ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Тенденции и перспективы рынка секонд-хенда России в 2015–2016 гг.

Текст: Андрей Трифонов
Фото из архива редакции

Нестабильный курс рубля и экономический кризис опять испытывают российский моторынок на прочность. Как поступать в таких условиям нам, потребителям? Ждать или покупать?

Шок – это по-нашему! Наверное, именно так можно было бы назвать тот период – в конце прошлого года – с которого всё это начиналось в масштабах всей страны. Цены замирали на пару дней и стремительно увеличивались, а потребитель метался между банками, обменниками и магазинами. Накрученная СМИ истерика охотно поддерживалась продавцами… Однако мотоциклетный рынок на этом фоне не продемонстрировал какую-либо излишнюю нервозность. Цены поднимались не столь радикально и быстро, а на некоторые позиции, например, подержанной техники, даже остались практически на старом уровне. Неужели тут работают иные механизмы ценообразования? Или у продавцов была настолько высокая маржа? Конечно, нет. Однако здесь отмечались и отмечаются несколько иные тенденции, о которых мы и хотим поговорить в этом обзоре.

Практически все последние годы, а особенно в последнюю пятилетку моторынок подержанной техники страны непрерывно заполнялся товарами (в том числе и за счёт ранее проданной новой мототехники), своей максимальной полноты он достиг к 2013 году, а дальше уже вступил в стадию перенасыщения, причём по всем позициям и нишам. Все пытались привезти по чуть-чуть и продать чуть дешевле конкурентов. Сток был настолько гигантский к концу 2013 года, что никто не мог себе позволить поднимать цены в 2014 году, несмотря на фактическое 20 % подорожание. На деле оно было скомпенсировано издержками продавцов. То есть подорожание 2013–2014 годов уже было тяжёлым для мотобизнеса, и оно выжало всю привычную прибыль, к которой продавцы привыкли за последние годы. Которое и является локомотивом развития. Балансирование на минимальной рентабельности было вызвано ожиданием лучших времён, которые, к сожалению, не наступили… Если не сказать наоборот! «Вы думали, что было плохо, нет, вот сейчас действительно будет плохо…»

Конечно, пик кризиса пришёлся на позднюю осень 2014 года – когда продажи в мотосфере и так минимальны, и это лишь несколько облегчило и без того тяжёлую ситуацию. Опять же имелась надежда, что весной потребитель немножко отойдёт от шока и проявит привычную активность, но нехватка денег в экономике сказалась крайне негативно в том числе на бизнесе мотоциклетного секонд-хенда. Потребительский спрос на подержанную мототехнику оказался очень низким – рекордно низким за последнее десятилетие – примерно в минус на 60 %! Если раньше уже с февраля салоны начинали постепенно заполняться страждущими открыть новый сезон на «новом секонде», то в 2015 году такая активность была отмечена лишь с конца апреля, а уже к началу июля и она начала сходить на нет. Клиентов лишь привлекали такие предложения как «мы заморозили цены». Дело в том, что крупные игроки на рынке продолжали продавать некоторые массовые модели, которые были завезены ещё несколько лет назад, по старым, докризисным ценам! Именно этот момент создавал иллюзию, что стоимость секонд-хенда не сильно возросла в 2015 году. Получается, что именно былая перенасыщенность рынка подержанной мототехники послужила своеобразным буфером для смягчения роста цен. Продавцы распродавали (и ещё распродают!) товарные остатки. Но этот сток не бесконечен, избавившись от былых излишков, салоны приобретут к новому сезону новые партии, но уже по современном курсу и в меньшем количестве. А значит, нас ждёт в грядущем сезоне вымывание импорта и кардинально другие цены. Ну и, конечно, существенное сужение ассортимента.

Итак, что же получается… Если рассматривать рынок мотоциклетного секонд-хенда как долларовую экономику, то этот бизнес на данный момент на 99 % убыточен. Продавцы попросту вынуждены избавляться от товара, который за последние годы привёл, по сути, к затовариванию и перенасыщению рынка. Естественно, это долго продолжаться просто не может – до тех пор, пока запасы не начнут иссекать. И, судя по нашему анализу, эта точка невозврата наступит уже в последние месяцы 2015 года, и новый сезон мы встретим уже с другими ценниками в салонах. Никто не заставит коммерсанта продавать только что привезённые аппараты (по нынешнему курсу) по старым ценам – в минус на 200 %... Таким образом компании проходят болезненный и трудный для себя путь освобождения рынка от переизбытка, к созданию определённого дефицита, в ожидании постепенного повышения платежеспособности населения. Последнее позволит нивелировать неизбежный рост цен, связанный с девальвацией рубля. В настоящий же момент рынок себя уравновешивает спросом на уже ввезённые ранее мотоциклы. В игре остались крупные игроки, у которых есть возможность некоторое время работать в минус.

Собственно, вот и главный ответ на вопрос «что делать?» Совершенно не стоит ожидать ещё больших скидок, осенних распродаж или снижения цен в начале грядущего сезона. Наступил час Х, когда можно ещё приобрести подержанную иномарку по самым выгодным расценкам – на деле по ценам середины 2014 года. И то уже только у крупных продавцов.

За последние годы тяжёлые условия ведения бизнеса в больших городах (высокая аренда и пр.) отложили свой отпечаток на количество игроков на рынке мотоциклетного секонд-хенда. Некогда мощные и известные в прошлом компании вдруг ушли на второй план, а то и закрылись. Крупные салоны можно пересчитать по пальцам, и чтобы выжить в этой жестокой конкурентной и рыночной борьбе, да ещё в период кризиса, им пришлось существенно пересмотреть спектр предлагаемых товаров – наряду с подержанной мототехникой в них представлен широчайший спектр запчастей, тюнинга, аксессуаров и экипировки. Правда, широчайший – это уже не тысячи позиций, как в прошлые годы, а несколько сотен! Здесь опять же происходит падение продаж, вымывание дорого сегмента, при этом товары средней ценовой группы и бюджетной немного расширяются. В таких салонах работает и сервисная зона. Именно за счёт этих позиций компании выживают в «стоячий период», это является и своего рода аккумулятором, а при грамотном ведении бизнеса и тяговой силой для дальнейшего развития. Очевидно, что выбирать и покупать двухколёсный секонд-хенд лучше именно в таких больших салонах. Большим компаниям просто не выгодно обманывать! Здесь даже на б/у (!) дают гарантию. Это тоже особенность нашего рынка.

Так что же нас ждёт? Опять магазины бэушной экипировки и резины? Телогрейки вместо комбинезонов и танковые шлема вместо интегралов? Видавшая виды подержанная мототехника? Мотосервисы в гаражном кооперативе? Будем надеяться, что сия чаша нас минует, и дно кризиса всё же пройдено. Но в любом случае именно в эти осенние месяцы 2015 года можно ещё успеть приобрести двухколёсный секонд-хенд и хорошую экипировку по привычным докризисным ценам. Дальше реалии рынка не предоставят нам таких выгодных предложений…

< Четверть века «Туратека»Перуанские хроники - 2 >
19 Октября 2015 12:43 Андрей Трифонов