Захват и удержание

Захват и удержание

Текст: Михаил Пимус
Фото: автора и архив редакции

Надёжная фиксация мотоцикла в пространстве в процессе сервисного обслуживания – важный шаг на пути к оптимальной и качественной работе механика. Сегодня мы рассмотрим основные типы подкатов, захватов и подъёмников.


При общей тенденции к обслуживанию личной мототехники руками сертифицированных специалистов тяга отдельных индивидуумов к самостоятельным сервисным изысканиям сохраняется. И это прекрасно! Однако можно быть сколь угодно одарённым и рукастым, но отсутствие тех или иных инструментов всякий раз будет усложнять и обесценивать ваш труд. Сила в правильном инструменте! В этом контексте полезность подкатов и подъёмников в быту и работе трудно недооценить.

Народная мудрость гласит следующее: «Хорошо зафиксированный пациент в анестезии не нуждается». С мотоциклом данный принцип тоже работает. Ниже мы рассмотрим пять устройств для надёжной фиксации мотоцикла в пространстве, которые облегчат сервисную деятельность.

1. Центральная подставка

Часть полезных с точки зрения сервиса механизмов иногда присутствует у мотоцикла с завода. Речь о центральной подставке (фото 1). На многих прогрессивных дорожных моделях, в особенности на туристических мотоциклах, данный элемент является частью стандартной комплектации. Дорожные модели рангом пониже, как правило, имеют подготовку под установку такой подставки в виде кронштейна и отверстий для пружин.

Центральная подставка играючи решает массу вопросов, связанных с шиномонтажными работами по переднему и заднему колесу, регламентным обслуживанием приводных механизмов (в основном цепей и звёзд), упрощает процедуру замены масла и некоторые другие операции. «Централка» при использовании на ровной и твёрдой поверхности надёжно фиксирует мотоцикл в вертикальном положении с вывешенным задним колесом. При некоторой ловкости можно перераспределить вес системы так, что в воздухе окажется переднее колесо. Из минусов стоит отметить утяжеление мотоцикла и некоторые ограничения, связанные с выступающими частями подставки и прохождением поворотов в глубоком наклоне.

2. Подкат под заднее колесо

Подкат под заднее колесо (фото 2) – самое распространённое устройство из себе подобных. Бывает с захватом в виде прорезиненных губок, которые опираются на задний маятник, или с захватом в виде рогаток, которые фиксируются в заблаговременно вкрученные в маятник упоры-ролики. Функционал примерно тот же, что и у центральной подставки. За исключением возможности вывесить переднее колесо. К минусам относится относительная сложность использования. Без посторонней помощи водрузить мотоцикл на такой подкат непросто. Приходится одновременно, как заправский циркач, фиксировать мотоцикл в вертикальном положении и контролировать зацепление подката с маятником. Подкаты под заднее колесо существуют в исполнении под консольный маятник.

3. Подкат под переднее колесо

Подкат под переднее колесо (фото 3) конструктивно аналогичен подкату под заднее и часто является надстройкой для него. Удержание происходит при помощи фиксации за траверсу, нижнюю часть вилки или ось переднего колеса. Используется редко ввиду малой востребованности. Его ареол обитания – операции, связанные со снятием вилки, переднего колеса или полной разборки мотоцикла.

4. Ловушки

Ловушки для переднего колеса (фото 4) – недооценённый предмет мотоциклетного обихода. Обычно их используют в процессе перевозки мотоциклов на прицепе. Однако модели ловушек, снабжённые площадкой для установки на пол, перекрывают массу потребностей по сервису. Ловушка без труда фиксирует мотоцикл любого веса (важно угадать лишь с диаметром колеса) за переднее или заднее колесо в вертикальном положении. Дальше с мотоциклом можно делать всё, что угодно. Идеальное комбо выходит с одновременным использованием ловушки и подката под заднее колесо. Минусов такой инструмент не имеет!

5. Ножничные площадки и подъёмники

Ножничные площадки и подъёмники (фото 5) при помощи механического, гидравлического или пневматического привода эффективно поднимают мотоцикл до заданной высоты. Контакт, как правило, происходит с рамой или плоскими частями двигателя мотоцикла. Устойчивость и безопасность при этом вопрос философский. Приходится подстраховываться деревянными проставками и такелажными ремнями. Ножничные механизмы хорошо себя показывают при работе с тяжёлыми мотоциклами и в кастомайзинге.

6. Тумбы

Тумбы (фото 6) широко применяются в мире мотокросса и эндуро. Бывают в виде простых табуреток без каких-либо дополнительных сочленений, а также в виде табуреток с механическим лифтом. Они позволяют зафиксировать лёгкий, не оборудованный подставками мотоцикл в вертикальном положении. Облегчают ремонт и обслуживание. Положительный момент – адаптированность к условиям бездорожья.

7. Подъёмные столы

Подъёмные столы (фото 7) – по сути уже следующий уровень становления механика. Они позволяют поднимать мотоцикл в вертикальной плоскости относительно пола. Вместе со столами применимы все остальные виды подкатов и подъёмников. Привод чаще механический, но встречается гидравлический и пневматический. Сложность связана с риском опрокидывания мотоцикла в момент подъёма или ремонта, а также с общей громоздкостью стола и ценообразованием.

8. Прочее

Механизмов для подъёма и фиксации мотоциклов в пространстве великое множество. Треноги, различного рода лифты, самоделки из автомобильных домкратов, комбинированные конструкции, валики для дуплексных рам и некоторые другие устройства выпадают за рамки данного обзора как частный случай. По большому счёту опытный технарь волен сам разрабатывать подобного рода специнструмент. УШМ и сварочный аппарат в конкретно взятом случае творят чудеса!

Материал подготовлен при содействии частной мотомастерской «Раритетов гараж», www.vk.com/raritetov_garage


< Ducati Monster 797 и Yamaha XJ6Чуда не случилось >
6 Декабря 2017 10:05 Михаил Пимус