Диверсанты

Диверсанты

Семейство мотоциклов Yamaha Diversion

Текст: Михаил Пимус
Фото из архива редакции

В современном мотомире продажи уже давно в значительной мере зависят от бюджетных моделей. И это не есть плохо, так или иначе мотоотрасль развивается. Одним из наиболее ярких примеров того, как в ограниченный бюджет можно вписать мотоцикл с неограниченными возможностями, служит семейство Yamaha Diversion.

Первое поколение (1992–2003 гг.)

Yamaha XJ600 Diversion

Те времена, когда мототехика была уделом избранных, давно прошли. Эстетическая и техническая стороны вопроса всё больше уступают место сугубо практическим соображениям и желанию за три копейки купить что-то модное и практичное.

Как ни странно, попытки предложить покупателям немного мотоцикла за немного денег предпринимались и раньше. Так, в 1992 г. концерн Yamaha запустил в производство мотоцикл Yamaha XJ600S Diversion. Для рынков Северной Америки и Австралии название заменено на Seca II. Данная модель была выполнена по принципу максимальной экономии на комплектующих, что в итоге позволило сделать отпускную цену рекордно низкой. Выбор названия можно обосновать лишь подрывом устоев ценообразования, никакая другая диверсионная деятельность всей линейке не свойственна.

XJ400

Первое поколение «Диверсий» во всех кубатурах выпускалось в двух комплектациях – нейкед (буква N в названии, аббревиатура 4BR по каталогу) и версия в пластике (буква S в названии, аббревиатура 4KE по каталогу). Последняя является наиболее часто встречающейся. О существовании нейкеда вообще мало кто в курсе, на дорогах они практически не появляются. Конкретно Yamaha XJ600N Diversion выпускалась в период с 1995 г. по 1999 г.

Параллельно с «600-кой» на конвейер заступила менее кубатурная модификация для внутрияпонского рынка XJ400 Diversion в версиях S и N. Помимо уменьшенного рабочего объёма и сухого веса «400-ка» отличается от «600-ки» конструкцией сцепления и коробки передач, а также упрощённой тормозной системой с одним диском на переднем колесе.

XJ900S

В 1993 г. у Yamaha XJ600S Diversion появился передний обтекатель новой формы с воздухозаборниками для лучшего охлаждения двигателя на ходу, а также серая окантовка на ветровом стекле. В 1994 г. на боковом пластике добавилась наклейка с красивой надписью “Diversion”. В 1995 г. в семействе «Диверсий» появился мотоцикл новой кубатуры – чуть более грузная, но значительно лучше адаптированная для туризма и езды с пассажиром Yamaha XJ900S Diversion («900-ка» выпускалась до 2003 г.). Визуально мотоцикл более всего схож с «600-кой» до 1993 г., отличия в мелких деталях и формах. Отличительные черты 900-кубовой модификации – это мощный мотор, заключённый в усиленную ходовую часть, спроектированную на базе мотора «600-ки», карданная главная передача, пятиступенчатая коробка передач и увеличенные до 320 мм диски переднего тормоза. Yamaha XJ900S Diversion ввиду своей простоты и надёжности снискала популярность в качестве патрульных мотоциклов в полицейских подразделениях по всему миру.

К 1996 г. подоспели небольшие обновления. Так «600-ки» (и S и N версии) получили крохотный масляный радиатор и курок обогатителя на левом пульте. Немного изменены настройки системы подачи топлива, боковой пластик, точка крепления передних указателей поворота и оптика. «900-ке» досталась новая передняя вилка с регулировкой предварительного поджатия пружины и иной навивкой пружины в заднем моноамортизаторе. В 1997 г. у «600-ки» появилось сиденье с новым профилем и прямоугольными насечками на обивке, а также пластиковые защитные накладки на перья вилки. В 1998 г. финальным обновлением для Yamaha XJ600 Diversion стали новая передняя вилка с увеличенным до 41 мм диаметром труб, второй дополнительный тормозной диск на переднем колесе (ранее передний тормоз был однодисковым), новые более удобные коннекторы в электропроводке.

Исторически в основе базовой конструкции лежит длинноходный рядный четырёхцилиндровый двигатель с воздушным охлаждениям, известный своим спокойным почти невозмутимым нравом ещё по серии классиков XJ родом из 80-х. Мотор заключён в стальную трубчатую раму. Элементы подвески особым изяществом не отличаются – спереди худосочный телескоп, сзади моноамортизатор напрямую в маятник без прогрессии. И на том спасибо. По всему видно, что перед нами техника для спокойной езды – никаких треков и гонок на грани фола!

По сумме качеств мотоцикл получился удивительно практичным и сбалансированным, но всё это ценой достаточно пресных ТТХ. Всё семейство Yamaha Diversion не смогло составить конкуренцию гораздо более энерговооружённым и популярным на тот момент «четырёхсоткам» и злым «шестисоткам». В конце 90-х – начале 2000-х «Диверсии» оставались в тени более именитых аппаратов, нынче мотоциклы первого поколения и вовсе позабыты.

Как бы то ни было, наиболее характерной особенностью семейства является существенная износостойкость, граничащая с неубиваемостью. Причина в повальной простоте конструкции и низкой нагрузке на агрегаты. Именно поэтому сколь угодно серьёзных недостатков в первых «Диверсиях» попросту нет. Японцы в свойственной им манере всё грамотно просчитали.

Yamaha XJ600

Однако сейчас поиски тех самых ХJ 400 Diversion, ХJ 600 Diversion и ХJ 900 Diversion – затея сложная иррациональная, но выполнимая. Самый главный враг таких аппаратов – время и некачественное обслуживание. Поэтому при выборе мотоцикла первого поколения стоит обратить внимание на следующие моменты: следы падения и, как результат, целостность ходовой части; исправное функционирование электроприборов, отсутствие окислов в электропроводке; коррозию на рабочей поверхности вилки и штоке амортизатора; следы бережного и своевременного обслуживания – надлежащий уровень и цвет масла, отсутствие сорванных болтов или болтов с затёртыми шляпками, свежие «расходники»; адекватное состояние лакокрасочного покрытия и т. д. Стоит знать, что рядный воздушный двигатель «Диверсии» достаточно шумный в работе, но, тем не менее, посторонние звуки обычно очевидны. При тщательном прослушивании надо искать грохочущие клапаны и гремящую цепь ГРМ. Аппетит к маслу может появиться лишь в случаях крайней укатанности или недоброкачественного обслуживания. Коробка передач не отличается особой чёткостью переключений, однако систематические вылетания передач, хруст и недовключения – повод отказаться от покупки. Особняком стоит система впуска. Карбюраторам почтенного возраста гарантированно потребуется щепетильный уход и постоянный ремонт!

XJ400

Для мотоциклов первого поколения поиск запчастей обычно превращается в увлекательную авантюру. В российских мотомагазинах периодически в наличии есть только «расходники», всё остальное только на заказ из Европы и Японии, благо, цены гуманные. По сервисному обслуживанию следует обращаться к рядовым мотомеханикам, у многих руки ещё помнят, да и ничего сложного нет. Часть работ можно смело выполнять собственноручно. На вторичном рынке данные мотоциклы не котируются. Быстро перепродать даже идеально ухоженную старушку-«Диверсию», вне зависимости от кубатуры, удастся лишь по бросовой цене.

 

Второе поколение (2009 – наст. вр.)


В 2009 г., после внушительного перерыва, «Диверсия» вновь вернулась на рынок. Несмотря на большое количество отличий от первого поколения, идеология не изменилась. Перед нами по-прежнему максимально удешевлённый мотоцикл с весьма посредственными ТТХ. По факту Yamaha XJ6 Diversion (других кубатур, кроме «600-ки», нет) – это мотоцикл, сделанный с чистого листа, но по принципу сбора в кучу всех самых бюджетных наработок от Yamaha.

Силовая установка теперь новая, но она же хорошо забытая старая. Инжекторный мотор от легендарного спортивного снаряда Yamaha YZF-R6 (123,7 л. с. при 14500 об/мин, 65,7 Нм при 10500 об/мин) вначале был дефорсирован под серию Yamaha Fazer до (95 л. с. при 11000 об/мин, 61,2 Нм при 9500 об/мин), затем под нужды «Диверсии» его удушили до 78 л. с. при 10000 об/мин и 59,7 Нм при 8500 об/мин. Надо ли говорить, что отклик на «газ» стал спокойным, а характерная «крутильность» легендарного «рядника» осталась лишь на оборотах, близких к отсечке. К положительным аспектам можно отнести тот факт, что даже полносильный двигатель демонстрировал отличную надёжность и ресурс. В кастрированном виде ему сносу не будет. В доказательство этому в данном силовом агрегате до сих пор не найдено сколь угодно серьёзных уязвимых мест и поводов для критики. Единственное «но» – слишком низко расположенный выхлоп (с каталитическим нейтрализатором и кислородным датчиком), который так и норовит зацепиться за дорожные неровности и нахлебаться воды при проездах глубоких луж.

XJ6 Diversion

Ходовая часть Yamaha XJ6 Diversion явно рассчитана на неискушённых или начинающих. Стальная дуплексная рама мотоцикла (алюминий для бюджетной модели не в масть) была спроектирована из соображений разумной достаточности, отчего особой жёсткостью и прочностью не отличается. За управляемость и «держак» отвечает простенький нерегулируемый «телескоп» и моноамортизатор без прогрессии, но с регулировкой преднатяга пружины. Очень примитивно устроен задний маятник. Конструкция из профиля прямоугольного сечения работает так же неуклюже, как и выглядит. В составе тормозной системы на переднем контуре используются кочующие от модели к модели уже многократно устаревшие двухпоршневые суппорты Tokico. На заднем контуре живёт однопоршневый суппорт того же бренда. Антиблокировочная система (до 2011 г. является опцией) отличается слишком ранним срабатыванием, отчего такие упражнения как съезд с грунтовой горки могут кончиться падением. Колесо попросту не блокируется, и мотоцикл пулей слетает вниз.

В современном мире бюджетную вещь не продать без красивой обёртки. Зная это, японцы сочинили вполне модное и миловидное пластиковое оперение в двух вариациях – нейкед (производится c 2009 г., слово “Diversion” из названия убрано) и одетая (в названии буква S). Последняя отличается практически полным пластиковым обвесом с ветровым стеклом и зеркалами, вынесенными вперёд. XJ6 SP – это лимитированная версия на базе нейкеда, отличия в раздельном сиденье и чёрно-серой окраске. Кстати, в 2010 г. появилась полностью одетая версия XJ6 Diversion F (не поставлялась в Россию), выделяющаяся большей спортивностью в оформлении за счёт более богатых наклеек, увеличенного бокового пластика и ярко выраженных воздухозаборников под фарой. Спецверсия XJ6R (она же на других рынках FZ6R) отличается от базовой XJ6 Diversion F раздвоенным сиденьем и яркими наклейками на боковинах. Толщина и качество деталей облицовки в худшую сторону отличается от таковых на мотоциклах первого поколения.

Посадка на мотоцикле в меру подходит для города и поездок средней дальности, но лишь в том случае, если заменить штатное сиденье. Оно отличается недостаточной толщиной набивки. В результате водитель и пассажир не находят себе места уже после пробега в 300 км. В 2013 г. сиденью изменили форму и увеличили толщину наполнителя, что значительно улучшило комфорт за рулём. В дополнение к слитному сиденью появилось раздельное (из двух частей).

В 2013 г. к базовым раскраскам добавилась лимитированная версия Race Blue с чёрным матовым пластиком и синими колёсными дисками. В том же году был показан концепт стантрайдерского снаряда на базе «Диверсии». Мотоцикл, названный Yamaha Cage-Six, щеголял полным комплектом трюковых аксессуаров и кричащей раскраской.


В техническом плане XJ6 Diversion такая же неубиваемая, как её предшественник, но качественное обслуживание никто ещё не отменял. Ввиду того, что большая часть мотоциклов на рынке либо новые, либо максимально свежие, риск встретить экземпляры с серьёзными проблемами по двигателю, коробке передач, электрике и ходовой части минимальный. При осмотре перед покупкой отдельное внимание стоит уделить целостности рамы и переднего паука. Известны случаи бессимптомного перегорания предохранителя, отвечающего за вентилятор охлаждения.

Ситуация с деталями и аксессуарами для мотоциклов второго поколения уверенно-хорошая. Многое есть в мотомагазинах и у «официалов». Многие детали (в основном пластик) изготавливаются в Китае, отчего сильно выигрывает стоимость ремонта. С сервисным обслуживанием нет никаких проблем. Всё доступно и логично, разве что крепёж не отличается многоразовостью. Мотоциклы второго поколения сейчас на волне спроса. Встречаются как экземпляры, ввезённые из-за границы, так и дилерская техника с неплохим допоснащением. Продать такой мотоцикл так же не составит большого труда.

 

Тюнинг

Ассортимент деталей тюнинга для мотоциклов первого поколение разнообразием не блещет. В основном это различного рода улучшения туристических качеств – багажные системы, рукоятки руля с подогревом, более удобные сиденья и высокие ветровые стёкла. Встречаются защитные дуги и слайдеры.


Для второго поколения выбор значительно богаче. Помимо аналогичных туристических аксессуаров имеются детали, улучшающие экстерьер – полный пластиковый обвес до самого низа мотора (подобный бывает и для первого поколения), зеркала заднего вида, оптика, короткие рычаги тормоза и сцепления, разного рода анодировка, альтернативный крепёж номерного знака, можно подобрать детали, немного взбодряющие двигатель – прямоточные выхлопные системы, фильтры нулевого сопротивления и Power Commander.

Как результат из ранних моделей получаются средней руки туристы, из более поздних нечто, при отдалённом рассмотрении визуально и звуком выхлопа напоминающее спортбайк. Кардинально переделанные корчи встречаются редко.

 

Краш-тесты

XJ400, XJ400 и XJ400 благодаря кондовости конструкции в падениях средней тяжести страдают несильно. Пластик трётся, но не ломается, царапается и мнётся кромка выхлопной трубы, гнутся лапки и рычаги. В более сильных авариях часто сильно гнётся передняя вилка.


XJ6 достаётся чуть больше. При соприкосновениях с асфальтом пластик склонен к появлению трещин, на одетой версии очень часто страдают зеркала и паук, на котором они держатся. Даже при установленных дугах часто протираются насквозь боковые моторные крышки. При сильных ударах достаётся вилке, раме и радиатору.

 

Заключение

На примере Yamaha Diversion упрекать разом всех производителей в скупердяйстве и примитивности технической мысли глупо. Бюджетная техника для того и создаётся, чтобы своей простотой поддерживать мотодвижение на плаву. Но определённые тенденции налицо. Японцы всё ещё заботятся о качестве своих мотоциклов, но в ряде случаев делают выбор в пользу красивой обёртки. Как бы то ни было, летопись модели потихоньку идёт на спад. Очень интересно будет посмотреть, какого уровня техника придёт на замену.


< Sit Circles to StarДва в одном >
25 Декабря 2014 18:01 Михаил Пимус