Motocyklové pneumatiky* – 2

Motocyklové pneumatiky* – 2

* Мотоциклетные шины (чешск.)

Текст: Денис DEAN Панфёров
Фото: Кирилл Калапов

Кроссовые, эндурные и турэндурные шины Mitas – это как раз те продукты, благодаря которым чешская марка хорошо знакома российским мотоциклистам. Их любят за разумную цену, большой срок службы и хорошие сцепные свойства на грунте. Но держак (кстати, derzhak – слово чешское) на асфальте никогда не был их сильной стороной. Митасовцы решили исправить эту ситуацию.


Интеграция между шинными компаниями с большим трудом поддаётся пониманию. К примеру, словенская компания Sava, принадлежащая в данный момент Goodyear, входит в один холдинг České gumárenské společnosti с Mitas, который является частью Gislaved-Continental, и внутриславянские связи внутри холдинга отнюдь не номинальные. Дело в том, что в основе новинки 2016 года Mitas Terra Force R лежит давно известный рисунок Sava MC 30 Invader , дополненный передовыми технологиями и расширенный в сетке размеров покрышек.


Довольно необычный для турэндурной резины рисунок отличается от конкурентов тем, что через середину протектора покрышки не проходит поперечных канавок. Они пересекают его или под большим углом, или острой «галочкой». Благодаря этому удалось радикально снизить уровень шума, издаваемого покрышкой, без потери сцепных свойств на грязном асфальте и жёстком грунте.


Физика тут достаточно проста. Каждый раз, когда после канавки протектора колесо накатывается на асфальт гранью этой канавки, раздаётся небольшой шлепок резины о поверхность. Когда поперечные канавки идут одна за другой, то на каких-то скоростях эти шлепки сливаются в монотонное гудение. Именно за это, к примеру, многие не любят Michelin Anakee 3, который гудит на скоростях 80–90 км/ч, предпочитая ему старую, но более тихую модель Anakee 2. Бороться с этим просто – можно вообще не делать канавок по центру протектора шины, оставляя там «не нарезанное мясо», как сейчас делают на всех спортивных и спортивно-туристических шинах. Этим можно убить сразу двух зайцев – снизить шум и увеличить ресурс покрышки, но такое колесо будет хорошо работать только на чистом асфальте. Как только асфальт станет грязным (песок, пыль, грязь), сменится на укатанный грейдер, или сухую грунтовку, сцепные свойства резко снизятся. Поэтому на колёсах, которые позиционируются как внедорожные хотя бы на 20 %, канавки обязательно проходят через центр.


В Mitas Terra Force при качении колеса по асфальту встречается не грань канавки, а остриё галочки, которое специально сделано скошенным, чтобы накатываться плавно, без шлепка. Благодаря этому шины в движении вообще не слышны, есть только звук мотора и свист ветра в шлеме. Так что по части комфорта эта новинка Mitas заслуживает твёрдые пять баллов.


Несмотря на глубину и ширину канавок протектора примерно в мизинец, реально внедорожными эти шины назвать не получится. Да, на них доехать через лес к берегу реки будет проще, чем на шоссейной резине, но для преодоления луж в глинистой колее, мокрой травы и глубокого сухого песка Terra Force не предназначены. На гравийке и по сухой ровной обочине дороги получалось без героизма ехать километров 80–90 в час, контролируя ситуацию и имея приличный запас по сцепным свойствам. Так что добавочка «эндуро» после дефиса к началу «тур» на 100 % оправдана – эти покрышки смело можно ставить для путешествий по отмеченным на картах дорогам с твёрдым покрытием, включая грейдеры.


Сцепные свойства на сухом чистом асфальте впечатляют. Стрёкот АБС можно вызвать, только специально спровоцировав его резким и чрезмерно сильным нажатием на педаль и рычаг тормоза. В поворотах мотоцикл легко ложится на дугу траектории и чётко выдерживает её без свиста и визга резины, а также без попыток заднего или переднего колеса спрямить траекторию в сторону внешней обочины. Это не трековая резина, конечно, но на асфальте она позволяет ехать очень уверенно, обеспечивая гораздо лучшие сцепные свойства, чем собственная старая модель Mitas E -08. Так что не только на восток и юго-восток от Москвы на Terra Force R можно ехать, но и в Европу, на территорию хорошего асфальта, тоже.


Я продержал тестовую Yamaha Super T ė nere на неделю дольше, чем планировал, в ожидании хорошего дождя. И я его дождался – как раз того погодного безобразия, которое накрыло Москву на 9–10 мая: околонулевые температуры с дождём, переходящим то в снег, то в град. Мне хотелось понять, как держит резина на холодном и мокром асфальте. Вердикт: держит на «четвёрку». Педаль тормоза напоминает толчками о включении АБС часто, а вот рычаг довольно редко – к сцепным свойствам переднего колеса претензий вообще нет, только к заду есть. Да и на разгоне, если нарочито резко накручивать ручку, то рыжий огонёк трэкшн-контроля на приборке регулярно помаргивает. Terra F orce позволяет уверенно ехать в таких условиях, особенно при наличии режимов Rain , A БС и TCS , но при попытках наглеть, как посуху, довольно быстро достигает предела своих сцепных свойств. При отключении трэкшн-контроля этот предел сцепных свойств хорошо чувствуется – резина срывается не резко и неотвратимо, а плавно, заранее намекая тебе, что надо бы остепениться, и не та погода, чтобы так ехать. Так что я считаю четвёрку эту твёрдой и уверенной, позитивной такой и гордой четвёркой.


К сожалению, про ресурс покрышек я смогу что-то сказать только в конце лета, когда другие тестеры Super T ė nere их дотрут до ограничителей. По этой новой модели пока статистика не накоплена, но есть предположения. Донор рисунка Sava Invader не отличался ускоренным износом, долго радуя своих хозяев хорошими сцепными свойствами, а в Terra Force дополнительно добавили стальные нити корда, плюс применена радиальная конструкция каркаса, менее склонная к перегреву. По моим внутренним ощущениям на тяжёлых литр+ мотоциклах при спокойном стиле езды они уверенно должны выхаживать больше 20000 км, что сравнимо с уже упомянутым Anakee 2 и классическим Tourance.


Готов ли я рекомендовать «Террафорс» для туристических эндуро? Да. Но с одной оговоркой: не забывайте, что это резина по большей части асфальтовая, а не внедорожная, и не лезьте на ней в чавкающие топи болот.

P . S .: В чём реально хочется упрекнуть чехов из Mitas, так это в нерасторопности. Не все заявленные типоразмеры уже начали производиться: к примеру, современный отраслевой стандарт 120/70–19 + 170/60–17 ещё недоступен, а про крайне востребованный размер переда 120/70–17 речи вообще не идёт. Так можно и рынок упустить…


Шины предоставлены на тест представительством Mitas в России: www.mitas-tyres.com/ru
Шиномонтаж был произведён в сервисе «Тайрчендж»: +7 (926) 599-34-09, www.tyrechange.ru


< «Мы не пойдём в авторынок, наши клиенты – мотоциклисты» – Чамси Наджид, экспортный менеджер IponeЧёрный дрозд >

Похожие материалы

14 Июня 2017 11:15 Денис DEAN Панфёров