«Одиссея 750»: нереальная реальность

«Одиссея 750»: нереальная реальность

Путешествие через всю страну

Текст: Серж Дигин
Фото: Серж Дигин,
   Сергей Фесенко
В прошлом номере мы вам рассказали о проекте «Одиссея 750». Точнее, о его начале – подготовке ретромотоциклов к пробегу из Москвы до Владивостока. Теперь, собственно, само путешествие длиною 9000 км…

Эпоха брежневского застоя была довольно спокойным и стабильным временем. Советские корабли бороздили просторы бескрайнего космоса, нефть дорожала, а трудолюбивые граждане усердно выполняли план. Мир выглядел для нас тогда совсем по-другому. По пути в школу можно было встретить человека не только на 21-й «Волге» или «ушастом» «Запорожце», но и на мотоцикле «Минск» или мотороллере «Вятка». Это казалось очень крутым и модным – ездить на двух колёсах с мотором. Мы жили в достаточно закрытом ограниченном мире, параллельно которому существовал мир другой.

В том, другом мире, всё было не так, как у нас. Там Стив Джобс начинал производить персональные компьютеры, Сталлоне снялся в фильме «Роки», музыка стала новой движущей силой молодёжи, а байкеры начинали пересаживаться с «Харлеев» на мотоциклы, произведённые в Японии. И вот мы, школьниками, смотрели фильмы, в которых герои разъезжали на безумно красивых блестящих классиках и нейкедах. Мощь моторов, казалось, проникала через экран, вызывая у нас трепет. Хромированные трубы изящно торчали с двух сторон, и весь облик мотоцикла завораживал.

Прошло 40 лет. Мы уже не выполняем планы ЦК, а японские мотоциклы стали совершенно обыденным для всех явлением. Но посмотрите, разве это не чудо, что классические байки практически не изменились за 40 лет? Мы купили два классика 70-х не просто как коллекционные образцы. Цель – отправиться на них в далёкое путешествие и понять, что чувствовали те самые герои 70-х, разъезжая на умопомрачительных новёхоньких четырёхцилиндровых аппаратах. У «Ямахи», к слову, цилиндра три!


Про выбор мотоциклов и подготовку к поездке мы уже рассказывали в предыдущем номере журнала. Отмечу лишь, что в процессе сборов было решено выяснить, какой байк окажется крепче – лучший мотоцикл XX века HondaCB750 или немного экзотичная YamahaXS750?

Почти ровесники и технически схожие мотики были хорошенько переработаны и подготовлены к дальняку. Впереди более 9000 км.

Зачем? Многие крутили у виска, услышав о нашем намерении добраться до Владивостока на этих раритетах. Но от этого только интереснее. Ведь что такое дальняя дорога на мотоцикле? Это совершенно другая, параллельная реальность. Ты оставляешь в Москве практически все вещи, которые тебя окружают в повседневной жизни. Вечерние пробки, нескончаемые бетонные коридоры улиц и проспектов. Звуки, запахи, вкус знакомой еды, голоса сотрудников в офисе, мягкое кожаное кресло внедорожника. Ты переходишь в другое состояние. Stateofmindпутешественника – это нечто совершенно иное. Мысли текут медленно, а иногда и вовсе как будто замирают. Вот за этим и отправились мы за тридевять земель.


Проводы на Красной площади, шутки друзей, суровый инспектор ГИБДД, и вот одометры начали свой отсчёт. Ровные подмосковные дороги, мерный гул семи цилиндров двух наших мотоциклов, и мы уже во Владимире. Оба аппарата оказались просто шикарными. Удобная посадка, приличная тяга, умеренный, вопреки ожиданиям, расход. Отдельно добавляли радости надувные сидушки Amphibious – накладные подушки, которые надуваются сами, а когда садишься и немного приоткрываешь клапан, чтобы стравить лишний воздух, тогда изделие принимает идеальную форму, за что твоя «пятая точка» и спина говорят тебе огромное спасибо.

Отдельный бонус путешествия на мотоцикле – это возможность ощущать запахи. Начало июля – прекрасное время, чтобы это почувствовать. Стоит отъехать несколько сотен километров от столицы, когда движение на трассе становится не таким интенсивным, как нос начинают щекотать запахи цветов, хвои, листвы. Вот так, держа носы по ветру, незаметно для себя мы погрузились в это путешествие.


Гнать не стали. К этому не располагала ни техника, ни общий настрой Одиссеи, нам хотелось насладиться каждым моментом долгожданной поездки. Крейсерская скорость на классике 130 км/ч – золотая середина между «скучно» и «сдувает». За два дня прошли первую тысячу. Плановые ночёвки в Нижнем и Набережных Челнах убедили нас в том, что мотопутнику есть где голову преклонить, да и «железный конь» у гостиницы всегда под присмотром.

Ближе к Уфе стали наблюдаться технические трудности. Появились симптомы плохой подачи топлива на «Ямахе». При долгих быстрых прохватах мотоцикл начал подёргиваться, намекая на недостаток горючего. На «Хонде» же стало докучать биение переднего колеса. Его правкой и балансировкой не успели озадачиться перед выездом, так как в последний момент колесо переставили с другого мотоцикла, оставив родное дома.


Дороги, в целом, вполне сносные. Местами идёт ремонт, и это становится причиной многокилометровых пробок. Порой эти заторы невозможно быстро проехать даже на мотоцикле. Но ни заторы, ни ливни, ни даже ужасный участок дороги в Чувашии, на котором еле успели объехать внезапные ямы глубиной сантиметров 30, не расстраивают так, как культура вождения автомобилистов.

Такие города как Набережные Челны, Иркутск и Красноярск, очевидно, являются колыбелью движения стритрейсеров всея Руси. Неважно, пожилой ли это человек за рулём представительского седана, или же едва получивший права юнец на раздолбанной «шестёрке», старт со светофора – это всегда «газ» в пол! Следом серия ничем не оправданных манёвров и перестроений даже без мысли о том, что сзади или рядом могут ехать люди на мотоцикле. Наши классики хоть и не молоды, по динамике готовы дать фору большинству серийных автомобилей. Видимо, двухколёсные транспортные средства в этих городах пока что встречаются так же редко, как полосатые слоны, любящие рыбий жир и теряющие волю при звуках флейты.


Екатеринбург не порадовал погодой. 10 °С – совсем не то, на что мы рассчитывали, планируя поездку в самом разгаре лета. Но прохлада не помешала нам пройтись по улицам этого прекрасного города в самом сердце России.

Продолжили путь, надев на себя тёплые вещи и дождевики, тем самым решив проблему холода. А проблема голода на трассе сейчас практически не стоит. Главным ориентиром при пеленге достойных пунктов общепита являются фуры. Если возле кафе стоят дальнобойщики, значит есть там, по крайней мере, относительно безопасно. Это золотое правило!

И ещё один лайфхак: как найти мотосервис в российской глубинке? Всё довольно просто. В любом месте скопления людей находите местного и спрашиваете у него: «Где тут у вас тусуются байкеры?». Коренной житель немедленно раскрывает вам места дислокации двухколёсной братии, и вот вы уже в окружении единомышленников следуете к местной СТО мототехники. Так мы и поступили в Тюмени.


Тюменские мастера отложили все свои срочные работы и принялись приводить в порядок наших старичков. Нужно было понять, куда девается масло из двигателя «Ямахи». Выяснилась не очень приятная неисправность. Износились сальники вторичного вала КПП и редуктора. Найти такие детали в Тюмени, конечно же, невозможно. Кроме того, чтобы поменять сальник вторичного вала, нужно половинить мотор. Двигатель разбирать не стали, а хитрый сальник заднего редуктора местные мастера изготовили сами на токарном станке из подходящего куска резины! Ещё одним местом подтёков масла был стык блока цилиндров с картером двигателя. Протянули.

Попросили мастеров заглянуть в вилку «Хонды» (точнее, вилку от «Сузуки», которую мы в последний момент переставили на «Хонду»), и тут же вскрылась ещё одна вынужденная небрежность нашей подготовки! В вилке было сухо, как в пустыне Каракум. Последние капли масла из вилки вытекли, видимо, ещё при Ельцине. К счастью, сальники и масло нашли без труда. Заменили также и обод переднего колеса.


Когда сборка «Ямахи» была в финальной стадии, и оставалось только поставить заднее колесо, нас поджидал ещё один неприятный сюрприз. Лишь только мастер взял колесо в руки, две спицы беспомощно повисли на ниппелях. Каждый, кто связан со спицованными колёсами, знает: стоит упустить такой момент, и начнётся цепная реакция, спицы полетят одна за другой. В итоге остаёмся ещё на день в Тюмени для устранения этой проблемы. Разумеется, найти спицы от YamahaXS750 невозможно, но и здесь на помощь приходит опыт, смекалка и рукастость мастеров «Биг Моторс». Спицы от мотоцикла «Минск» почти такие же. Немного доработали напильником, и вот оба наших коня готовы к продолжению Одиссеи. Респект, Тюмень!

Впереди два больших отрезка до Омска и далее до Новосибирска. Ощущение полного отрыва от цивилизации уже наступило. Два навьюченных мотоцикла с людьми, похожими на космонавтов, неслись через проливной дождь, который сопровождал нас 600 км. Приведённая в порядок «Хонда» мчала, как выпущенная из лука стрела. Обновлённая вилка прекрасно сглаживала неровности, а надувная сидушка Amphibious заботливо компенсировала пробои перегруженной задней части мотоцикла. Ввиду задержки на обслуживание мотоциклов, шли в режиме навёрстывания времени. После Омска началась бетонка, и ехать стало легче и приятнее.


Дошли до Красноярска. Местные байкеры встретили нас очень тепло. Огромное количество мотоциклов на смотровой площадке. Море внимания к нашим аппаратам и поездке. Чтобы показать шикарный вид на город, нас отвезли к часовне, изображённой на купюре достоинством 10 рублей.

Кстати, строительство Красноярской ГЭС закончилось в 1972 году, как раз в то время, когда в Северной Америке началась экспансия японских мотоциклов. Также в это время произошла разрядка напряжённости между странами капиталистического и социалистического лагеря. Боже мой, как же это было давно! Но тому есть железные свидетели. И они в порядке, стоят вместе с нами на берегу Енисея и готовы мчать нас дальше к заветной цели!

Насладившись великолепными видами сопок, ощетинившихся густыми хвойными лесами навстречу солнцу, продолжаем путь. Мы почти прошли экватор Одиссеи, впереди ещё столько же километров неизвестности.


Удивительная вещь – если проехать четыре с половиной тысячи километров из Москвы на запад, то ты попадёшь просто на другую планету! То же самое случится, если ехать на север или на юг. А вот на восток – столько едем, а всё она, Россия. Те же пейзажи, за редким исключением. Те же пьянящие запахи. Те же русские люди. С той лишь разницей, что чем дальше от Москвы, тем меньше доверия в их глазах и поступках.

Отдельная боль – туалеты. Даже на самой далёкой и безлюдной заправке в любой европейской или скандинавской стране туалет – образец чистоты и порядка. А у нас до сих пор вонючая дыра в полу считается уборной.

В Иркутске забарахлила «Хонда». Нашли мастерскую, в которой замечательный мастер Артём быстро выяснил, что причина в расслоившемся топливном шланге. Причём произошло это внутри, и догадаться не так-то просто. Шланг заменили, прихватив с собой кусок на всякий случай. На «Ямахе» поменяли сгоревшее от дождя реле поворотов.

Артём просто великолепно отстроил карбюраторы на «Хонде», и мотоцикл задышал полной грудью, помчал, словно и не было этих 40 лет. С расходом масла на «Ямахе» мы уже смирились и просто доливали его по необходимости. В Иркутске была последняя возможность купить мотоциклетное масло нужной вязкости 20w50.

В пути остановились заправиться, и тут над нами пролетело два неопознанных летающих объекта. Это были умопомрачительные новые истребители «Т-50». Боевая военная мощь России, скрытая от посторонних глаз – повод для гордости, не теряющий актуальности с годами.


Посетить поселение древнего человека однозначно стоит ради селфи с очаровательным бронзовым мамонтёнком. 14000 лет назад древние люди наверняка на них катались. Нам же повезло ещё больше, наши железные мамонтята и мчат гораздо быстрее, и багаж перевозить могут. При подготовке мы не ошиблись, сделав выбор в пользу мягких герметичных кофров AmphibiousMotoBag. Их большой объём и малый вес очень кстати на среднеразмерных классиках. Обрадовавшись вместительности кофров, мы изрядно перегрузили корму обоих мотоциклов и расплатились за это вытекшими амортизаторами. Водонепроницаемость Amphibious стопроцентная! Проверена поездкой в дождь, больше напоминающей прохват под Ниагарским водопадом.

Озеро Байкал магнитом притягивает людей со всего света. Бескрайняя зеркальная гладь чистой, как слеза младенца, воды, заповедные места. Всё это прекрасно запечатлено на множестве фотографий. В реальности же мы столкнулись с тем, что те немногие площадки, на которые было возможно заехать на наших мотоциклах, оказались весьма любимы горе-туристами, для которых оставить после себя мусор, бутылки и яичную скорлупу считается нормальным. Вода не произвела впечатления кристальной чистоты, и уж явно не хотелось её попить. Будь мы на «Гусях» с внедорожной резиной, возможно, нам и открылась бы дорога в более дикие и чистые места.

Въехали в Бурятию. По дороге в Улан-Удэ встретили колонну мотоциклистов из Китая! Организованная компания весьма рослых парней направлялась на байкальский фестиваль «Медвежий угол». Трудно сказать, были ли они «реальными кабанами», так как один из них завалил свой «Харлей», едва заехав на заправку. Может, просто у себя на родине они катаются на мотоциклах полегче. В любом случае дух мотобратства объединяет всех, и мы были очень рады этой встрече.


Доехали до Улан-Удэ только к вечеру. На ночлег нас приютили ребята из местного мотоклуба «Оппозит». После весёлого вечера нам было предложено остаться спать прямо в клаб-хаусе. Мотоциклы затащили внутрь, следуя советам местных. Так и заночевали в одной комнате с благоухающими бензином мотоциклами, запертые Женей Чемпионом на замок снаружи.

По пути в Читу навигаторы Garmin, установленные на обоих мотоциклах, сыграли с нами злую шутку. Решив проверить нас на прочность, GPS-сусанины повели нас старой екатерининской дорогой. Асфальт стал постепенно превращаться в сплошные ямы, местами присыпанные песком. Дальше хуже. Полное ощущение того, что по дороге шла колонна вражеской бронетехники и попала под бомбёжку. Скорость местами не более 20 км/ч. По пути встретили гаишника Сергея, который, округлив глаза, сказал, что мы немного сумасшедшие, ибо дальше будет ещё хуже! И так оно и случилось. Мы ехали по разбитой дороге через пустыню. Местами путь шёл под уклон, и становилось ясно, что назад мы уже просто не поднимемся. В какой-то момент показалось, что мы вообще едем не туда. Попытались остановить хоть кого-то из изредка проезжающих автомобилистов, но, видимо, наш вид был настолько экзотичным для тех мест, что никто останавливаться не решался. В конце концов трое ребят на грузовичке притормозили, сказали, что мы едем правильно, поинтересовались, нет ли впереди полиции, и были таковы. На заправке нам сказали, что впереди грунтовый участок, но сообщили и хорошую новость о том, что через перевал можно выехать на трассу Улан-Удэ – Чита. Туда и направились. Шесть часов понадобилось нам, чтобы преодолеть 80 км этого кошмара. От ужасной тряски у «Хонды» залип поплавок одного из карбюраторов, амортизаторы окончательно сдохли у обоих, вымотались и мы, но до Читы дошли.

Героизм Одиссеи был бы более полным, если бы мы не встретили в Чите ребят из Питера и Москвы, которые ехали в режиме «Десять за десять»! То есть 10000 км за 10 дней. Респект пацанам. Но, с другой стороны, нам также повстречались прибалтийские путешественники, которые привезли свои затюненные КТМ-ы, чтобы проехать вокруг Байкала. На их фоне мы смотрелись отчаянными авантюристами. Встретили одинокого немца с собакой, который ехал на автомобиле из Штутгарта во Владивосток.

Впереди два больших перегона. 980 км до Сковородино и далее ещё 1100 до Хабаровска. Запасаемся топливом, так как ближайшие 370 км заправок на трассе нет. К слову сказать, Аи-92 за Читой уже стоит дороже 40 руб. за литр. Масло на долив покупаем уже автомобильное.


На одной из заправок обращаем внимание на то, что задняя покрышка на «Ямахе» начала разваливаться. Резина IRC честно прослужила нам 7000 километров, и вдруг от неё стали отваливаться шашки протектора. Возможно, причиной тому перегруженная корма или слегка нарушенная геометрия мотоцикла, но для нас тогда это было неважно. Искать резину в краях, где не найти мотоциклетное масло, представлялось делом заведомо гиблым. Однако и здесь на помощь пришла унификация! Местные ребята подсказали, что в Могоче можно купить ижевскую покрышку, которая по размерам должна встать. У местных есть поговорка «Бог придумал Сочи, а чёрт Могочу». Но для нас этот город и милая девушка, хозяйка мотомагазина, оказались просто спасением! Резина подошла, и мы, собрав в кулак волю, продолжили Одиссею.

Переночевали в городе Сковородино. Заезжаем на заправку. К слову сказать, расход у обоих мотоциклов абсолютно одинаковый, в районе 6,5 л на 100 км. То есть на одном баке мы спокойно проезжали 200–220 км.

Созерцание дальневосточных красот было прервано, не доезжая буквально 600 км до Владивостока. Порвался тросик «газа» на «Хонде». Какое-то время пробовали ехать, намотав трос на палец, но когда в пальце стала намечаться серьёзная рана, был открыт другой способ: накрутить побольше холостых! Проблемы на трассе были не только у нас – по пути встретили мотоциклистов, совершающих рейд памяти погибшим байкерам. Тут-то и пригодился тот самый кусочек бензошланга, взятый с собой. Мы помогли братьям, а они дали нам контакт замечательного человека по имени Лев из Светлогорска, который мгновенно откликнулся на нашу просьбу о помощи и со скоростью супермена доставил нам ремонтный тросик.


Одним из чек-поинтов нашей поездки был город Арсеньев. Именно здесь родился Сергей Фесенко, организатор и участник «Одиссеи 750». Встретились со знакомыми, которые показали шикарный дубовый стол, сделанный когда-то дедом Сергея. Сфотографировались у памятников. И вот одометры начинают отсчитывать последнюю четверть десятой тысячи нашего маршрута. На душе уже совсем спокойно, до Владивостока 250 км.

Предзакатные лучи солнца освещали деревья почти снизу, делая силуэты похожими на вырезанные из картона театральные декорации. Лента дороги, чернея, уходила вдаль, и весь пейзаж был достаточно привычным для глаз путников, которые провели в седле мотоцикла последние три недели жизни. Но была в этот вечер одна деталь, отличавшая этот закат от других. Серая ростральная колонна, увенчанная парусником, появилась на горизонте и стала приближаться, вызывая неописуемую бурю чувств в нашей груди. Дошли! Владивосток наш!

Дальше будет самолёт, Москва, машины с левым рулём и привычная суета. А сейчас стояли и было одновременно радостно от того, что достигли цели, и грустно от неизбежности расставания с Одиссеей, ведь за время поездки мотоциклы стали частью нас.

Подводя итоги, можно смело сказать, что это был незабываемый уникальный опыт. Оба мотоцикла оказались вполне надёжными, ремонтопригодными и абсолютно комфортными, несмотря на возраст. Вау-эффект от них гарантирован везде – только представьте, за всю поездку лишь один человек узнал «Сибиху» и сказал, что у него такая была!


Прочертив горизонтальную линию по карте России, мы словно под микроскопом увидели свою страну от Москвы до Владивостока. Местами это зрелище не из приятных, а порой захватывающе потрясающее. Какой бы она ни была – это наша родина, и чтобы её понять, нужно отправляться в такие вот одиссеи.

С помощью мотоциклов нам удалось ощутить вибрации 70-х и попасть в параллельную реальность, где переплетается настоящее и прошлое.

В заключение скажу, что в поездке потрачено было около 150000 руб. В пути мы провели 22 дня.

P. S. Эта поездка – только лишь начало. В планах на следующий год кругосветка через Америку либо поездка через Карелию в Норвегию, а затем на юг Испании и обратно через Европу. Мы будем рады объединить любителей винтажных мотоциклов, готовых на какое-то время променять кондиционированный воздух офиса на свежий ветер бескрайних дорог!

 


Команда «Одиссеи 750» выражает благодарность:

– за помощь и поддержку компании «Эспокада»;

– за предоставленные кофры Amphibious компании Xenasecurity.ru;

VilarPro за дуги и багажные системы;

– парням из Тюмени – Михаилу, Фёдору, Евгению (мастерская «Бигмоторс») – за качественный ремонт техники;

– Артёму Радаеву из Иркутска за ремонт техники и предоставленное жилье, Жене Чемпиону из Улан-Удэ за стол и кров;

– Льву, депутату из Дальнереченска, за содействие в ремонте техники;

– председателю объединения Братство Востока Эдуарду Хасанову за помощь во время нашего пребывания во Владивостоке.

 

Сайт Одиссеи: www.odyssey750.ru

< ПрактичностьРучное торнадо >

Похожие материалы

1 Декабря 2015 15:07 Серж Дигин