Вокруг Чёрного

Вокруг Чёрного

Текст: Константин Нельзин

Эта поездка планировалась как очень простая и непродолжительная. Чего сложного – объехать Чёрное море? Тем более что это уже было до нас проделано не раз, и дороги для наших Yamaha FJR 1300 вполне приемлемого качества.


Но какой смысл ехать из Новосибирска более 3000 км до Москвы, чтобы намотать ещё каких-то жалких пять? Это не наш метод! Итак, решено: едем вокруг Чёрного моря большим кругом – по австрийским серпантинам, через перевалы.

Старт наметили на начало сентября: ещё не так холодно, но уже и не сезон в Европе. А чтобы ехать было интереснее, придумали название поездке. Проект о мотопутешествиях «Погнали! Мир ждёт!»

И погнали. Вечером пятого сентября выехали из Новосибирска на двух Yamaha FJR 1300: я и моя супруга Людмила. Планировали дойти за сутки до Екатеринбурга, но так увлеклись, что допилили аж до Краснокамска, проехав, таким образом, за сутки 2000 км. На следующий день, по холоду и дождю, дошли до Костромы. А на следующий день в обед были уже в Москве.

Обслужили мотоциклы и следующим ходовым днём дошли до Бреста. Всё, отдых начался!

В Бресте провели два дня, побывали в Брестской крепости, о которой нам очень интересно и подробно рассказала наш давний друг и активный участник мотодвижения Наталья Капитонова.

Распрощавшись с Натальей ранним утром, взяли курс на Прагу. Надо сказать, что практически всю поездку мы ехали по холоду и под дождём. Так что тем, кто собирается в подобные поездки, очень рекомендую со всей серьёзностью подходить к выбору экипировки.

Заселились в забронированное заранее жилье, пошли прогуляться. И хоть были в Праге уже не раз, не устаём удивляться её красоте, изысканности форм. Самое романтичное место в Европе, по нашему мнению. А еда и напитки! В сочетании с окружающей красотой это просто невероятные ощущения! Карлов мост, Собор святого Вита, Танцующий дом – на каждом шагу в Праге обязательно есть какая-нибудь достопримечательность. И каждый раз глаза находят в ней что-то новое. Прага – бесконечный город для пеших прогулок!

Ещё день провели в небольшом городке Кутна-Гора, в одной из самых известных достопримечательностей – Костнице – месте, где всё убранство внутри выполнено из костей около 40000 человеческих скелетов. Непередаваемые ощущения!

И снова в путь. Наш друг Мартин ждёт нас в Штутгарте! А ещё нас ждут музеи «Мерседес» и «Порше». И, конечно, достопримечательности Штутгарта. Музей «Мерседес» понравился больше. Возможно, потому, что история этого концерна длиннее. Любителям истории автомобилей рекомендую.

Но самое главное, мы познакомились со знаменитым мотогонщиком Францем ( Franz Josef Schermer ). Побывали у него в гостях. Франц всю жизнь посвятил мотоциклам и в своём небольшом бюро он создаёт мануалы по ремонту мотоциклов. Очень интересный собеседник. Ему было, что нам рассказать. И, конечно, мы не смогли удержаться и записали нашу встречу на видео. Очень уж она интересная получилась!

И снова в путь! К сожалению, наши планы попасть на перевал Стельвио рухнули – в горах уже лежал снег. Поэтому мы скорректировали маршрут и поехали в Италию через австрийский Инсбрук, через перевал Passo Giovo ушли на итальянский городок Мерано. На перевале попали в снег, но, несмотря на это, полюбовались необыкновенными видами и встретили там довольно много мотоциклистов.

В Москве свой мотоцикл обул в новую дорожную резину чешского производителя Mitas , которая специализируется на производстве резины для эндуро и лишь недавно начала выпускать линейку для дорожных мотоциклов. С одной стороны, это была авантюра, поскольку, их SportForce явно не для тяжёлых «туристов», но, с другой стороны, разница в цене по сравнению с Michlen 4 GT более 40 %. Рискнул попробовать и, в целом, остался доволен резиной. За 10000 км практически с полной загрузкой мотоцикла износ составил около половины – едва начали снашиваться маркеры. В общем, на мой взгляд, вполне себе резина. К тому же резина показала себя очень неплохо в дождь.

В долине, куда мы спустились, светило солнце и было существенно теплее. Наш очередной ночлег ждал нас на ферме в San Giorgio in Bosco . Здесь я уже ночевал в 2014 году, когда ездил в одиночное путешествие по европейским берегам. Хозяин принял нас радушно, вспомнил меня и подарил бутылку домашнего вина.

На следующий день снова шёл дождь, но это не испугало, и мы отправились по магазинам и аутлетам мотоэкипировки, которых в окрестностях есть целых три: Dainese , Alpinestars и мультибрендовый Valerisport.

Вечером решили спрятать в окрестностях агрофермы бутылку из-под вина с приятным сувениром и подарками от нас. Сняли инструкцию на видео, как найти, и выложили на своих страничках. Поглядим, найдётся ли счастливчик.

Следующий день был распланирован на посещение Венеции и переезд в Парму. Итальянские дороги – это отдельная песня: качество покрытия и комфорт перемещения омрачаются стоимостью проезда. Италия – одна из самых дорогих стран в этом плане. Конечно, можно ехать бесплатно по дорогам с ограничением, но уж очень долго.

Переночевав в Парме, отправились в Специю, точнее, в городок Портовенере. Замечательное место с остатками старой крепости и разноцветными домиками, как будто в сказке. А оттуда, насладившись обедом с песто, родиной которого считают как раз Портовенере, по прибрежным серпантинам через национальный парк Чинкве-терре поехали сначала в Пизу, подтолкнуть Пизанскую башню, а затем во Флоренцию, где у нас был забронирован отель.

Во Флоренции мы были неоднократно, но гулять по её улочкам так же не устаёшь, как и по улочкам Праги. Обилие церквей, базилик, различных достопримечательностей, музеев просто неисчерпаемо. И, разумеется, Понте-Веккьо, или Золотой мост – мост с огромным количеством ювелирных магазинов.

Дошли до площади Питти, прямо на ней можно лечь и поспать. Там многие так делают. Погуляли по берегу реки Арно и отправились в гостиницу. С погодой повезло, было тепло и солнечно.

Завершая небольшой круг по Италии, помахали рукой Венеции, которую на следующий день проезжали мимо, в направлении Любляны. Держим путь в Словению! Где нас снова ждёт похолодание и дождь. Примерно две трети пройденного маршрута мы испытываем на прочность дождевики и свои силы.

В 2014 году, когда примерно в это же время я катался по Италии, стояла невыносимая жара. Честно говоря, именно на такую погоду мы рассчитывали, когда планировали эту поездку. Но год выдался какой-то аномальный. Едем и мокнем.

Любляна встречает нас дождём. Заселяемся в апартаменты. Надо сказать, что на протяжении всего маршрута мы почти всегда снимали жилье у частных владельцев, старались жить или в совсем маленьких отелях или, чаще, просто снимали квартиры. Таким образом и страну лучше узнаёшь, и город тебе часто показывают или просто рассказывают, куда сходить, что посмотреть. К тому же мы набирали материал для нашего фильма, так что владельцы квартир были нам очень интересны.

В Любляне планировали провести два дня, но, глядя на погоду и понимая, что наших скромных запасов одежды, совершенно не рассчитанных на дождь и слякоть, не хватит для комфортных прогулок, решили ехать утром дальше.

Вечером пошли искать аутентичный ресторанчик, чтобы наконец попробовать жемчужину местной кухни – чевапчичи и плескавицу. Это что-то вроде кебаба и огромной рубленой котлеты. Очень рекомендую!

Как и рассчитывали, чем дальше удаляешься от Италии, тем дешевле жильё и еда. Однако не учли одного: чем дальше от Италии, тем хуже дорожное покрытие и взаимное уважение на дороге. Приходилось внимательно смотреть по сторонам.

Итак, поужинав в небольшом ресторанчике прямо около нашего временного пристанища, отправились спать. Но не тут-то было. Нет, спать мы легли, но уснуть не получилось. Как раз под нашей квартирой располагался ночной клуб. И до середины ночи мы «наслаждались» местной попсой. Зато приключения!

Утром, позавтракав, тронулись в сторону Белграда. Загреб решили тоже пропустить по причине плохой погоды. В Белграде обещали тепло и солнце в ближайшие пару дней. Вот туда мы и отправились, предварительно забронировав жильё на берегу реки Савы – притока Дуная.

К назначенному времени мы опоздали из-за не очень хороших дорог и погоды: постоянно шёл дождь. Промокли, устали. С парковкой тоже вышло не всё гладко: обещанная безопасная парковка на деле оказалась обычным парковочным местом около дома, прямо на улице. Мало того, ещё и с хорошим уклоном. Хорошо, что хоть окна жилья выходили на нужную сторону: периодически выглядывали.

А жильё какое нам досталось! Самый последний этаж с огромной террасой на крыше с видом на старый город и Саву! Это компенсировало все наши мучения!

Утром отправились гулять по городу. Первое, на что обратил внимание, практически в каждом парке есть интернет. Не скажу, что его качество хорошее, но он бесплатный, что для Европы вообще нонсенс.

Побывали в музее армии, на территории Белградской крепости, посетили музей Николы Теслы, заглянули на местный рынок. Очень красивые парки соседствуют с неухоженными улицами, мусором. Чувствуется, что город не обошла война. В общем, впечатление город оставил двоякое. С одной стороны, много интересного, есть что посмотреть. С другой, неухоженность, грязь, мусор. Такое ощущение, что все жители поголовно курят – такой стоит на улицах запах сигаретного дыма.

Покидали Белград на рассвете третьего дня под встающее солнце. Путь наш лежал в Черногорию, а точнее, в город Будву, где нас ждало море, солнце, тепло и друзья, которые пообещали нам бесплатное жилье. Как говорится, не имей сто рублей.

Наконец, начались горы. Чем выше, тем холоднее. На одном из перевалов, окончательно замёрзнув, заехали заправиться и пообедать. Пока отогревались, познакомились с московскими мотоциклистами, которые ехали из Черногории в Сербию. Они и посоветовали нам сменить точку перехода границы в Черногорию по причине загруженности.

В Будву приехали уже по темноте, накатавшись по замечательным горным серпантинам. Один из серпантинов, уже около самой Будвы, настолько впечатлил открывающимся с него видом, что решено было завтра же вернуться и полюбоваться.

На следующий день решили прокатиться по серпантинам от Будвы, через национальный парк Ловчен в Котор, далее по берегу Которского залива до Каменари и вернуться назад на пароме.

Перед самым Котором есть знаменитый серпантин, с 16-ю 180-градусными шпильками. Решив, что нет лучше места, чтобы позакладывать мотоцикл, переступил через грань, и вот уже мы движемся разными курсами: мотоцикл, весело шелестя пластиком и разбрызгивая искры, летит в отбойник. Обошлось. Только крыло сломал по уже старой трещине. Ремонтируется легко. Слайдер и кофр взяли весь удар не себя, отработав по полной. Мотоцикл не пострадал, а значит, едем дальше. Приключения продолжаются!

Крыло отремонтировали за пару дней, пока мы ездили на пляж, гуляли по старому городу и употребляли в пищу совершенно невероятных морских гадов. Сэкономленные несколько дней в Любляне и в Загребе пришлись очень кстати и позволили не выбиться из графика движения.

А дальше наш путь лежал в Салоники. По пути мы заехали на побережье Охридского озера, что на границе с Македонией, полюбовались видами на горы и как-то незаметно оказались в Салониках.

Поселились в небольшой уютной квартирке, недалеко от порта, примерно в двух километрах от Белой башни. Так как никогда раньше не были в Греции, то больше гуляли по улицам, любовались красотами города, на прибрежной улице нашли замечательную лавочку с сушёными фруктами и орехами – недорого и вкусно. А вечером сидели на берегу и любовались закатом.

Утром снова двинулись в путь, нас ждала очаровательная звезда Востока – город Стамбул. Сколько историй и сказок связано с этим городом. Не терпелось его увидеть. А чтобы смотреть было удобнее, мы сняли жильё в небольшой гостинице, прямо около Голубой мечети.

Погода позволяла, и мы отправились обозревать окрестности, а заодно и найти место для ужина. Открыл для себя удивительную вещь – в Стамбуле в каждом доме есть хоть маленькая, но гостиница. Мне показалось, что без жилья остаться в этом городе невозможно. И голодным тоже остаться невозможно. Еда и напитки на любой вкус. Однако Восток есть Восток. Торговаться и внимательно смотреть счёт в ресторане очень рекомендую. Иногда бывает, что меню без цен или только на турецком, не стесняйтесь спросить, иначе вечер может быть испорчен.

Заглянули на Гранд базар. Если честно, был разочарован. Ожидал увидеть настоящий Восток, а увидел российский рынок времён 90-х. Одежда знаменитых брендов по бросовым ценам, аксессуары.

Рассчитываться в уличных кафе и на рынке лучше наличными деньгами, благо, снять их с ничтожной комиссией можно в банкомате известного российского банка без особых проблем.

А вообще, город впечатлил своим размером, парками, мечетями. Побывали во Дворце Топкапы – огромный комплекс всевозможных достопримечательностей.

Стамбул – город, который может увлечь любого, кто хоть на минуту попал на его улицы. Этот город прекрасен своими открытыми людьми, своей историей и архитектурой. Жемчужина Востока. Здесь обязательно нужно побывать.

А мы едем дальше. Нас ждёт Грузия! О, эта страна с волшебным названием – Грузия! Невозможно насытиться этой страной, сколько бы раз ни побывал здесь. Нас встречает Батуми. Город на берегу Чёрного моря. Вон там, совсем недалеко, за горизонтом, Сочи, через три дня мы будем там, но сегодня мы наслаждаемся грузинским языком, грузинской кухней и грузинским вином. А какую набережную построили в Батуми! В самом конце набережной стоит знаменитый памятник Али и Нино. Здесь же можно сесть на канатную дорогу, которая поднимет на смотровую площадку над Батуми. Батуми быстро строится, и различия в современной архитектуре и архитектуре времён СССР сильно бросаются в глаза. Красивые современные здания соседствуют с неухоженными панельными домами.

А дальше нас ждал последний город в этом путешествии – Тбилиси. И обязательной программой в посещении этого города были серные бани. Чудесное место! Контраст обжигающе горячей серной ванны с холодным душем, приправленным свежезаваренным чаем с чабрецом, возвращает к жизни.

Дожди и холод снова начали нас преследовать, и поэтому мы сократили своё пребывание в Тбилиси до двух дней. Тем более что по прогнозу ожидалось, что на Крестовом перевале, возле Арки Дружбы народов может быть гололёд. Однако нам повезло. Было всего плюс два, и на склонах вдоль дороги лежал снег, но сама дорога была безопасной.

А уже через 40 км мы были в России.

Поздним вечером прибыли в Сочи, где и оставили свои мотоциклы до весны.

В мае следующего года нас ждёт новое путешествие в рамках нашего проекта о мотопутешествиях «Погнали! Мир ждёт!» вокруг Каспийского моря, через Грузию, Азербайджан, Иран, Туркменистан, Узбекистан, Киргизию, Казахстан и домой, в Новосибирск! Всего около 14000 км. Присоединяйтесь! А мы #погналимирждет

Краткое резюме: за 38 дней путешествия мы проехали 14700 км через 15 стран мира и потратили на поездку около 210000 рублей с карт и около € 2500 наличными. Основные траты пришлись на топливо и жильё.


< Запах свежестиПир победителей (часть 1) >
16 Июня 2018 14:26