Перуанские хроники - 2

Перуанские хроники - 2

Это вторая честь повествования о приключениях двух российских мотоциклистов в Перу.

Текст: А. Р. Ясновский,
С. А. Дембовский
Фото авторов

Следующий день показал нам, что мы совсем не ошиблись. Из Арекипы до горного города Чивай, расположенного на плато рядом с самым глубоким каньоном в мире – Колка, ведёт прекрасный живописный серпантин, давшийся одному из нас очень тяжело (см. Pisco Sour ). Камни, ледники, пустынное высокогорье, по которому в полной радости и гармонии с природой бегают ламы, викуньи (маленькие ламы со структурой волос как у людей), пумы и шиншиллы (да-да, не берите туда жён!), наводят на равнинных жителей полную нирвану. Низкое небо, болотца, камни-пирамидки, которые складывают для духов гор индейцы кечуа, не говорящие на испанском, заставляют вертеть головой и фотографировать каждые 10–15 минут, лишь изредка обращая внимание на чахнущий и глохнущий в условиях высокогорья мотоцикл.

За въезд в каньон и город Чивай у путешественников берут небольшую денежку в размере 100 песо. И, оплатив подать, вы попадаете в царство Каньона, испещрённого на протяжении сотен лет аккуратными плодами человеческого труда – террасами для выращивания культур, в том числе знаменитой коки, по которой перуанцы, по их словам, наконец-то обошли как по качеству, так и по количеству и цене, соседнюю Колумбию и Боливию. Возможно, Перу и может гордиться ещё достижениями – но подчёркивают и говорят они именно об этом.


Хотя Гранд Каньон в Колорадо обладает весьма впечатляющим видом, но именно Колка является чемпионом, так как приплюсовывается высота гор и глубина провала.

Центральной точкой каньона является Mirador Del Condor – площадка обозрения, где можно увидеть кондора, висящего в воздухе по нескольку часов и высматривающего добычу. До неё ведёт грунтовая дорога среднего качества, и мы очень обрадовались, когда наши провожатые предложили нам свой джип.

В некоторых местах каньона и плато установлены небольшие обсерватории, одна из которых находилась в нашей гостинице. И хотя мы не астрологи, но небо действительно потрясающее – низкое, с огромными звёздами, совершенно иное, чем в нашем полушарии, к сожалению, из-за облачности воспользоваться обсерваторией мы не смогли. Надеюсь, вам повезёт больше.

Покинув столь впечатливший нас каньон, мы направились в сторону города Пуно, расположенного на берегу знаменитого озера Титикака, самого высокогорного озера на земле и единственного, заполненного морской водой, так как оно образовалось после отступления океана.


Серпантин из Чивая в Пуно – один из самых высокогорных на всём протяжении маршрута, виды по-прежнему захватывающие, дорога приличная, однако небольшие приступы горной болезни будут вас иногда ловить в самых неподходящих местах.

Дорога красивая, хотя и не очень извилистая. Она займёт около пяти часов, если вы не потеряетесь в прекрасном городе, расположенном в 80 км перед Пуно, с не менее прекрасным названием Хулиака, наполовину заселённом выходцами из соседней Боливии. На весь город размером с подмосковные Мытищи два светофора и один указатель. Полностью дезориентирует то факт, что асфальт заканчивается ровно за километр до города и начинается вновь через километр позже. В самом городе, один раз потерявшись, вы останетесь навсегда. Путей для отступа в виде указателей или англоговорящих людей не предусмотрено, узкие улицы, постоянно перестраиваемые, меняются очень быстро, навигатор и карта будут слабыми помощниками. Нас спасло то, что посередине этого Содома нас нашли наши провожатые, ориентируясь на наши оранжевые дождевики. Даже наш гид сказал, что если бы он родился в Хулиаке, то попросил бы политического убежища в любой другой стране… В общем, ещё раз убедившись в необходимости сопровождения, мы вырвались их города, который принесёт нам немало проблем в будущем.


Город Пуно – достаточно большой, с такой же шикарной организацией движения, как в Хулиаке, но чуть более облагороженный благодаря деньгам прибывающих туристов. Очень интересно выглядят мотоциклисты на китайских «дырчиках» с тремя-четырьмя огромными газовыми баллонами за спиной. Они пользуются большой популярностью, так как в городе, конечно, бывает прохладно. Чтобы увидеть всю красоту озера Титикака, надо брать полноценную экскурсию, времени на которую у нас, к сожалению, не было. От самого озера мы ожидали большего. Точнее, так: всё, что сотворила природа миллионы лет назад, прекрасно, но то, что сделали потомки конкистадоров за последние 300 лет, достаточно печально… Цветущая вода, проплывающие мимо бутылки и банки, утлые судёнышки и недостроенные здания, безусловно портят пейзаж, хотя, говорят, что недавно озеро чистили… Всем предлагаются экскурсии на плавучие острова (куски травы, спаянные между собой водорослями и илом, на которых живёт часть местного населения), однако мы, как нелюбители традиционно-туристических многолюдных экскурсий, туда не пошли, направившись в гостиницу для полноценного сна, так как следующий день был самым нервным за всю поездку.

Позавтракав и посмотрев в солнечное окно, не предвещавшее сложностей, нам надо было сразу напрячься, увидев в будний день на тротуарах кучу народа… Встретив наших встревоженных гидов, узнали, что Пуно, Хулиака и ещё три города, стоящие на дороге в Куско, охвачены забастовкой. Проезд перекрыт полностью для всего автотранспорта. Бастующие требуют провести газовую трубу через их города – недавно американские нефтяники открыли газовое месторождение и тянули трубу чисто по геометрической прямой к морю, и, конечно искривлять, удорожать проект и делиться газом им точно не хотелось. А вот жителям очень хотелось, чтобы мотоциклисты с газовыми баллонами исчезли с улиц. Нашим провожатым удалось выяснить маршрут по грунтовым дорогам через пампасы, в обход бастующих городов. Но, уже проехав около 30 км от Пуно, следуя за машиной, мы упёрлись в нагромождения камней, поваленных столбов и горящих шин, проехать которые нам всё же удалось по обочине, но, тем не менее, рядом с уже полюбившейся нам Хулиакой мы всё-таки упёрлись в хвост из фур и мини-басов, вставших намертво перед бастующими с транспарантами.


Водитель джипа остался стоять в очереди, а мы, взяв все самые необходимые вещи и посадив гида пассажиром на мотоцикл, продолжили свой путь по пыльным городским улицам, подгоняемые мыслью о том, что если покупать авиабилеты придётся снова, то мы попадём минимум на 80000 рублей. Наша спасительная легенда заключалась в том, что мы изображали русских журналистов, специально приехавших для освещения сего знаменательного события. Ведь всем известно, что перед сном российские граждане любят почитать о забастовках в Хулиаке…

Однако когда мы увидели бегущих и улюлюкающих по насыпи к нам людей с камнями, мы поняли, что легенда раскрыта, и нам придётся прорываться. И вот тут в полной мере «сыграли» наши эндурики, провёзшие нас по полю, огибая атакующих, и выскочившие на насыпь после баррикады.

Проехав через несколько более спокойных, но перекрытых городов и отмахав для верности ещё около 80 км, мы наконец остановились у въезда в Sacred Valley – ворота в царство инков, охранявших долину от пришлых племён. В очередной раз подивившись на искусство древних каменотёсов, сложивших огромные глыбы настолько плотно, что между ними нельзя протиснуть даже купюру, мы направились на ночлег в один из долинных городов – под умиротворяющим названием Pisac . Попутно мы отремонтировали камеру в спускающем после пампасов колесе в местном очень колоритном сервисе… А теперь внимание: знаете, сколько стоит это удовольствие? Сколько в Москве стоит переобуться? А в Перу поменять колесо – 90 рублей. Приезжайте…

От нашей гостиницы до вокзала, откуда поезд PeruRail довезёт вас до Aguas Calientas – города, стоящего у подножия центра перуанского притяжения Мачу-Пикчу, за два часа. Поезд состоит из трёх вагонов, из которых первый предназначен для иностранных граждан, а местные пользуются оставшимися. Виды из поезда, ползущего по скалам и утёсам с абсолютно отвесными стенами, открываются совершенно завораживающие. Вверху устроены окна для обзора того, что вверху – скал, джунглей и облаков. Старайтесь бронировать билеты заранее и брать места по левую сторону по ходу поезда – именно эта сторона всё время нависает над горной речкой. Проехав город Hydroelectica ( c уже сломанной и неработающей гидроэлектростанцией), вы попадёте на вокзал города Aguas Calientas , откуда лихие водители уполномоченных автобусов за 35 минут по грунтовому серпантину доставят вас на самый верх горы, где стоит перуанская жемчужина (к сожалению, с любимым мотоциклом на фоне Мачу-Пикчу сфотографироваться никак нельзя, так как проезд автотранспорта строго регламентирован во избежание порчи памятника старины).


Помимо солнцезащитного крема и дождевика (да-да, погода меняется каждый час-полтора), вам пригодится корм для лам, которые выполняют функции газонокосилки и очень мило хрумкают рядом с вами большую часть пути.

Описывать древний город элитных жителей Перу очень сложно. По легенде, когда пала столица Куско, собственных ресурсов Мачу-Пикчу хватило лишь на 30 % собственного обеспечения, и, будучи лишены подпитки, они были вынуждены покинуть свой город и уйти в сторону Бразилии и Амазонии. Куча книг и учебников написана на эту тему, однако точность и скрупулёзность подгонки камней не затмевает кучи троп и дорог, вымощенных не хуже, правда, ведущих в никуда, которые полностью окаймляют городище. Представляя, сколько ручного труда ушло на обработку мегатонн камней, становится понятно, почему продолжительность жизни не превышала 45 лет. Поэтому, помимо удобной обуви, хорошо бы иметь тренированные ноги, ведь чтобы обойти всё, придётся реально ходить целый день. Перуанцы всё время подчёркивают гуманизм и развитость своей древней цивилизации, обращая внимание, что на жертвенниках не было найдено ни единой человеческой кости, да и рабства как такового у инков не было – все работы оплачивались зерном и прочими растительными культурами, которые заменяли инкам деньги. Также считается, что инки сознательно не развивали искусство изготовления оружия, затормозив его на уровне стрел и копий. Поэтому, доверчиво приняв в центр города испанцев с корабельными пушками, которые, как говорили, были божествами белых людей – инки жестоко просчитались. Именно поэтому хороша наша поговорка, что добро должно быть с кулаками. Площади в этом городе служили лишь для выражения радости, и на них было непринято говорить неприятные вещи, а камни были уложены, точно ориентируясь на части света. Родники, питавшие город водой, работают до сих пор, и возникает мало сомнений в том, что, просуществуй эта цивилизация ещё несколько веков, она бы точно нашла место под солнцем для своей страны более пригретое, чем сейчас.

Проделав путь назад из города инков по железной дороге порядка 10 км от станции, наш тепловоз устал и встал ждать своего более работоспособного собрата, поэтому дома мы были около двух часов ночи. На следующий день был запланирован Куско, путь до которого составляет немногим более 60 км, но насыщен очередными строениями инков в скалах со смешными названиями – Ойятямбо и… после всего пройденного мегалитические строения инков постепенно начинают приедаться, и часть из них мы просто проехали, остановившись на некоторое время рядом с Cristo Blanco – белоснежной статуей Иисуса (такие поставили по всей Латинской Америке ушлые испанцы). Сам Куско, полный жизни и всякого рода развлечений, поражает уже ставшей традиционной колониальной архитектурой, а также церквями, в основании которых лежат руины древних мощных инкских храмов. На город, полный музеев и сувениров, следует оставлять не меньше одного дня.


Полёт из Куско в Лиму осуществляют самолёты уже отлетавшей компании BA е – British Aerospace . Эти маленькие самолёты, оснащённые четырьмя турбинами, прекрасно подходят для горных аэродромов, обладая малым весом и избыточной тягой.

Пересадка в Лиме прошла по плану, и всего-то через какие-то 18 часов полёта мы были дома.

Мы рекомендуем каждому мотопутешественнику проделать данный маршрут. Поверьте, сами бы с удовольствием сделали это ещё раз. Ощущение величия природы, исключительности и древности культуры, наличие хороших дорог делают данное путешествие незабываемым на всю жизнь. И оно останется с вами на гораздо больший срок, чем новая машина, гаджет или даже мотоцикл. Ведь именно это вдохновляет на путешествия. Удачных и ровных вам дорог, дорогие читатели, несмотря на все превратности судьбы, политики и экономики.

P . S . И ещё вам добрый совет: НИКОГДА, НИКОГДА и ни за что не покупайте и не везите ничего сыпучего, пакетированного, даже запакованного чая или кофе, шоколадной пудры или мятных конфет, пасты, печенек из Перу. А уж если там написано С oca Flavour … То их за километр обходите! Даже фирменных, даже с чеками и пакетами из дьюти-фри… Все рейсы из Перу (а уж тем более через Амстердам) шереметьевская таможня проверяет вплоть до носков, трусов и аптечек, подозревая даже неподписанные тюбики с зубной пастой в том, что они содержат кокаин и прочие излишества нехорошие. Поэтому, если не хотите потери двух часов и нервов, ограничьте покупки магнитиками, пончо, варежками и свитерами… Так как купленные в официальном дьюти-фри чаи с чеками, рядом с которыми сидела специально обученная собака, были полностью конфискованы для исследований. Таможенники не знали, что это был наш им подарок в наступающем 2015 году. А всем остальным – помните, что самый вкусный – это наш родной индийский чай со слониками…

P. P . S . Уже после приезда в Москву спустя два месяца деньги на карте за залог мотоцикла так и не разморозили. Главный организатор перестал отвечать на мейл и брать телефон. А его помощник сказал, что после удачного сезона его шеф надолго улетел отдыхать в Акапулько…


Вот адрес этой компании:  http://www.cuscomototourperu.com Будьте осторожны и заранее обговаривайте договорённость о возврате залога. Насколько нам стало понятно, это довольно распространённое явление в Латинской Америке…

< ЧТО ДЕЛАТЬ?На мотоцикле по Севилье >

Похожие материалы

19 Октября 2015 13:06 А. Ясновский, С. Дембовский