Год или два назад в «Мотоэксперте» были опубликованы заметки одного соотечественника, которому повезло объездить на своём мотоцикле чуть ли не все страны Юго-Восточной Азии. Возвращаясь на родину, он транзитом «зацепил» и Южную Корею, о которой написал лишь пару строк в духе «каменные джунгли городов и скучные пейзажи хайвеев не впечатлили».
А как же иначе? Ведь представления об этой удивительной стране через окно междугороднего автобуса не получить (мотоцикл автора тех заметок следовал в российский порт отдельно от хозяина). Мы же воспринимаем мир из седла мотоцикла совсем не так, как безлошадные «обыватели», не так ли? А прочитав эти строки, читатели могли подумать, что мотоциклисту в Южной Корее, действительно, посмотреть нечего.
Чтобы исправить ситуацию, я решил на страницах того же издания рассказать о первой из двух попыток объехать южную часть Корейского полуострова, предпринятой ещё в 2012 году. Надеюсь, это позволит читателям по-другому взглянуть на Корею и, кто знает, сподвигнет кого-то увидеть своими глазами эту одну из самых красивых и динамично меняющихся стран региона.
Тайфуновый заезд
– А что, Миша, может, приедешь ко мне в гости, да махнем вокруг Кореи на мотиках?..
– Хм... Так чего ж не приехать?.. Хорошо бы на «Харликах» да по горным дорожкам...
Примерно так за год до событий звучали наши с другом рассуждения о том, как бы не пропустить очередной мотосезон. Поговорили, вроде, и забыли. Но через полгода Мишка позвонил: «Заказываю билеты. Готовься».
А чего готовиться? Взял мотоцикл в прокат и поехал... Но оказалось, взять в Корее мотоцикл на прокат (без какой-нибудь турфирмы или организатора поездок на мотоциклах) – та ещё эпопея! Есть несколько препон, например, в виде необходимости иметь местные права или поручительство кого-то из корейцев для оформления страховки. Да и тяжёлые мотоциклы в прокате ещё поискать, хотя спортбайков навалом. Тем не менее, всего за пару дней до намеченного старта всё удалось уладить.
И вот мотоцикл перегнан в гараж (решили взять BMW 1600 GTL, поскольку у него есть кофры, чтобы положить шмотьё), маршрут прикинут. Цель – попытаться объехать Южную Корею вдоль её побережья по часовой стрелке за четыре дня, успев при этом посмотреть несколько в каком-то смысле ключевых достопримечательностей: Хвачхонскую дамбу, музей на корабле ВМС США и северокорейскую подводную лодку, посетить «ХрЕновую деревню» и «Конец земли» – крайнюю точку материка. На круг выходило что-то прядка 2000–2500 км. Казалось, плёвое дело! Но, забегая вперёд, скажу, что не всем нашим планам было суждено сбыться.
День первый. Сеул – Хвачхонская дамба – Сокчхо
Одно расстраивало: как раз на время поездки на Корею со стороны Японии шёл тайфун, и погода обещала быть не вполне мотоциклетной. Но не отменять же из-за этого поездку! Отпуск у Мишки не вечный, приехал погостить всего на две недели.
Выезжаем примерно в 10 утра. Большое количество машин сильно тормозит выезд из Сеула, хотя дождя пока нет. Едем в сторону границы с КНДР. Дорога мокрая, но вода особо не мешает: в тех районах, где возможно обледенение (а это 70 % дорог гористой северной части Южной Кореи), на них нанесены продольные борозды, что оставляет их сухими. Такие борозды нанесены не только на второстепенных дорогах, но и на высокоскоростных шоссе, куда нам, двухколёсным, путь заказан: езда по магистралям на мотоциклах в Корее запрещена. Но мы не жалеем. Ведь мы хотим узнать Корею по-настоящему!
Примерно через 100 км от столицы вынуждены остановиться и надеть дождевики. По дороге осматриваемся. Виды впечатляют! Тяжёлые облака отражаются в маленьких речушках, где на воде стоят домики для отдыха и ловли рыбы.
В некоторых местах по краям дороги заметны громадные бетонные блоки. В них заложена взрывчатка, которая способна разнести проезжую часть в клочья. Зачем? На случай новой войны с северным соседом. Ведь формально страны находятся в состоянии перемирия.
На одном из дорожных знаков надпись: «Следующие 20 км возможны сели. Прежде чем двигаться вперёд, сверьтесь с прогнозом погоды». И не говорите потом, что вас не предупредили. Хорошая отмазка.
Через несколько унылых из-за дождя часов добрались до Хвачхонской дамбы. Вернее, одной из нескольких в этом местечке, но именно той, что была построена японцами ещё в 1944 году. При такой погоде она немного смахивала на что-то чернобыльское. Вдоль берега колючая проволока (по тем же причинам, что и взрывчатка по краям дорог).
В то время дамба была одним из основных источников электроэнергии для юга Корейского полуострова, поэтому в Корейскую войну (1950–1953 гг.) она стала стратегически важной целью для обеих сторон конфликта. В апреле 1951 года северокорейские войска захватили дамбу и сбросили количество воды, достаточное для выведения из строя пяти водных переправ войск ООН, расположенных ниже по течению. Через некоторое время Объединённое командование войск ООН предприняло попытку её захвата, которая, однако, провалилась. Тогда было принято решение вывести дамбу из строя путём бомбардировки. Примечательно, что для этого была использована торпеда, сбрасываемая с самолёта. Это был единственный за всю Корейскую войну случай использования «воздушной» торпеды против наземных целей.
Проехали всего ничего, но устали прилично. Особенно я – накануне работал до четырёх часов утра, чтобы закончить все дела, а потом составлял маршрут. Оставшиеся 150 км едем под дождём. В горах довольно быстро стемнело, и скорость пришлось сбросить до 40–50 км/ч. Ливневые борозды не справлялись, каждые 15–20 минут казалось, что мотоцикл плывёт. Похоже, резина на «Бусе», которой мне до этой поездки вполне хватало для дальнего прохвата по сухой дороге, для дождя не годится. Ситуацию осложняло отсутствие хорошего освещения (именно хорошего, потому что несмотря на «глухомань» столбы освещения всё равно были).
Наконец, выехали на нормальную дорогу, но непрекращающийся дождь скорость не повысил. По-прежнему идем 30–40 км/ч, быстрее не получается. Начинаю подмерзать – штаны от дождевика пришлось отдать жене, умудрившейся оставить свой дома. Немного спасали ситуацию великолепные тоннели. В них отличный сухой асфальт да к тому же не так холодно.
При выезде из последнего тоннеля поняли, что здесь сухой асфальт. И дождя совсем не было! Интересное ощущение: в тоннель въезжал в дождь, а выехал в сухую погоду. Вероятно, путешественник во времени мог бы почувствовать что-то аналогичное.
Наконец, добрались до прибрежного Сокчхо, но остановиться решили в любимом многими корейцами и приезжими пляжном местечке – г. Наксан. Стоимость гостиницы за ночь – 30000 вон ($ 27). Сезон прошёл (цены достигали $ 190 за ночь), и наступил коммунизм. В номере большой телек, холодильник, комп с интернетом, кухонная стенка с умывальником. На балконе журнальный столик и пара кресел. Быстро моемся, переодеваемся и идём на поиски еды.
Сошлись в одном – после холодного дня нужен горячий наваристый супчик. А где ж его взять в приморском городке, где основной рацион ресторанов – сырая рыба и её вариации? Но кое-что нашли. Традиционные корейские закуски перед едой (панчхан) довольно разнообразны. Некоторые на вид весьма подозрительны, но вполне вкусны! Особенно порадовал перец в пасте из соевых бобов твенджан. После еды, естественно, приняв положенный градус, пошли к морю, где Мишка сразу влез по колено в воду. Запустили пару фейерверков, подаренных нам хозяйкой забегаловки со словами «Развлекайтесь!». Но долго кутить не получается – усталость даёт о себе знать. По дороге встречаем несколько ошалевшего от нашего вида кота, а также занятно выложенные канализационные люки. Немного позируем возле мотиков и по койкам!
День второй. Наксан – Каннын – Тэгу
Утро следующего дня началось с небольшого дождика, но погода была явно лучше. Пока собрались и выехали, асфальт совершенно высох. Поскольку весь предыдущий день я «ловил» свою «Хаябусу» под дождём, сегодня «баварец» в моём полном распоряжении. По дороге отметил небольшой люфт руля. Остановились, бегло обследовали. Видимых причин не обнаружено, всё затянуто. Стучит, вроде, в рулевой колонке, но с этими подвесками БМВ кто ж разберёт, в чём дело! Ну, не поворачивать же назад. Будет по дороге дилер – заскочим.
Дорога вдоль моря – красотища! Даже наличие колючей проволоки не сильно портит впечатление. Наконец подъезжаем к Парку объединения. В первой части парка на холме выставлено несколько самолётов, принимавших участие в Корейской войне, а также самолёт бывшего президента РК, отца недавно отстранённой от власти и осуждённой президента Пак Кын Хе – генерала Пак Чжон Хи. Останавливаться не стали – кроме нескольких старых самолётов смотреть там особо не на что, а времени в обрез.
Вторая часть парка интересней. Там северокорейская подлодка и южнокорейский эсминец.
Осмотр начали с музея на корабле. Через стекло можно посмотреть, как служили южнокорейские офицеры и матросы в 80-х годах. В целом, ничего особенного. Другое дело – настоящая северокорейская подлодка!
История её появления в качестве экспоната такова. 14 сентября 1996 года подлодка с 11 членами экипажа и 14 спецназовцами на борту подплыла к берегу Южной Кореи в районе Каннына. В их миссию входило провести разведку южнокорейской морской границы и охранных сооружений и вернуться назад. Три спецназовца высадились на берег, провели разведку и подали сигнал подлодке подойти поближе – высокие волны не позволяли им вернуться на субмарину. Но при приближении к берегу подлодка села на мель, обломав винт и пробив днище. Спецназ принял решение уничтожить важное оборудование на подлодке и уходить по суше в район демилитаризованной зоны через гору Квебансан. Правда, перед этим они перебили всю команду (11 человек), а затем подожгли один из отсеков. Группа разделилась на несколько частей, одна из которых была случайно обнаружена гражданским лицом (по одной из версий, это был водитель такси, заметивший всплывшую подлодку и сообщивший об этом в полицию). С 18 сентября по 5 ноября 1996 года на территории Южной Кореи была проведена операция по поиску диверсантов, в результате которой 12 спецназовцев были убиты, один захвачен живым, одному удалось пересечь границу и вернуться в КНДР. Со стороны Южной Кореи потери составили 12 солдат (восемь в перестрелке и четыре, как пишут корейцы, «случайно»), четыре гражданских лица, 27 солдат получили ранения.
Перед входом надели каски, что несколько раз помогло не разбить голову. Внутри подлодки и по сей день стойко ощущается запах гари – практически полностью выгорела верхняя часть пары отсеков. Лодка довольно маленькая и на крупных военных, похоже, не рассчитана. На стенах куча вентилей – как тут можно разобраться?! На столах стоит расплавленная аппаратура. Снаружи хорошо видны повреждения, приведшие к инциденту.
Выйдя из лодки, Мишка решил попить томатного сока. Потом стоял и удивлялся – как его можно пить сладким? Вот так, брат. Для корейцев помидор – ягода десертная, ими даже торты украшают.
Дальше по курсу Хвасонские пещеры. По дороге к ним несколько стилизованных ворот в виде летучей мыши. Оставили мотоциклы, купили билеты. Оказывается, с моего последнего посещения этих пещер (семь лет назад) здесь добавилась экскурсия в ещё одну. И к ним теперь не надо идти пешком – можно на вагонетке (раз в полчаса). Существенная экономия времени для отстающих из-за погоды от графика путешественников. Нам сильно повезло – одна из них как раз отходила.
Температура в пещере, судя по цифрам, 14,9 °С, а воды – 6,4 °С. Фотографировать запрещено, даже камешки на выходе из пещеры, да кто ж уследит… Сталактиты, сталагмиты… Всё как во всех пещерах. Но экскурсовод тычет в один камень. Ба, да там белый червяк! Достопримечательность, однако…
Последняя точка маршрута на сегодня… Ну, как её назвать? «ХрЕновая деревня», пожалуй. Так называется находящийся в небольшой бухточке парк, посвящённый мужскому началу – символу плодородия в восточных традициях. Порядка 15 лет назад здесь начали устанавливать работы победителей конкурсов резчиков по дереву – этому посвящён отдельный сегмент парка. Каких только вариаций не придумали! Со временем парк разросся, появились внушительных размеров оригинальные «инсталляции». На берегу на подъезде к парку маячок характерной формы. Даже пруд и лавочки оформлены в соответствующем стиле. Завершает всё это «великолепие» занимательная «инсталляция» на тему «Отсель грозить мы будем…». Что этим корейцы пытались сказать?.. Не исключаю, чтобы продемонстрировать состоятельность корейской теории о том, что практически все блюда местной кухни исключительно «полезны для мужчин».
Особо долго завидовать размерам изваяний не стали. Заскочили в местный магазинчик прикупить сувениров (характерные брелоки, стопки и др.) – и в дорогу. До нашей следующей точки, г. Тэгу, вернее, расположенной в его окрестностях смотровой площадки на горе Апсан, ехать ещё прилично, а время бежит.
К вечеру сказалась усталость. По пути стал накрапывать мелкий дождь. Похоже, отпущенное нам приближающимся тайфуном время подходило к концу.
Решили для начала доехать до смотровой площадки, чтобы на следующий день уже не терять время на её поиски. Однако навигатор проложил путь прямо через город. Поездка через центр на фоне непрекращающейся мороси отняла последние силы и нервы, но ориентир на смотровую мы всё же нашли, после чего поспешили в обнаруженный неподалёку мотель. Номера в наличии, цена вопроса – 30000 южнокорейских вон (примерно $ 27). Номера, надо сказать, весьма приличные, есть всё необходимое и довольно чисто. Быстренько переоделись в сухое и побежали искать что-нибудь съестное. По пути встретили трёх студенток, идущих из бани – из ведёрок торчали помывочные принадлежности.
Буквально в 20 метрах от мотеля оказался ресторанчик с на удивление великолепным качеством блюд! Взяли тукпэги пулькоги (эдакая солянка со сладковатым обжаренным мясом), хэмуль пхачжон («корейская пицца» с морепродуктами). Не смогли оставить без внимания и короля того вечера юкхве – сырое мясо с сырым яйцом, кунжутным маслом и китайской грушей. Искушённые в корейских блюдах участники мотопробега сошлись во мнении, что всё было божественно вкусно! После еды и положенной порции укрепляющей дух жидкости усталость навалилась с полной силой. Попытка глянуть по телеку, что вообще в мире делается, показала, что мотель относится к разряду распространённых здесь так называемых «лав мотелей». Утро подтвердило наши догадки – на улице перед входной дверью лежали недвусмысленные «визитки».
День третий, солнечный
Похоже, ночью шёл сильный дождь, но к нашему выходу из мотеля небо понемногу стало светлеть. Вокруг виднелись горы – вот то, что в Корее видно практически отовсюду.
Ехать на смотровую на мотоциклах не решились, поймали такси. Кто знает, сколько придётся переться в гору в экипе? Парк оказался недалеко, примерно в $ 5 езды от мотеля. На самый верх ходит фуникулёр, до него нужно немного пройтись по уставленному беседками и памятниками скверу. По пути обратили внимание на наличие туалетов на расстоянии 10 минут ходьбы друг от друга. Чистые и бесплатные, как и везде в Корее.
На середине подъёма к фуникулёру небольшой музей техники, принимавшей участие в Корейской войне. Чуть дальше – традиционные корейские «истуканы», отпугивающие злых духов. Подошли к фуникулёру, купили билеты. После 15 минут ожидания «кого-нибудь ещё» нас, наконец, отправляют наверх. Вид из кабинки впечатляет. К смотровой ведёт бетонная дорожка с отполированными до блеска металлическими поручнями. Кто-то же их чистит постоянно, чтобы не закисали... Или просто нержавейку не воруют?
Наконец, поднимаемся на самый верх. Пол у смотровой деревянный, в середине из прорези торчит верхушка горы. Бортики стеклянные, чтобы было лучше видно. Имеется фотография-схема, чтобы знать, где что расположено. Вид со смоторовой открывается поразительный. И хотя погода была пасмурная, открывающийся пейзаж, ветер и свежий воздух завораживали! Внизу, с обеих сторон горы на уровне её середины было видно несколько небольших храмов. Уходить долго не хотелось. Напоследок каждый посидел на скамейке, наслаждаясь тишиной. Сошлись во мнении, что если бы не недостаток времени, сидели бы и сидели!
Очередное 15-минутное ожидание фуникулёра, и вот мы внизу. Решили немного пройтись пешком в сторону мотеля. К нашему удивлению, солнце окончательно выглянуло из-за облаков и дало нам «прикурить».
Пока гуляли, основательно проголодались. Увидели магазинчик местной выпечки с надписью: «Руколепные пельмени и пирожки по старинному рецепту». Кто бы сомневался, здесь вообще практически всё «по старинному рецепту» и крайне «полезно для мужчин». Естественно, решили заглянуть! Внутри небольшой цех, весёлые ребята лепят пельмеши разных размеров и «оснастки». Всё это готовится на улице на пару. При попытке сфотографировать эту поварскую идиллию один мужичок застеснялся и решил спрятаться под стол. Все дружно над ним посмеялись.
Но время неумолимо. Быстро ловим такси, по дороге в мотель случайно фотографирую довольно вычурный многоэтажный «дом дружбы с китайским народом». Водитель аж поперхнулся – оказалось, храм какой-то... На пути замечаем «развалы» текстиля, перца, корня женьшеня.
Поспешно собравшись, стартуем. Нас ждёт древняя столица одного из корейских государств – г. Кёнджу!
Бегло обследуем BMW: руль по-прежнему люфтит, и ехать на небольшой скорости неудобно, приходится ловить мотоцикл. Но понимание ситуации едино – времени нет совсем. Осталось полтора дня, а мы ещё в Кёнджу не доехали! «Забиваем» на звук и вперёд. В конце концов, руль сидит в своём месте надёжно, а значит, неприятностей в виде его отделения от рамы произойти не должно.
До Кёнджу – и домой!
Уезжаем из Тэгу. Ты нам понравился, город, спасибо за гостеприимство!
По дороге встретили красивый H.-D. Softail, а также группу мотоциклистов на «Электричках». Определённо, в этой части страны американский мотопром в особой чести. В чём не откажешь местным байкерам, так это в стиле. Никаких грязных джинсовок с оторванными рукавами, мотоцикл всегда намыт и наполирован. Особый шик – боковые кожаные сумки ручной работы. Вариаций и узоров тьма. Какое-то время едем вместе, потом «коллега» уходит правее. А нам прямо, в Кёнджу!
Небо понемногу становится мрачнее, облака ниже. Тайфун, наконец, дошёл и сюда. Дорога в основном идёт по «второму этажу». Внизу проплывают небольшие «деревеньки». В этой части страны особо длинные туннели – проезд через них на высокой скорости занимает до пяти минут. И такие туннели прошивают корейские горы на приличной высоте! Зато там светло и сухо.
На дорогах куча камер, но они нам не страшны – стреляют только анфас, да ещё и предупреждающие знаки об их наличии везде. Поэтому жмём на всю – времени-то в обрез!
В соответствии с маршрутом Кёнджу мы минуем, хотя город сам по себе достопримечательность. Первое упоминание о нём относится к 57 году до нашей эры. В разные времена он назывался по-разному: Сораболь, Керим, Кымсон, Кэйсю. Кёнджу был столицей в эпоху государства Силла, которая с течением времени объединила под собой корейские земли. Именно здесь находилась резиденция королей (ванов) и всей придворной знати. Но в X веке после распада государства Силла Кёнджу утратил статус столицы. Постепенно его значение стало уменьшаться вплоть до полного упадка. Статус города он снова приобрёл лишь в 1955 году. Сейчас его население составляет примерно 280000 человек. Наряду с Сеулом, он является самым посещаемым туристами городом Южной Кореи.
Мы же едем в другое место. Нас ждёт Соккурам – храм-грот, имеющий статус национального сокровища. К нему ведёт небольшой приятный серпантин с интересными стилизованными в будиийской тематике арками. Наверху небольшая парковка, дорога к гроту начинается с традиционных ворот. Вечереет, но мы, похоже, ещё успеваем. Дорога петляет вдоль скалы, облака спустились, поэтому периодически идём в тумане.
Домик с холмиком наверху и есть храм. Внутри холма – грот, который еле видно через маленькое окошко. Попасть внутрь и сфотографировать никак нельзя. Это редкость для Кореи, но что поделаешь. Хорошо, что в интернете есть снимки, дающие возможность понять, зачем вообще было сюда переться.
Пещерный храм Соккурам находится на восточном склоне горы Тхохамсан, в отдалении от другого храма Пульгукса. Создание обоих храмов приписывают первому министру государства Силла при короле Кёндоке Ким Дэ Сону, который построил Пульгукса в честь своих родителей в этой жизни, а Соккурам – в честь родителей в прошлой жизни. Храм, расположенный в искусственной пещере, высеченной в гранитной скале, является образчиком архитектурного стиля того времени. В грот ведёт арочный вход, который поддерживают фигуры восьми стражников и две статуи бодхисаттвы Ваджрапани. Далее следует небольшой коридор, украшенный барельефами с изображениями четырёх небесных правителей. Он ведёт в ротонду, в центре которой установлена каменная статуя сидящего Будды Шакьямуни. По стенам свода пещеры, в нижней части вырезаны рельефные изображения тысячерукого Авалокитешвары с 11 лицами и десяти легендарных учеников Будды Гаутамы. Над ними примерно на высоте человеческого роста расположено десять ниш, в каждой из которых помещена статуя Бодхисаттвы. Эта статуя считается вершиной буддийской каменной скульптуры. В декабре 1995 года грот Соккурам включён в список памятников мирового культурного наследия, находящихся под защитой ЮНЕСКО.
Посмотрели, испили из источника. Пора ехать дальше. Конечная точка сегодняшнего пути пройдена, что не может не радовать. На обратном пути предлагают оставить черепичную дощечку с желаниями, которые потом якобы пойдут на строительство крыши. Посмотрели на ряд сложенных неподалёку, а там уже и на русском, и на финском, и на санскрите… Ну, и мы туда же – Миша, пиши!
Тем временем погода совсем уже не радовала. Стремительно стемнело, опустился туман. Судя по карте, до южной точки нашего маршрута, г. Пусана, было всего километров 130. Но тайфун начался!
Ветер до нас пока не дошёл, но дождь «включили» такой сильный, что дорога почти скрылась под водой. Колеи не позволяли двигаться быстрее 40 км/ч, попутные машины окатывали чуть не с головой. Вот и проехавший мимо на грузовичке дядя решил не сбавлять ход… А я всё думал, как мне в штаны и в сапоги побольше воды налить?
На заправке быстро оцениваем ситуацию. До Пусана – 90 км, но тайфун идёт оттуда. Значит, даже если мы доедем, весь завтрашний день будет лить дождь, а послезавтра уже надо быть на работе. В общем, решаем ехать обратно. Навигатор залило водой, на экране появились разводы, но он по-прежнему работает! Сажусь на «Бусу» – если что, у меня больше шансов её удержать. Да и с навигатором я знаком лучше.
Мотоцикл буквально плывёт по дороге. Мишка догоняет: «Ты не можешь ехать быстрее? Я из-за этого люфта в руле не могу ехать нормально на маленькой скорости!» Отвечаю, что не могу. В какой-то момент въехал на обочине в глубокую лужу и чуть не улетел с мотоцикла. Когда поравнялись, увидел Мишкино лицо: он заметил, как меня расколбасило, и прекрасно понял, чего мне стоило удержать мотоцикл.
Таким макаром едем примерно час. Все устали, пассажир стал ныть, что холодно и так далее. Я и сам подмерзаю, борьба с мотоциклом и дорогой вымотала меня в конец. К тому же стемнело, и через визор шлема не видно ни черта. Забрало заливает, стекло потеет. Приоткрываю его, но очки сразу же покрываются мокрой пылью. Как назло, вокруг ни одного огонька. Нам нужен мотель!
Шаманю с навигатором, да разве тут чего поймёшь! Ещё через 20 км вижу вдали нечто, напоминающее огни города. Нам сюда! В городке чуть ли не единственное многоэтажное здание, и это мотель! Ну, наконец-то!
Быстро ставим мотики, и скорее переодеваться! Отель местечковый, но довольно хорошего уровня. Только вот, в отличие от других, полы здесь не подогреваются, что для Кореи редкость. Значит, надеяться на то, что всё высохнет на полу, не стоит. Ну, да ладно. Зато в углу стоит кулер и лежат пакетики кофе! На тумбочке – чемоданчик с системой пожарной эвакуации, в стене кольцо. Такая система есть в каждом номере на любом этаже каждой корейской гостиницы.
Разложив на полу одежду и переодевшись, отправляемся на поиски еды. Прямо напротив мотеля замечаем питейное заведение, а за углом нашлась приличная столовка! Чистенько, бабульки такие вежливые и весёлые суетятся. Хоть и устали, а настроение поднимается. Блюда выбрали погорячее да поострее: Миша тольсот пибим-паб (рис с овощами в горячей миске), мы – супчик с соевым творогом сунтубу и лапшу кхаль-куксу (с острым перцем). Мишаня на радостях вываливает всю плошку острой пасты: мы в шоке, в ещё большем шоке он. Было очень вкусно, но пора бы чего-нибудь погорячее и пожиже! Возвращаемся в питейное заведение. Оно довольно низкого пошиба, но пить можно. Долго не сидим. Завтра трудный день и надо как следует отдохнуть.
День последний
Утром обнаруживаем, что одежда всё ещё мокрая. Сушка с помощью фена помогла частично и отняла много времени. В случайно попавшемся рыбацком магазине покупаю дождевик самого большого размера для пассажира. У неё, как всегда, пораженческие мысли на тему «я никуда не доеду». Предлагаю отправить в Сеул поездом или самолётом, но в итоге принимаем решение ехать домой в полном составе. Перекусили в кафешке, выпили кофе – и в путь!
Погода продолжает «радовать»: не переставая льёт дождь разной силы, с учётом влажного экипа довольно прохладно. Но дорога идёт по красивым местам, справа и слева виднеются сады с яблоками. В какой-то момент вижу, что рядом проходит ярмарка лимонника. Как раз Мишке надо на заправку!
Несмотря на погоду, людей много. Сидят, закусывают, поют. Всё честь по чести! Местечко, где проходит ярмарка – маленькая деревенька, и народ тут простой. Гуляют искренне!
Развлекает всех группа артистов в наряде клоунов. Рассказывают анекдоты, поют какие-то частушки (судя по реакции публики), забавно пританцовывают. Благодарные зрители изредка подносят чарку с закуской, от которых выступающие не отказываются. И всё это под слабо защищающим от дождя (судя по лужам под ногами артистов) пологом. Вместо пола почти глина. Но видно, что все участники действа получают искреннее удовольствие!
Помимо самого лимонника здесь же продаётся и бражка из него. Купили две бутылки – хорошая вещь! На импровизированных развалах продают кунжутное масло, причём давят тут же – жмых валяется прямо на земле. Кто-то продаёт женьшень, местную «картошку» куркуму. Рядом гадают по китайской Книге перемен. А кто-то читает лекцию о пользе своего мёда. Среди палаток непонятно как затесались ребята явно ближневосточной наружности. Угадаете, что продавали? Конечно, шаурму! Фотографировать их не стал, зато запечатлел колоритного и довольного дедулю.
Задерживаться более нет возможности. Оставшиеся до Сеула 150 км «летим» 80–120 км/ч. Сильно похолодало. Дождь не прекращается, хотя уже и не такой сильный. На одном из перегонов нас на скорости под 160 делают «Гусь» и «Джиксер». По стечению обстоятельств с нашими «обидчиками» встретились на ближайшей заправке. Оказались приветливыми и приятными ребятами, неожиданно угостили нас кофе. Оказалось, они из города Чхонджу, километрах в 70 от Сеула. Значит, финишный прямик!
С воодушевлением рвёмся в столицу, но растянувшаяся из-за мелкого ДТП на 30 км пробка рушит планы сдать мотоцикл вовремя. По российской традиции, едем по обочине. Звоню в прокат – говорят, подождут. А дождь только усилился! Наконец, приехали в контору. Быстрый осмотр мотоцикла – всё в порядке! Сказал парню про руль, отметил, что не мы. Тот повздыхал – мотоцикл до нас уже прикладывали на правую сторону. Видимо, это результат падения. Вручаю ему за опоздание на пару часов одну из бутылок лимонниковой бражки. Парень доволен. Путешественников отправляю на такси, сам сажусь на «Бусу»! Через 15 минут я дома, тайфуновый заезд завершён!
Несмотря ни на что, поездка удалась. Но очерченный круг оказался не замкнут, а потому годом позже была предпринята вторая попытка. Она, так же как и первая, увенчалась успехом лишь отчасти, но об этом, пожалуй, в следующий раз.