Алюминиевый марафет

Алюминиевый марафет

Полировка деталей из алюминия

Текст: Михаил Пимус
Фото автора

Разбираться в свойствах и специфике обработки металлов будет не лишним для мотоэнтузиаста с техническими наклонностями. Пролистав мимо эту статью, вы никогда не узнаете, как весьма примитивным способом вернуть лоск алюминиевым деталям мотоцикла.


С вашего позволения мы не станем углубляться в вопросы идентификации алюминия среди всех прочих металлов. Иначе рискуем с одного края зарыться в формулы и термины, а с другого, наоборот, в непозволительный для технической рубрики примитивизм и панибратство. Скажем лишь, что из алюминия почти гарантированно в мотоциклах сделаны крышки двигателя, рычаги «газа» и переднего тормоза, мелкая фурнитура по топливной системе (краны, фитинги). Реже из алюминия выполнены рамы, колёсные диски, элементы экстерьера.

Полировка алюминия – простой, действенный, но муторный и не самый чистый процесс с выраженным эстетическим, но не долгоиграющим эффектом. В спортбайках, турерах и быстрых нейкедах полированные алюминиевые поверхности появляются крайне редко. Избранные индивидуумы иногда выводят в блеск рамы, маятники и полки у колёсных дисков. В случае с чопперами, классиками, а тем паче ретромотоциклами полированный алюминий, наоборот, в большом ходу и местами заменяет труднодобываемый хром.

Подготовка

Для работы нам понадобится обширный набор различной наждачной бумаги (фото 1). Как минимум по два-три листа каждого размера или через размер. Начиная с Р80 или Р100, заканчивая Р1200. Или и того мельче. Перечень и количество наждачной бумаги в любом случае напрямую зависят от того, какую зеркальность и какое качество поверхности вы планируете получить на выходе.

Однозначно не помешают средства автоматизации процесса. Подойдёт любой электроинструмент, способный нести на себе оснастку для закрепления наждачной бумаги и войлочного круга (фото 2). Предпочтение инструменту с возможностью регулировки скорости вращения патрона. Наилучшие варианты – шлифмашина или точило с войлочным кругом вместо камня. Для узких мест может понадобиться бормашина. Также пригодятся протирочные материалы, щётки, всевозможные деревянные брусочки и тому подобный вспомогательный материал (фото 3). Работы удобнее всего выполнять на верстаке, который заведомо застелен тканью или картоном. Не забывайте о технике безопасности и средствах защиты. Маска, очки и перчатки в обязательном порядке!

По времени на одну моторную крышку уходит от получаса при быстрой полировке на скорую руку до четырёх-пяти часов при щепетильном подходе. В любом случае сроки подвязаны на соотношение усидчивости и перфекционизма у исполнителя или заказчика, если проект коммерческий.

Выполнение

Указанная ниже последовательность действий описывает базовую процедуру полировки алюминия.

Прежде чем браться за абразив, детали для удобства следует демонтировать, а после в обязательном порядке вымыть и как следует высушить (фото 4). Детали с недостаточной толщиной стенки (меньше 2–2,5 мм) следует полировать с осторожностью или не полировать вовсе.

В нашем примере мы для наглядности подготовили две правые моторные крышки от двигателя мотоцикла «Восход 3М» (фото 5). Одна в состоянии «до». Только снята с мотоцикла. Вторая в состоянии «после часа быстрой полировки». Почувствуйте разницу. Небольшая плоская крышка снята с мотовелосипедного двигателя Д8, чтобы пройти вместе с нами все стадии преображения.

Цифра рядом с буквой «Р» на обратной стороне каждого листа бумаги или диска для шлифмашины рассказывает о зернистости. Чем больше – тем меньше зерно. Соответственно Р100 – это склеенные вместе мелкие камни (размер зерна 125–160 мкм), Р2500 – почти бумага для принтера.

Полировка всегда связана с постепенным уменьшением зернистости. В случае необходимости часть первых проходок может носить ремонтный характер. Для удобства идентификации проблемных мест их лучше сразу разметить ярким маркером (фото 6). Чтобы убрать особенно глубокие задиры и царапины, берём в руки наиболее крупную наждачную бумагу (для моторных крышек, как правило, Р80-Р120) и круговыми движениями проходим всю обрабатываемую поверхность (фото 7). Шлифмашина работает по аналогичному принципу, но там листы заменены на круги, а работа человека на электромотор (фото 8). Грубую работу нужно выполнить строго до перехода на мелкую зернистость! Если задиров и царапин нет совсем – сразу переходите к полировке бумагой в размерах Р400-Р600. Вне зависимости от того, полируете ли вы руками или электроинструментом, наждачная бумага должна соприкасаться с поверхностью алюминия под небольшим давлением с вашей стороны. От слишком сильного давления «зеркало» может перегреться, что приведёт к деформации и потускнению.

Когда ваше воздействие перестаёт менять фактуру поверхности, каждое следующее движение лишь переполировывает предыдущее, значит пора переходить на бумагу с меньшей зернистостью. И так по кругу. До тех пор, пока не упрётесь в заданный личным ТЗ минимум. В общем случае это что-то типа Р1500-Р2000. Данный размер уже даёт неплохой, но всё ещё немного мутный и посечённый глянец (фото 9).

Для придания зеркальности и последующей защиты полированной поверхности придётся углубиться в премудрости финишной обработки с применением шлифовальной пасты ГОИ (Государственный оптический институт) (фото 10) или иных специализированных составов. На самом деле ГОИ не самоцель. Прекрасный результат даёт обычная полироль для хрома. Пасту ГОИ следует наносить сразу на войлочный круг и растирать войлоком. Полироль лучше наносить на деталь сравнительно толстым слоем и растирать кругом из овчины (фото 11). Красивый, благородный блеск на поверхности алюминия появится довольно быстро.

Важно понимать, что эффект условно стойкий, на сам блеск не очень долгоиграющий. Под воздействием атмосферы на алюминии скоро появится и начнёт прогрессировать мутная плёнка из окислов. Но это не значит, что старания зря! Если, скажем, боковую моторную крышку не бить и не заливать маслом или едкими очистителями, она будет выглядеть опрятно весь сезон. Для примера можно взглянуть на крышку от Д8 в состоянии «после» (фото 12). Недурно для часа работы! Особенно если сравнить с состоянием «до» (фото 5)! Максимум, что потребуется в долгосрочной перспективе для восстановления блеска – это в межсезонье прямо на двигателе без демонтажа сделать пару проходов полиролью или пастой.

Материал подготовлен при содействии частной мотомастерской «Раритетов гараж», vk.com/raritetov_garage


< Kawasaki EN650 Vulcan S и Honda CTX700NФутбол, в котором мы победили >
25 Сентября 2018 11:20 Михаил Пимус