От севера к югу

От севера к югу

В любой значимой поездке важна идея. Она мотивирует, придаёт сил и сжигает за собой мосты, заставляя ехать только вперёд.

Текст: Юрий Волков
Фото из архива автора

Когда-то давно после посещения ряда африканских стран зародилась у меня мечта проехать всю Африку на мотоцикле. Не так давно она сбылась. Нашу поездку длиной в пять месяцев мы просчитали весьма символично. Старт был назначен на 4 ноября (День народного единства). Финиш был запланирован на 12 апреля 2016 года. Соответственно, поездку мы решили посвятить нашему соотечественнику Юрию Гагарину.

Подготовка не сопровождалась долгими сборами, всё образовывалось само собой. Буквально за две недели до старта мы привели мотоциклы в порядок, собрали вещи, получили советы от бывалых и двинулись в путь. Илья Дубинин поехал на BMW R 1200 GS , а я, Юрий Волков, на Honda X 4. Только ленивый не критиковал мой выбор. Русские не сдаются и коней на переправе не меняют! Мы вместе проехали уже 450000 км и останавливаться не собираемся. Мотоцикл, к слову, до сих пор в отличном состоянии.


Чётко в назначенный день мы на навьюченных мотоциклах выехали в сторону Португалии. Дорога дальняя, поэтому вещей прихватили много. Временами было ощущение, будто сзади посадили человека килограммов в 100. Первые 50 км дались особенно тяжело. На улице ноябрь как-никак! Замёрзли настолько, что надели на себя буквально всё, что смогли.


Европу проскочили достаточно быстро. Холодно. Да и не так интересно. Хочется больше времени уделить экзотическим странам. В Роттердаме посетили православный храм Александра Невского, чтобы передать с русских земель икону с ликом Св. Климента и Св. Николая Чудотворца. Настоятель храма отец Сергий освятил нам мотоциклы и благословил в дорогу. Первой большой остановкой с отдыхом в несколько дней стала столица Португалии, Лиссабон. Португалия – одно из самых красивых мест, которое мы успели посмотреть за время путешествия. Нагромождение узких улочек и фантастическая архитектура в качестве декораций завораживают. Уютно и как-то по-домашнему… Пользуясь случаем, доехали до мыса Рока – самой западной точки нашего континента. Магическое место! С одной стороны, в нём нет ничего такого, но уезжать оттуда почему-то совершенно не хочется. Из Португалии отправились в порт Альхесирас (Испания), чтобы затем переправиться в Африку. В действительности только с этого момента начинается наше приключение.


Мы в Африке! Немного перевели дух, освоились и двинули в столицу Марокко, город Рабат, чтобы сделать визы в Мавританию, Сенегал и Мали. Марокко – это ворота в Африку для европейцев и в Европу для африканцев. В Рабате была запланирована передача иконы отцу Максиму – настоятелю храма Воскресения Христова. Из столицы отправились в сторону Касабланки.


В Касабланке случилась первая поломка. Только мы проехали мотомастерскую, как у «Икса» перестало подавать признаки жизни реле заряда. Нашли, чем удивить бывалого хондовода! Нарисовался хороший повод вернуться немного назад, в мастерскую, чтобы узнать побольше о жизни мотоциклистов в Африке. Самое яркое воспоминание о Марокко – это невероятно красивая дорога вдоль океана. Если не спешить и внимательно смотреть по сторонам, можно заметить, как пустыню съедает океан.


После Марокко добрались до Мавритании, граница которой встретила нас оффроудом и заминированными дорогами. Африканский колорит кругом в полный рост! Страна очень бедная, достопримечательностей, кроме Сахары, нет. Аборигены, как только видят белого человека, начинают в разы повышать цены на всё. Здесь мы впервые столкнулись с проблемой отсутствия бензина. Если вы нашли заправку в Африке, это ещё не значит, что бензин в ней есть. Но местный, скажем так, малый бизнес не дремлет. Почти всегда из ниоткуда появляются «добрые» люди. В безвыходной ситуации нам однажды пришлось купить у одного такого деятеля 10 литров неведомой жижи за € 50. На пути из Мавритании в Сенегал столкнулись ещё с одной проблемой. В странах Африки на каждой границе есть так называемые помогалы. Люди, которые с радостью готовы тебе помочь за небольшую плату в решении разных вопросов. Навязчивость и утопичность общения с такими персонажами зашкаливает.


Когда Сахара осталась позади, начались зелёные пейзажи. Прежде суровые и злые взгляды местных жителей, наконец, сменились улыбкой. Следующая важная точка – Дакар. Тут предстояло обслужить мотоциклы и подготовить документы для продолжения путешествия. Дакар – город контрастов. На одной территории уживаются очень дорогие торговые центры и очень ветхие трущобы.


До Гамбии нас радовала хорошая дорога. Граница. Снова помогалы и взяточники. Долго не хотели пускать. Просто не знали, как нам объяснить, что им очень хочется по € 5. В итоге таможню прошли за спасибо и красивые глаза. Выключенное желание хоть что-то понимать, длинные фразы на русском языке и кредитка в качестве инструмента товарно-денежных отношений творят чудеса. Через несколько километров дорога упёрлась в речку с переправой в виде самодельного плота. С горем пополам мы оказались на противоположном берегу, где были радушно встречены директором переправы. Он оказался русским. Директор долго нас расспрашивал, удивлялся и крутил пальцем у виска, ведь дальше начиналась самая ужасная дорога.


Гвинея-Бисау. Путь по этой стране мне запомнился особенно. Тут нет грунтовок, все дороги проложены из булыжников, что делает каждый проеденный километр подвигом. Особенно на X 4. Мотоцикл выжил чудом! В Гвинее столкнулись ещё с одной проблемой – из страны не выпускают в связи с угрозой Эболы. Чтобы попасть в Мали, пришлось немало поколесить по бездорожью в поисках лояльного таможенного пункта. Про Гвинею не рассказать в двух словах. Тут умеют радоваться и веселиться. И, как показала практика, очень любят русских мотоциклистов.


После Мали путь лежал в Кот-д'Ивуар. Столица, город Абиджан – огромный мегаполис с красивыми стеклянными высотками, как в Нью-Йорке. Здесь нужно было получить визы на дальнейший путь. Пока ждали документы, успели изучить город вдоль и поперёк и даже немного устать от оседлой жизни. Дорога к тому моменту стала неотъемлемой частью наших будней, хотелось ехать ещё и ещё.


После Абиджана мы окунулись в будни республики Того. Сразу с порога было решено отправиться на местный рынок вуду. Он, между прочим, самый крупный в мире (лучше бы был единственным!). Уже издалека в нос бьёт усиливающийся тухлый запах. Немудрено! Всё, что мы с вами привыкли видеть в зоопарках и документальных фильмах, на рынке исключительно в мёртвом виде лежит, воняет и ждёт свою целевую аудиторию. Поговаривают, что шаманы используют всю эту гадость для лекарств и обрядов. К сожалению, кроме нас, русских мотоциклистов, покупателей не было… да и мы, справедливости ради, присутствовали в качестве зевак и забирать с собой ничего не собирались.


Новый год предстояло праздновать в Африке. С празднованием крупно повезло, ибо изначально грандиозного увеселительного плана не было совсем. В Бенине, гуляя по улицам, мы наткнулись на вывеску «Русский ресторан». Не поверив своим глазам, решили зайти, познакомиться с владельцами. Ими оказался коллектив гостеприимных русских иммигрантов. Если коротко – новый год в компании бывших соотечественников прошёл на ура. Наши люди, где бы они ни были, гулять умеют!


Намибия – республика великолепных пейзажей и закатов. Здесь начинается совсем другая Африка, которая ничем не уступает Европе. Цивилизация отвоёвывает себе новые территории. Даже местные племена уже не те, что раньше. Мы побывали в гостях у племён Химба и Бушмены. Любопытно, но работа на туриста присутствует. Зайдя в один кабак в Виндхуке, были удивлены, увидев портреты Гагарина и Калашникова на стене.


По дороге в ЮАР на нашем пути лежала вторая пустыня – Калахари. Можно сказать, что ЮАР – одна из главных точек посещения в Африке. Сюда в русский храм Сергия Радонежского мы доставили икону преподобного Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой лавры. Конечно, доехали и до самой южной точки Африки – мыса Игольный.


Отдельно хочется сказать о русском присутствии в мире. Сколько путешествую, везде нахожу русский след, так случилось и в ЮАР. В центре города Саймонстаун установлен памятный знак отважному побегу русского императорского шлюпа «Диана» как дань уважения известному русскому мореплавателю и учёному вице-адмиралу Василию Михайловичу Головнину (1776–1831 гг.) и русской команде. А на старом городском кладбище Seaforth Old Burying Ground сохранились две могилы российских моряков (штурман Николай Петров и матрос Пётр Рашев с фрегата «Дмитрий Донской»), которые были похоронены здесь в 1865 году.


Находясь в Кейптауне, мы съездили вначале на сафари, а затем на выставку ретромашин. Сафари не понравилось. Автомобили, наоборот… особенно после обнаружения старинного, но бодрого «ГАЗ-69» и пластинок с русскими военными песнями. На этом «ГАЗе» мы ещё умудрились поколесить по самому городу. Время немного поджимало, поэтому посмотреть все красоты Кейптауна (да и многих других мест) не вышло. Будет хороший повод вернуться!


На границе со Свазилендом на дорогу вышли жирафы. Зрелище невероятное! Свазиленд поистине оправдывает свой титул – африканская Швейцария. Это, пожалуй, единственная сохранившаяся страна, где есть абсолютная монархия. Только здесь можно увидеть, как из новенького «Мерседеса» выходит человек, обмотанный в шкуры и с перьями на голове.


В ЮАР люди убеждены, что в Мозамбике до сих пор опасная военная ситуация. Виз у нас не было, ехали с надеждой получить их на границе. Подъехав к границе, мы встретили русскоговорящего таможенника, который нам очень обрадовался. Оказалось, он учился в СССР, и ему хотелось поговорить на русском языке. Визы в итоге получили за 30 минут. Приятно! В Мозамбике очень удивили хорошие дороги и низкие цены. Заметно, что население беднее, чем в ЮАР, но народ более улыбчивый. Очень много людей, которые учились в Союзе. В столице мы с местными мотоциклистами устроили пробег по городу.


Ботсвана – один большой парк. Многие предупреждали, что в вечернее и ночное время по Ботсване лучше не ездить из-за животных, но иначе никак не выходило. Каждый день вечером на дорогу выходили то слоны, то зебры, то в жирафы. Контактный зоопарк! Но в плохом смысле этого слова. Лучше ехать очень и очень медленно. Ночью зверушки ни в чём себе не отказывают. Шанс «приехать в гости» к слону или антилопе огромен. Мало не покажется!


После Ботсваны была республика Зимбабве. Самое главное и внушительное из того, что мы там видели – это водопад Виктория. Водопад находится на северо-востоке, на реке Замбези, он один из крупнейших в мире. В Зимбабве мы наконец-то увидели баобабы, я, правда, ожидал, что их гораздо больше в Африке.


В Замбии уже начинается знакомый нам менталитет Центральной Африки. Везде и всюду идёт торговля. Торгаши иногда очень достают. Качество дороги радует, хотя периодически попадаешь в участки, которые как после бомбёжки. Особых достопримечательностей, кроме водопада, нет.


Из всех закоулков, которые мы проехали, по зрелищности Танзания займёт одно из первых мест. Тут есть и достопримечательности, и великолепная природа. Местные живут по принципу «акуна матата», что приблизительно в переводе означает «расслабься и живи в удовольствие». Любой вопрос, который можно решить за минуту, танзанийцы не спеша решают целый день. Чем выше на север мы поднимались, тем меньше чувствовалось влияние цивилизации. Дороги в Африке в основном хорошие, но в отдалённых участках континента их нет. Так, однажды после дождя я намертво закопался в глине. Но сразу же нашлись добрые люди, которые за небольшую плату помогли решить проблему. В Африке, вообще, можно особо не переживать, если неподалёку есть местный житель. Он всегда за небольшую мзду поможет тебе. Будь то бензин, ремонт или что-то ещё.


В путешествии немало приходилось ездить по национальным паркам на мотоциклах, что вообще-то большая редкость. В парках крайне любопытно. То и дело дорогу переходят семьи слонов, зебры, встречаются жующие листья вдоль дорог жирафы. В парке Нгоронгоро (один из самых больших парков в мире) мы вдоволь насмотрелись на дикую природу и жизнь племенных народов. Звери живут своей жизнью и на туристов не работают (гиены прямо у дороги на наших глазах ели антилопу, львы и носороги много раз перегораживали нам путь). Чего нельзя сказать про племя масаи. За ваши деньги любая прихоть. Хочешь – станцуют, хочешь – жильё покажут и даже в школу отведут. Только плати. Не смогли удержаться и попробовали подняться на вершину Килиманджаро. Оставили мотоциклы у подножья, снарядились и пять дней карабкались в гору. Получилось!


На протяжении всего маршрута нам встречались замечательные люди. Уганда не исключение. Здесь мы познакомились с семьёй Ильи Волчонка Эли. Илья очень помог с ремонтом мотоциклов, за что ему огромное спасибо. Самая главная достопримечательность Уганды – местный стиль вождения. В Уганде на дороге прав тот, у кого машина больше. Ровно по этому принципу нам доставалось регулярно. Каждый норовит вытеснить или подрезать. Если вдруг окажетесь на местных дорогах и вдруг увидите фуру, едущую по «встречке» вам в лоб – не питайте надежд. Она совершенно точно в сторону не свернёт!


Оказавшись в Уганде, мы начали активно навострять лыжи в сторону дома. По плану дальше предстояло ехать в Саудовскую Аравию. Однако с визами не срослось. Дважды! Вследствие чего было принято решение на свой страх и риск ехать через Египет.


Кению планировали проехать мимо, но не всё оказалось так просто. На границе с Эфиопией нас ожидал очередной квест с приключениями. Оказалось, что сразу сделать визу и двинуться дальше не представляется возможным, хотя мы обладали прямо противоположной информацией и были конкретно в ней уверены. Визы выдают только в Найроби, а это 800 км в обратную сторону. Вот это поворот! Но русские не сдаются! И, как показало конкретно взятое путешествие, ещё и умудряются находить повсюду следы нашей великой и необъятной. Мотоциклы оставили в полицейском участке. Оказалось, что у начальника полиции города бабушка живёт в Москве. Неплохой гарант сохранности нашей техники, согласитесь. Дальше мы поехали в Найроби на местном автобусе, что уже само по себе авантюра и экстрим. Автобус до Найроби представляет собой трещащий по швам набитый под завязку стародавний рыдван… вся эта конструкция движется не благодаря, а вопреки. Визы, к счастью, получили. Обратно ехали тем же путём.


Отведённое на поездку время стремительно подходило к концу. Уже на горизонте 12 апреля. День, на который мы запланировали торжественный финиш в Москве. Визит в Эфиопию пришлось ощутимо сократить. Н а несколько дней мы задержались в столице Эфиопии – Аддис-Абебе. П осетили храм архангелов Гавриила (Габриэля) и Михаила (Микаэля), передали эфиопским христианам иконы преподобного Сергия Радонежского. Посетили Национальный музей Эфиопии, где установлен памятник А. С. Пушкину, а также встретились с местными молодёжными организациями, которые увлекаются космосом и Юрия Гагарина знают не понаслышке.


Суданом нас стращали яростнее всего. Вплоть до того, что можем в плен попасть. К сожалению или к радости, другого маршрута просто не оставалось. Случилось всё с точностью до наоборот. На границе нас встретили таможенники, которые без взятки помогли заполнить правильно документы. Удивительно и приятно! Особенно, вспоминая Африку, где все пытаются нажиться на белом человеке. Далее, доехав до города Гедареф, мы столкнулись с большой проблемой – тут нет банкоматов, принимающих карты Visa или MasterCard. Денег с собой было в обрез. Но, по иронии судьбы, они не пригодились. Нас взяли в плен… сделал это местный житель, который когда-то учился в России на медика. Такого гостеприимства я ещё нигде не видел. Честно. Кормили и поили досыта. По случаю нашего приезда внепланово зарезали барана. Пришлось даже остаться ещё на один день.


Отдельно хочу рассказать про песчаную бурю. Очень хотелось посмотреть на это зрелище. По дороге к границе Египта начал подниматься ветер. Сначала это было красиво и захватывающе. Но, как только поднялся сильный ветер, я понял, почему так просто умереть в пустыне. Песок засыпал и мотоцикл, и меня. Видимости ноль. Кое-как добрались до придорожного кафе, где и заночевали, так как впереди ситуация ещё хуже.


Долгий и муторный переход границы с Египтом, связанный с получением местных номеров и документов на мотоциклы, занял у нас четыре часа. Сначала на территории страны был хороший асфальт и метровые «лежачие полицейские». Однако дальше до Луксора дорога как будто после бомбёжки. Города пустые, практически нет туристов, половина гостиниц закрыта. В Хургаде познакомились с замечательными ребятами из местного мотоклуба, которые нам очень помогли с проездом на Синай. На Синай не пускают на мотоциклах, поэтому в Хургаде загрузили мотоциклы в грузовик – и вперёд, в Шарм-эш-Шейх. Сейчас Шарм больше похож на город-призрак.


Следом без особых проблем добрались до границы с Израилем. Конечно, я слышал про израильскую таможню, но что на нас на протяжении шести часов будут смотреть под лупой, я не ожидал.

Наконец, мы в Израиле. Всё. Африка осталась позади. Израиль, с одной стороны, радует тем, что все вокруг говорят по-русски, с другой стороны, шокирует запредельными ценами. Посетили Иерусалим. Если честно, я ожидал чего-то большего. Из Старого города сделали огромный рынок. Попутно попали на празднование Пурима. Евреи умеют отдыхать, все одеты в карнавальные костюмы, на улице можно встретить кого угодно – от палача до непонятных гоблинов. Отсюда мы отправили наши мотоциклы паромом в Грецию. Паром непростой. На него не берут пассажиров. Пришлось покупать авиабилеты до Греции и там уже ждать «Гуся» и X 4.


Греция встретила холодной погодой и дождём. Пока ждали корабль с мотоциклами, успели основательно всё вокруг изучить. Забрав технику, поехали в сторону дома. Остановок делали минимум, больно уж хотелось домой. Пожалуй, пять месяцев – это слишком много. Погода не радовала, чем севернее, тем холодней, то дождь, то град. Москва, как и в день отъезда, встретила снегом.

12 апреля 2016 г. мы торжественно передали в фонды Московского музея космонавтики флаг России, который «преодолел» вместе с нами более 45000 км дорог Европы, Африки и Ближнего Востока.


P . S . Отправляясь в путь, среди прочего, мы задались целью изучить то, как в мире относятся к русским людям. По всему маршруту мы разговаривали с людьми разного возраста, ранга и происхождения, спрашивали их мнение о России и россиянах. Вывод кому-то может показаться странным, но факты налицо. Нас, россиян, любят в мире, а «общественное мнение», формируемое СМИ – это пустая болтовня, имеющая с действительностью мало общего.

< Половой вопросВидишь ли, Пух… >
25 Февраля 2017 11:51