Из Грязи в Князi

Из Грязи в Князi

BMW R 1200 RТ: 2016 г.,
1170 см3, 125 л. с., 274 кг

Текст: Денис DEAN Панфёров
Фото: Кирилл Калапов

Как влияет аэродинамика на расход в гражданских режимах эксплуатации, мы изучали в прошлом номере журнала и выяснили, что практически никак. А как влияет на расход качество заливаемого бензина?


Для ответа на этот вопрос мы взяли два абсолютно одинаковых мотоцикла и проехали маршрут длиной 1033 км слётанной двойкой: в одинаковых режимах движения и регулярно меняясь мотоциклами. Выводы получились странные.


BMW R 1200 RT не имеет, в отличие от R 1200 GS , специальной прошивки для регионов с некачественным бензином. Его нельзя принудительно заставить давать импульс на поджигание рабочей смеси в цилиндрах позже, чтобы избежать детонации. Но при этом датчиком детонации, позволяющим автоматически корректировать момент зажигания под качество топлива, оппозитные моторы с жидкостным охлаждением не оборудованы. Поэтому было опасение, что наш эксперимент может закончиться на обочине шоссе с горящей пиктограммой “ Check engine ” на приборной панели. Едущий на мотоцикле, заправляемом бензином Аи-92, постоянно прислушивался к звукам работы форсированного двигателя со степенью сжатия 12,5/1, пытаясь услышать фальшивые нотки. Но наши опасения не подтвердились. Никаких нареканий на поведение мотоциклов в пути не возникало.


Старт пробега решено было организовать в Чёрной Грязи – недалеко от Москвы по дороге в Санкт-Петербург. Почему? Исключительно ради идеи проехать «из грязи в князи», благо, населённый пункт Княз i тоже существует и расположен не так далеко. Заправляем один мотоцикл под горлышко «девяносто пятым», а второй, искатанный до загорания лампочки резерва топлива, «девяносто вторым». Обнуляем одометры и едем в сторону М11. Летом 2016 года проезд на машинах и мотоциклах BMW по платной «новой Ленинградке» был бесплатным в честь 100-летия марки, чем грех было не воспользоваться.

Поехали из Грязи

Оба мотоцикла весело бегут по широкому и ровному асфальту платного шоссе от Зеленограда в сторону Москвы, немного превышая разрешённую скорость, но не создавая при этом помех редким попутным автомобилям, охотно уступающим левую полосу паре грозных морд, ассоциирующихся с работниками дорожной полиции. Выезжали рано, поэтому и МКАД, и Минское шоссе были не очень загружены. Ехалось легко и весело. Если говорить о туристической составляющей, а именно о больших дневных пробегах на не пугающих окружающих скоростях с сохранением при этом сил для вечерних пеших прогулок по городам, выбранным для ночёвки, то «ЭрТэ» не просто хорош, он великолепен! Поза за рулём выверена и комфортна, усилия, прикладываемые к органам управления на ходу, минимальны, ветрозащита и акустический комфорт на высочайшем уровне. Электрическая регулировка высоты лобового стекла позволяет дозировать количество встречного ветра, попадающего в шлем и подстраиваться под окружающую температуру и погодные условия. В максимально поднятом положении капли дождя проходят выше вас, в движении и живот, и плечи, и даже визор шлема остаются сухими и чистыми. Нижний аэродинамический элемент из матово-чёрного пластика отсекает капли дождя и брызги, вылетающие из-под переднего колеса, ноги остаются сухими и тёплыми. Пара крупных боковых кофров, массивные кронштейны пассажирских подножек и длинное заднее крыло абсолютно исключают попадание брызг из-под заднего колеса на штаны и на спину. Этот мотоцикл создан для преодоления больших расстояний, и в этом деле у него конкурентов не так много!

Пользуемся халявой

Весёлый стиль езды привёл к тому, что лампочка резерва загорелась всего через 250 км. Для RT , оборудованного 24-литровым баком, это не много. Заезжаем на заправку. 95-го вошло 18,8 л, 92-го – те же самые 18,8 л. Значит, лампочка резерва загорается рано. При резком снижении темпа езды на таком резерве можно протянуть километров 100 запросто! А ещё возникло чувство, что где-то нас обманывают. Или 95-го вообще нет, и весь бензин 92-й, только разливается из кранов разного цвета, или нам повезло: подсунули качественный 95-й под видом дешёвого 92-го. Может, это какие-то особенности контроля качества в столичном регионе? Подумаем об этом в дороге. Меняемся мотоциклами и едем дальше.

Исток Москвы-реки

В Смоленске уходим с ухоженной М1 в сторону Витебска по прямой, но узкой дороге Р120. Машин мало, состояние дорожного покрытия не идеальное, но ехать разрешённые 90+20 позволяет. Перед границей с Республикой Беларусь заливаем в баки ровно по 10 л, чтобы не заправляться за белорусские рубли и не усложнять статистику, выраженную в руб./100 км пробега, покупаем «Зелёную карту» и въезжаем на территорию сопредельного государства. Практически ничего не изменилось, разве что автомобилей стало ещё меньше. Поднявшееся в зенит солнце перестало слепить, мы же едем на северо-запад. Запах травы, разогретой светом ближайшей к нам звезды, стал таким густым, что ты чувствуешь, как мотоцикл с трудом проходит сквозь него, раздвигая фарой и пластиком обтекателя тягучее и горячее марево неподвижного воздуха.

Надо купить страховку

Мемуары надо писать в конце жизни, а о мотоциклетных путешествиях надо рассказывать зимой, когда особенно ярко чувствуешь нехватку этих ярких летних ощущений – волн горячего ветра, удушающего запаха травы, монотонного стрёкота кузнечиков, обрушивающегося на тебя лавиной при снятии шлема на заправке, ответного поцыкивания остывающего выхлопа при выключении зажигания, кружащихся в голове вертолётов в попытках уснуть после 20 часов, проведённых в дороге, попыток включить следующую передачу, дёргая левой ногой во сне. Просто ездить на мотоцикле – это уже хорошо, а ездить на нём далеко – ещё лучше.

В Князи!

Княз i оказались населённым пунктом, состоящим из одной улицы со следами асфальта, наступающей после преодоления нескольких километров ровной просёлочной дороги, щедро усыпанной укатанным песком. Ничего особенного, если честно, только красивое название. Судя по размерам погоста, занимающего чуть ли не четверть длины единственной улицы, поселение очень древнее, но прошедшие «нахт», а потом «цурюк» немецкие войска ничего от этой древности, к сожалению, не оставили.


Поворотная точка маршрута пройдена, фотосессия у указателя состоялась, можно ехать домой. Ради разнообразия решено было возвращаться не по М1, а по М9, через Великие Луки и Зубцов – это тоже дорога ровная и быстрая, хорошо подходящая туристическому мотоциклу, а разница в километраже несущественная.

Лампочки резерва загорелись перед границей, и опять практически одновременно. Похоже, это тенденция. За 510 пройденных километров было сожжено 28,76 л Аи-95 и 30,28 л 92-го. Появляется разница, доказывающая, что на бензине с большим октановым числом расход меньше! Сытно пообедав сразу после заправки и выпив по чашечке двойного бодрящего эспрессо, чтобы процесс переваривания еды не отправил организм в длительный сон за рулём, опять меняемся, выезжаем на М9 и поворачиваем на восток.


Дорога домой всегда короче, потому что дом притягивает. Стиль езды меняется на агрессивный, расход бензина – на неприлично высокий. О заявленных на сайте производителя 3,9 л/100 км даже речи быть не может, но ведь скорость совсем не 90 км/ч… Так ещё засветло мы приехали в Волоколамск, где заправлялись в последний раз в тот день. Начавшая было складываться кристально-чёткая картина мироздания со звоном разбилась на наших глазах о железный остов топливораздаточных колонок – 95-го вошло на полтора литра больше, чем 92-го, что однозначно говорит о том, что появившаяся разница в расходе обуславливалась не сортом бензина, а стилем вождения, который может отличаться, даже если вы едете в одной группе и одном темпе. Кто-то открывает «газ» резче, кто-то плавнее, кто-то сильнее тормозит, и ему приходится потом разгоняться, а кто-то проходит сомнительные места, не сбрасывая скорости. При регулярном обмене мотоциклами на 1033-километровый маршрут разница в расходе бензина составила всего 100 г!

путевые записи

Запрет производства и продажи 76-го и 80-го бензина на территории европейской части России практически исключил ситуацию, когда вам его пытаются продать под видом 92-го. Октановое число на заправках, по крайней мере, крупных сетевых, начинается действительно с 92-го. Бензин, продаваемый как 95-й, от 92-го практически не отличается ни по цвету, ни по запаху, ни по расходу при езде на нём. Утверждать, что весь 95-й – это 92-й с добавками, я не буду, но поводы так думать существуют. На чуть более 1000 км пробега разница в цене сожжённого топлива составила 136 руб. – это примерно 5 % экономии в деньгах. При годовом пробеге 10000 км, среднем расходе 7 л/100 км и условной разнице в цене 5руб./л в год это составит примерно 3500 руб. – стоимость четырёхлитровой канистры масла и масляного фильтра. К счастью, не такие большие деньги, чтобы полностью перейти на 92-й, ведь плохой 95-й будет всё равно лучше, чем плохой 92-й с той же самой плохой заправки. А что бывает с высокофорсированными мотоциклетными моторами при заправке низкокачественным бензином, я могу рассказывать долго и в красках, к сожалению, есть личный опыт. Обычно проще новый мотор в сборе купить, чем сгоревший перебирать. Так что не пытайтесь сэкономить. 


В городе найдите заправку, где вас устроит качество бензина и «честность» счётчика литров при его отпуске, и заправляйтесь на ней, а в дальней дороге отдавайте предпочтение крупным заправочным комплексам известного бренда и имейте в багаже небольшой запас топлива и флакон октаноповышающей присадки. Лучше свозить его в дальнюю страну и вернуться с ним домой, чем спрашивать у «Гугла», «как недорого доставить мотоцикл из Тираны в Москву».

Такой дорогой ходят в Князи

За предоставленные мотоциклы BMW благодарим компанию «BMW Motorrad Россия », www.bmw-motorrad.ru


< PrototypeШаг в повседневность >
23 Апреля 2017 18:31 Денис DEAN Панфёров