НА 110-Й КИЛОМЕТР

НА 110-Й КИЛОМЕТР

Вокруг Байкала за 10 дней

Уважаемые владельцы абонементов в читальный зал журнала «Мотоэксперт», вашему вниманию предлагается отчёт о широко известном в узких кругах маршруте под названием «110-й км, или Вокруг Байкала за 10 дней».

Спустя ровно полтора года после преодоления этого маршрута, вооружившись ноутбуком, находясь в восьми часовых поясах от места действия и, можно сказать, без согласования с остальными участниками мотопробега я приступаю к повествованию.
Итак, весной 2013 года у шестерых человек почти одновременно возникло желание совершить, возможно, самое увлекательное путешествие в своей жизни – проехать вокруг Байкала на мотоциклах. Объединила их общая цель и сайт «Джебел-клаб». И вот эти участники: Роман, Александр, Александр и Павел – все из Северобайкальска, Игорь – г. Усть-Кут, и ваш покорный слуга – Кирилл – г. Москва.
  
Четверо из нас владели мотоциклами задолго до появления мысли об этой поездке, а двое стали счастливыми обладателями своих мотоциклов непосредственно перед поездкой. Состав мотопарада: один Suzuki DRZ400, три Suzuki Djebel и ещё по одному Suzuki DR250 и Honda Baja 250. Хорошая компания!
Для тех, кто не попадает в узкий круг знакомых с этой трассой, могу привести несколько фактов. Расстояние – 2300 км, из которых 50 % асфальт, 40 % грунтовка разного качества и 10 % непроходимых камней, бродов, русел рек, трясины, что по-русски громко называется бездорожьем. Собственно, ради крайних 10 % и была затеяна данная поездка. Я не буду много писать про 50 + 40 % маршрута, хотя и они сами по себе уже представляют неподдельный интерес, это красивейшие места Прибайкалья, которые доступны для туризма почти на любых авто- и мототранспортных средствах. Так что остановимся на 10 %. Итак…
  
Мы выбрали вариант по часовой стрелке, встреча участников концессии была намечена в Северобайкальске. Я базировался на тот момент в Байкальске, поэтому мне потребовалось три дня, чтобы в одиночку преодолеть более половины всего пути до встречи с Игорем, который выехал из Усть-Кута в сторону Северобайкальска. К моменту встречи я уже натерпелся изрядно. Трасса Жигалово – Окунайка – это богом забытые (хотя есть люди, которые считают их богом любимые) места, где нет связи, деревень, магазинов, а есть только Ковыктинское газовое месторождение, ради которого и проложили эту грунтовку длиной около 400 км, и безграничная тайга. На её преодоление ушёл весь день. Этим же поздним вечером прибыли в Северобайкальск, где нас любезно встретил и разместил Роман. Наутро был запланирован старт в неизвестность.
  
В первый день: пакуемся, узнаём наконец окончательный состав участников поездки и отправляемся в путь. Зарегистрировались в МЧС, отдали дань администрации города на центральной площади и взяли курс на Новый Уоян (180 км). Первые 120 км асфальт, далее грунт хорошего качества. В Новом Уояне находится крайняя заправка перед 110-м. В этот день цель была доехать до озера Иркана рядом с п. Кумора, что мы и сделали. В первый же день начались сюрпризы. У Романа появился стук в двигателе, выяснилось, что это натяжитель цепи. В Новом Уояне пришлось найти сварщика (как это удалось сделать в течение часа – для меня до сих пор загадка) и нарастить натяжитель цепи. У Игоря ни с того ни с сего заглох мотоцикл, погасли все приборы, и аппарат встал мёртвым грузом посреди дороги. Парни оказались не лыком шиты, нашли проблему, задний амортизатор перетёр кабель, идущий к заднему стопаку, из-за чего было короткое замыкание, и машина «теряла сознание». Заизолировали, поехали дальше. Первая ночёвка на озере Иркана, красивейшие места, полное отсутствие людей, связи, заправок и прочих атрибутов цивилизации. Кайф! Наутро должен начаться тот самый 110-й... Трепещу!
  
Забегая вперёд, во второй день мы проехали всего 22 км – прошли Срамную и остановились уже на Светлой. Это был один из самых тяжёлых дней за последнее время в моей жизни, физическая, эмоциональная и психологическая усталость, я знал, что это сложный маршрут, но не до такой степени. Основная сложность этого дня – камни. Почти вся дорога идёт по камням и по руслу реки Срамная. Это самый тяжёлый участок всего маршрута. Моты приходилось буквально волочить втроём в гору, по колено в бурном потоке горной реки. Количества падений я не могу посчитать, это десятки. То и дело попадались существовавшие когда-то мосты, но теперь от них остались только жалкие следы. Говорят, раньше по этому маршруту можно было проехать на «Ниве».
  
На третий день проехали около 60 км. Было несколько сложных камней, на которые потратили несколько часов. В этот день миновали легендарный километражный столб «110», в честь которого и назван неофициально этот маршрут. Видно на фото. Это был тоже тяжёлый день, но всё же попроще, чем Срамная, либо мы уже просто были готовы к любым испытаниям после первого дня. В этот день было много луж необъятной глубины, их нужно проезжать аккуратно, так как многие из них глубже ватерлинии «Джебела». Плюс на дне могут быть стволы деревьев, как раз в одной такой луже я и упал, утопив фотоаппарат. К неким имущественным потерям надо быть готовым. Игорь потерял номерной знак, я – примус, и, наверное, это не полный список. Этим вечером подъехали к первой переправе через Баргузин. Ширина реки около 80 м, но глубина и скорость потока не позволяют перенести мотоциклы. Принимаем решение о переправе на плоту. Заранее продумали этот вопрос и взяли с собой 200 м разных верёвок и камеру от «ГАЗ-66». Сделали плот и, как обычно, ночью завершили переправу, на ночь остановились уже на обратном берегу Баргузина. В этот день мы встретили едущий навстречу грузовик «Урал», парень был в шоке, увидев нас. Он ехал в тапочках, а тут парни на мотоциклах по уши в грязи и мокрые по пояс. Если вы не в состоянии переправиться через реку, то «Урал» – это ваше единственное спасение. Они ездят редко, их можно прождать несколько суток, хорошо, что нам не понадобилось.
  
На четвёртый день осталось ещё около 50–60 км до второго брода через Баргузин. Выехали ближе к обеду, ибо после ночной переправы нельзя было не отметить это событие. Стали попадаться полуразрушенные деревянные мосты, которые нельзя объехать. У меня возникал вопрос, как здесь можно проехать на авто. Но в целом третий день был легче, чем предыдущие, и к вечеру мы подъехали ко второй переправе. Опять вечер, мы принимаем решение переплавляться, встретили работников заповедника, они нам подсказали, как лучше переходить. На наше счастье вода была приемлема для того, чтобы тащить мотоциклы по дну. Переправа шести мото заняла около трёх часов, и в час ночи в полной темноте мы её завершили. На обратном берегу находится курорт с горячими источниками, где мы благополучно сняли домик и остановились на два дня перевести дух, обсудить пережитое и размякнуть в источниках. Неужели мы это сделали?

Итак, чтобы проехать от Северобайкальска до Умхея, нам потребовалось четыре полных дня. Я читал другие отчёты редких мотопутешественников, у которых на это уходило до девяти дней.
  
Конечно, я опустил некоторые пикантные трудные моменты, были, например, и сливы воды из цилиндров, замена сгоревшего сцепления и десятки падений, и другие поломки. Перечитав свой рассказ, я даже подумал, что со стороны маршрут не кажется таким сложным, но это иллюзия.
Из трудностей, которые могут помешать вам пройти маршрут. Основное – это погода. Если дожди – труба, реки поднимаются моментально, в прямом смысле прямо на глазах.
  
Второе – легкомыслие. Нельзя недооценивать этот маршрут. Он по-настоящему опасен. Категорически запрещено ехать одному или даже вдвоём. Вам не хватит сил и рук, чтобы преодолеть камни и броды. Мы видели медведей, так что ружья не помешают, у нас было два. И медведей там очень много, судя по следам жизнедеятельности. Психологическая трудность заключается в том, что вы не можете сойти с маршрута. С мотом или без, но вы должны либо вернуться обратно, либо дойти до конца. Нет выхода с маршрута посередине. Третье – бензин. На каждого у нас было по 20–25 литров, хватило впритык. Первая заправка на ответной стороне – п. Алла, получается около 250 км без заправок. И четвёртое – это броды. Два больших брода через реку Баргузин – это испытание, вне зависимости от варианта переправы, который вы выберете. Если на вашу беду прошли дожди, то это препятствие может стать непреодолимым.
  
В награду за эти трудности вас ждёт невероятная природа, полный отрыв от цивилизации, адреналин, рыбалка. И в итогое в случае успеха кайф от совершённого, эйфория от содеянного и уверенность в своих силах. Хорошая компания – это лучший помощник в такой поездке. Я считаю, что мне очень повезло. С нами были парни, которые отлично разбираются в технике – это необходимо! И второе – с нами был врач. Если вы, друзья мои, читаете этот отчёт – ещё раз всем вам огромное спасибо. Я безмерно рад, что прошёл это испытание именно с вами.
  
Для тех, кого заинтересовал маршрут, могу сказать, что по слухам, гуляющим в интернете, Правительство Бурятии собирается в течение 10–15 лет проложить капитальную трассу вокруг Байкала, и тогда почитатели эндуро-туризма потеряют эту сказочную трассу. Добро пожаловать в клуб покорителей 110-го на мотоциклах, количество участников в этом клубе пока небольшое. Торопитесь!

< ТемпераментныйС позитивом >
7 Июля 2015 16:06 Кирилл Бардаханов