Пол-литра искусства

Пол-литра искусства

Кастом на базе мотоцикла Jawa 500,
создатель Дмитрий Голубчиков (Zillers Garage)

Текст: Михаил Пимус
Фото: Кирилл Калапов

Слухи о том, что в Zillers Garage строят нечто особенное, начали появляться ещё зимой. В середине апреля на выставке в Санкт-Петербурге это самое нечто показалось во всей красе, попутно забрав главный приз кастом-шоу. А затем, двумя неделями позже, уже в Москве, на «Мотовесне» тот самый ретроборд-трекер Jawa 500 не оставил шансов многочисленным оппонентам, прихватив вместе с путёвкой на чемпионат мира первое место в категории Freestyle и специальный приз от Design Award WorldWheels Russian Edition.

Без преувеличения Jawa 500 от Zillers Garage сделала в этом году соревновательный сезон особенным. Если вы по каким-то причинам не увидели её своими глазами, считайте, одно из ярчайших впечатлений прошло мимо. Отмазки не принимаются!


Конструктив и точность проработки конкретного мотоцикла являют собой ситуацию, когда даже непрофессионалам суть понятна без слов. Как в ювелирных украшениях – в спорных изделиях приходится долго разбираться и искать мелкие шероховатости, в то же время признанные шедевры видно издалека, им ты веришь сразу без досмотра под микроскопом.


Проект нельзя назвать коммерческим. В том одна из его ценностей. Создатель Дмитрий Голубчиков зашёл с позиции собственного интереса, а не заработка. Вначале была мечта построить кастом именно на спидвейном моторе. Очень уж он красив и величественен. Примерно год тому назад удалось в закромах близкого друга Михаила откопать и сам мотор, и остальные части боевого спидвейного снаряда. Мотоцикл, а именно его экипажная часть, датирован 1987 годом, что подтверждают спортивные документы. Кто и когда сделал двигатель – неизвестно.


С силовым агрегатом пришлось решать нестандартную задачу – оставлять в качестве топлива метанол или переводить на бензин. Второй вариант оказался предпочтительнее именно с позиции эстетики. В итоге работы по снижению степени сжатия проводились вне графика, когда мотор уже был навешан на раму. Что привело в очередной раз к полному ребилду системы выпуска. Выпускная магистраль одновременно предмет гордости и страданий Дмитрия. Переделывать и подгонять до прецизионной точности и блеска, к которым невозможно зацепиться критикой, пришлось не раз и не два, равно как и раму. Стоило ли оно тех усилий? О, да! Коллектор идеально ровно выходит из цилиндра, идёт параллельно раме, затем растворяется у заднего колеса как часть высокоточного механизма. Швейцарские часовщики позавидуют!


Казалось бы, мотоцикл вовсе небольшой, а взгляд, устремляясь в переливы блестящих поверхностей, может бродить там сколь угодно долго. Суммарно над проектом Дмитрий работал полный год. Да так, что времени ни на что другое не оставалось. Деталей у Jawa 500 немного. Опытному рукастому технарю может причудиться, что мотоцикл на черновую можно выстроить за пару-тройку дней, а затем получившееся закинуть в хром, аккуратно собрать и быстрей на выставки... Увы, получится ширпотреб! В Jawa 500 каждая деталь как отдельный кастом-проект.


На первый взгляд неочевидно – в мотоцикле почти нет хрома. Только спицы и ободья. Остальное – магия полированной нержавеющей стали и меди. Хром так благородно не блестит. Со спицами пришлось провернуть целую спасательную операцию. Родные 23-дюймовые колёса были густо захвачены ржавчиной, спицы пострадали не меньше. В отсутствии адекватной замены (длиннющие спицы под такой огромный обод давно стали ископаемой реликвией) каждую пришлось буквально возвращать с того света. Несколько спиц получилось воссоздать из сочленения велосипедных. После долгой полировки их среди прочих не найдёт даже сам создатель. В современном спидвее уже давно вместо 23-дюймовых ободьев используют ободья диаметром 21 дюйм. Речь о том, что гаревую резину Barum в нужной размерности и цензурном, почти новом состоянии удалось найти каким-то чудом.


Из-за исполинских колёс идея оснастить мотоцикл классической рулевой колонкой почти сразу ушла на скамейку запасных. Нужный угол не выйдет, аппарат получится громоздким и высоким. Пришлось вынести вперёд виртуальную рулевую колонку по схеме «Дуолевер». Механизм демпфирования и управления весь спроектирован и создан своими силами. Под нож пошли патрон и цанга от фрезерного станка, два привода и граната от «Оки». Задняя часть рамы сухая. Демпфирующие функции несёт на себе подпружиненное сиденье. Детали на оба амортизатора в большинстве своём взяты от серийных мотоциклов. Прямая пружина заднего амортизатора от пневмостойки автомобиля марки Range Rover .


Один из самых притягательных аспектов внешнего вида – сочетание различных фактур. Дмитрий в процессе постройки отнюдь не собирал вокруг мотоцикла целый худсовет. Идея дополнить полированный металл вкраплениями дерева и меди пришла по принципу «нравится/не нравится». Металл с металлом – скучно, металл с кожей – банально. Лаченный дуб, медные крылья и медные трубки – вот в чём есть нужный посыл и выразительность на грани высокой художественности! Для изготовления рукояток руля и сиденья Дмитрий использовал обрезки досок и один черенок от лопаты с рынка. Красота в простоте и терпении!


Интересная история связана с появлением позади чешского спидвейного мотора пятиступенчатой коробки передач от английского мотоцикла BSA 1965 года. В первоначальной концепции значилась коробка передач с новодельным картером и аутентичной ретроначинкой. Но, увы, какие бы крутые железки ни выдавали современные ЧПУ-станки, тягаться по «ламповости» со старым добрым литьём им без шансов. Коробка, маслобак и двигатель после полной переборки поселились по соседству. В качестве привода использована обычная 525-я цепь. С ведущей звездой на моторе пришлось повозиться. В изготовлении помогли золотые руки тульских умельцев. Новая деталь вышла точь-в-точь как оригинальная.


Многим не даёт покоя вопрос – как на Jawa 500 ездить? И насколько она вообще дееспособна? Что-то проехать сможет. Двигатель заводится и исправно набирает обороты, подвеска функциональна, но использовать этот мотоцикл в качестве ездового примерно то же самое, что стелить подлинники Ван Гога на стол вместо скатерти в придорожном кафе. В теории возможно, на практике вас, скорее всего, по старой доброй традиции сожгут на костре тихони-культуроведы... Jawa 500 в первую очередь объект искусства, воплощённый в теле мотоцикла. Можно и нужно созерцать, поездка суть мотоцикла не раскроет.


Позади год, полный титанических усилий, и ряд громких побед на главных кастом-шоу страны. А проект, по мнению Дмитрия, не закончен, есть некоторое количество шероховатостей. И это лишь вершина айсберга. Как известно, в 2018-м Jawa 500 отправляется на чемпионат мира биться за призы с лучшими из лучших кастом-мира. Там требования особые. Мотоцикл должен соответствовать ряду хитрых требований и быть абсолютно идеальным в каждой мелочи. Впереди ещё очень много работы. Jawa 500, как настоящий шедевр искусства, поработит своего создателя, принесёт с собой бессонные ночи и сложные задачи, но даст взамен ощущение радости и победы над металлом и временем.



< За границейВесна 17-го >
14 Июня 2017 10:31 Михаил Пимус