиянам очень добродушно. Молодёжь американизирована, но сохраняет нейтралитет. Во время нашего визита произошла та история с георгиевской ленточкой, которая получила в СМИ широкую огласку. Все знакомые и родственники позвонили нам с вопросами «не вы ли это?». Нет, это не мы. Наверное, к россиянам сейчас повышенное внимание во всём мире… так что стоит соблюдать осторожность, не проявлять агрессии в любом виде и избегать провокаций. За мотоциклы мы не переживали вовсе – своих мотоциклистов в Грузии практически нет, да и страна настолько невелика, что вашему мотику попросту будет негде спрятаться.



Кухня
Честно признаюсь, ехали в Грузию в надежде вкусно поесть. Шашлык, харчо, хинкали… Надежды не оправдались. Вкусно поели мы только один раз, и то в случайном местном ресторанчике, где туристов отродясь не видели. Даже в довольно дорогом ресторане в Тбилиси было невкусно, шашлык принесли в тарелке, а не на шампурах… В туристических заведениях вообще не рассчитывайте вкусно поесть. Конечно, всё вышесказанное – сугубо личное мнение. Возможно, нам просто не повезло. Очень понравилось домашнее вино! Оно натуральное, легко пьётся, туда не добавляют никакого спирта, и от него не болит голова на утро. Рекомендуем!



Погода
В мае погода переменчива. Особенно в горах. Почти половину времени мы провели в дождевиках. Температура от +7 °С (в горах) до +22 °С Жильё С жильём в Грузии проблем нет. Множество гестхаусов и гостиниц в каждом городе. Мы всё же подстраховывались и бронировали всё заранее через букинг. Вайфай есть везде.

Полиция
Полиции в Грузии ОЧЕНЬ много! При этом не нужно опасаться разводок или засад – их нет. В своё время Саакашвили полностью искоренил коррупцию в полиции и поднял им зарплату. Полицейский в Грузии – весьма уважаемый человек. Полицейские машины всегда ездят и стоят с мигалками. Они реально несут службу – патрулируют, помогают остановившимся на обочине, останавливают нарушителей или неадекватных ездунов. Как-то мы остановились на обочине оживлённой трассы, чтобы сфотографировать замок на горе. Останавливаться там явно было нельзя и небезопасно. Что тут же заметила патрульная машина. Полицейские даже не вышли промыть нам мозги или сделать замечание. Нас просто прикрыли на трассе, обезопасив от проезжающих машин. Мы спокойно всё сфотографировали, надели шлема и уехали.



Мотоциклетное братство
По дороге нам встретилось много российских мотоциклистов. Приятно удивило то, что подавляющее большинство проезжающих мимо останавливались, чтобы поздороваться и потрындеть на тему «куда-откуда». Однажды возле Воронежа, объезжая в дождь пробку по глиняной обочине (да простят нас автомобилисты и хранители правопорядка) у товарища соскользнул передок, и мотоцикл завалился на бок под отрицательным углом. Мимо проезжала группа байкеров. Нас самих трое – совершенно очевидно, что мы в состоянии поднять мотоцикл и решить практически любую проблему… Тем не менее, один спешился и помогал нам по колено в грязи. Спасибо тебе, незнакомец! Ты настоящий! На перевале Хуло встретили мотопутешественников из Италии. Пообщались и сфоткались вместе. Получили наклейку их мотоклуба.



Техника
«Тенёры» проявили себя на отлично. У товарищей свеженькие версии XT1200ZE с электронной подвеской. Мой же – боевой, предыдущего поколения. Ни одной поломки за весь маршрут не произошло. Только у моего коня пооткручивались винтики, крепящие стекло (регулируемый крепёж Touratech, видимо, плохо закрутил, сам виноват), и отвалилась резинка, крепящая защиту картера (рассохлась, вылечил хомутом-стяжкой). Мой конь сожрал около 400 г масла (к этому был готов, грешу на возраст), за ZE-шками подобного не замечено. Канистры не пригодились – но они добавляли уверенности всю дорогу. Плюс дали возможность узнать, сколько же можно проехать на резерве до полного высыхания. Оказалось, 83 км со скоростью 130–140 км/ч. Весьма недурно!


< Внедорожная электрификацияДеловые поездки >
10 Августа 2015 19:52 Александр Филимонов