Два и четыре

Два и четыре

Arctic Cat XF 7000 Cross Country,
2014 г. в., 1049 см3, 130 л. с.,
570.600 руб.

Arctic Cat XF 800 HighTour,
2014 г. в., 794 см3, 160 л. с.,
575.900 руб.

Текст: Николай Богомолов
Фото: Кирилл Калапов

В этом сезоне у снегоходов Arctic Cat появился новый четырёхтактный мотор C-Tec, а вместе с ним новые снегоходы. В том числе кроссовер XF 7000 Cross Country, который «Мотоэксперт» сравнил с аналогичной машиной старого поколения XF 800 HighTour.


В снегоходной индустрии серьёзных перемен практически не случается. Сравнительно узкую нишу закрывает своими гусеничными машинами большая четвёрка производителей. Новые не приходят, старые не уходят и так много лет. Но к этой четвёрке пристроился пятый, незаметный деятель. Завод Suzuki сам снегоходов не производил, зато снабжал моторами Arctic Cat . Вот он и решил постепенно выйти из этого бизнеса. Поставив своего американского партнёра в крайне затруднительное положение. Было даже опасение, что ему придётся уйти вслед за японцами.

Выход обнаружился неожиданный. Yamaha , которая, по идее, никак не должна помогать прямому конкуренту, вступила с ним в союз. И стала продавать свои моторы американцам, взамен получив технологии постройки шасси. Что из этого выйдет у Yamaha , пока не очень понятно, их плоды сотрудничества пока до России не доехали. А модели Arctic Cat с трёхцилиндровыми четырёхтактниками Yamaha Genesis , переименованными в C - Tec 4, уже вовсю продаются в салонах.

Одна из первых моделей с таким мотором – XF 7000 Cross Country . Из линейки кроссоверов Arctic Cat он выделяется относительно простой конструкцией: здесь нет багажников, люксовых сидений и прочих излишеств. Впрочем, спортивная модель примерно так и должна выглядеть. А ещё у неё должен быть мощный мотор. 130 лошадиных сил – вроде бы не самый высокий показатель. Но на практике С-ТЕС4, он же Yamaha Genesis , разгоняет снегоход не хуже 160-сильных двухтактников. Причём благодаря тяжёлой носовой части он не дестабилизируется за счёт поднятия лыж, а всю энергию пускает в разгон. Так что для прострелов по длинным ровным пространствам снегоход подходит прекрасно.

В том числе по покрытым толстым слоем пухлого снега. По которому, если не сбрасывать «газ», можно умчаться очень далеко. А вот к медленной езде с поворотами на одной лыже снегоход не особо располагает. Он тяжеловат, да и центр тяжести смещён вперёд, так что носовая часть закапывается в снег. На укатанном грунте XF 7000 Cross Country поворачивает лучше, но некоторая тяжесть всё-таки ощущается. Со снегоходом приходится бороться всем телом, мешая ему опрокидываться и помогая загрузить нужный борт.

XF 800 CrossTour – кроссовер из другой оперы. Вместо аскетичного спортивного обвеса на него установлена масса деталей, которые не отражаются на ходовых качествах, зато заметно улучшают комфорт. Высокое стекло, мягкое сиденье со спинкой, багажная решётка, упоры для ног, в общем, то что надо для овощного катания с женой и мангалом. Сидеть очень удобно, ездить можно хоть целый день без остановки.

А ещё у XF 800 CrossTour есть тот самый двухтактный двигатель Suzuki , который раньше считался топовым, а теперь постепенно уходит с рынка. Крутящийся до звона, быстрый и лёгкий. Ездить на нём сложнее, но и увлекательнее, чем на четырёхтактнике. Он требует постоянного контроля, но от этого езда становится только интереснее. Как ни странно, обвешанный всевозможными излишествами двухтактный полуутилитарник-полутурист управляется ощутимо легче облегченного спортивного четырёхтактника. При схожей ходовой части он очень легко поворачивает, изменять направление движения удаётся даже незначительными перемещениями тела. Как и XF 7000, «восьмисотка» комплектуется достаточно длинной гусеницей, подходящей для езды по глубокому пухлому снегу. И едет он там действительно хорошо благодаря удачной традиционной развесовке.

Примерно одинаково у обоих снегоходов обстоят дела с эргономикой. Это традиционно сильная сторона Arctic Cat , которой они занимаются с особой любовью и прилежанием. И на тот, и на другой снегоход ты садишься, как будто только на нём всю жизнь и ездил. Пальцы лежат на нужных кнопках, ноги располагаются под правильным углом. Седло рассчитано не только на сидячую, но и на стоячую езду: чтобы подняться на ноги, не нужно выполнять подъём из глубокого приседа, немного разгибаешь колени – и уже стоишь.

Переход на новый тип моторов произошёл, с этим надо смириться и воспринимать как неизбежное. Тем более четырёхтактный двигатель очень хорош: он не пахнет, не требует долива масла и отличается неплохой характеристикой. Но при этом снегоход становится ощутимо тяжелее такого же двухтактного, у него несколько ухудшается маневренность и проходимость. Он хорош при езде по хорошей прямой дороге, где не нужно часто маневрировать и работать телом, компенсируя удары от неровного рельефа. По целине тоже лучше ездить прямо и быстро, не увлекаясь медленным маневрированием на грани закапывания. Во-первых, для этого немного не подходит развесовка, во-вторых, выдернуть такую тяжесть будет непросто.

XF 800 намного универсальнее. На него надели утилитарно-туристический обвес, так что ездить можно хоть на работу, хоть на охоту, хоть в путешествие, причём с пассажиром и грузом. При этом он быстро разгоняется, хорошо маневрирует, в общем, прекрасно подходит для активной езды. На нём можно носиться по укатанным дорогам, можно устраивать слалом по пухляку на одной лыже. Двухтактный мотор, несмотря на некоторые общие минусы, достаточно мощен и не страдает избыточным торможением на сбросе «газа», от которого четырёхтактник ныряет носом в целину.

Какой из двух снегоходов выбрать – вопрос прежде всего стиля езды. Как и другие производители, Arctic Cat пока не может дать чёткого ответа, что лучше, два такта, или четыре. Свои плюсы и минусы есть у обоих классов, первый не добился и вряд ли добьётся такого крутящего момента, экологичности и простоты в обслуживании, старая же конструкция выигрывает в весе. Но американцы вполне могут вслед за Yamaha объявить о масштабном переходе на четыре такта, не оставив покупателю альтернативы.

За помощь в организации теста благодарим компанию «Сумеко», www.sumeko.ru

< Трактор-рафинадВ Атаку >
21 Февраля 2014 20:21 Николай Богомолов