С первой попытки

С первой попытки

Stels «Росомаха» 520, 2014 г. в.,
521 см3, 240 кг, 52 л. с.,
210.000 руб.

Stels «Росомаха» 625, 2014 г. в.,
521 см3, 260 кг, 65 л. с.,
220.000 руб.

Stels «Росомаха» 800, 2014 г. в.,
521 см3, 320 кг, 60 л. с.,
252.000 руб.

Текст: Николай Богомолов
Фото: Кирилл Калапов

Российская мотопромышленность давно уже отчаялась создать что-то своё. Канули в Лету «ИЖи» и «Уралы», на место которых пришли собранные из китайских запчастей малокубатурники. Немногочисленные квадроциклы тоже изрядно отдают китайчатиной. Единственным направлением, где наши заводы упорно пытаются создать что-то своё, остаются снегоходы. С момента распада СССР на свет появилось достаточно много новых моделей, причём некоторые даже выжили в конкурентной борьбе с «американцами», «канадцами» и «японцами». Но вряд ли кто-то ожидал появления на этом рынке ещё одного крупного игрока, готового с ноля разработать линейку в новой для себя отрасли.

Тем не менее, на рынке появился новичок. Им стал самый прогрессивный российский производитель, за сравнительно короткое время перевернувший рынки велосипедов, квадроциклов и бюджетных мотоциклов. Представители Stels в 2012 году показали на выставке предварительный вариант снегохода, а менее чем через год выкатили окончательный вариант. Причём не один, а целых три. Stels «Росомаха» – снегоход российский на 80 %. Наши инженеры разработали ходовую часть, но соорудить ряд мелочей вроде оптики и приборных панелей оперативно изготовить не удалось. А главное, не получилось построить собственные моторы. Так что пришлось использовать продукцию сторонних производителей, два немецких «двухтактника» объёмом 521 и 625 см3, а также четырёхтактную квадроциклетную «восьмисотку» родом из Китая.

Именно она устанавливается на самую дорогую версию квадроцикла. Нажав «газ», понимаешь, почему. Крутящий момент у большого V -образника по утилитарным меркам весьма впечатляющий. Этот мотор без проблем возит огромные side - by - side , а более лёгкую гусеничную машину он разгоняет даже быстрее, чем нужно. Потому что ходовая часть, нагруженная таким увесистым силовым агрегатом, работает хорошо при неторопливой прогулочной езде, которая не требует особой резвости. А для спортивных элементов машина немного тяжеловесна. Её непросто заправить на большой скорости в поворот, да и на разбитых прямых ехать не очень комфортно. Если перебрать со скоростью и допустить ошибку, исправить её будет очень трудно.

Противоположность топовому снегоходу – Stels «Росомаха» 520. Стоит он на 40000 рублей дешевле, а весит на 80 килограммов легче, удивительная цифра при разнице всего лишь в двигателе. Вот тут-то и ждёшь невероятной спортивной езды. Тем более снегоходы аналогичной кубатуры из Северной Америки отличаются очень приличными характеристиками и доставляют при езде массу удовольствия. Управляется «Росомаха» 520 действительно очень неплохо. На нём можно попробовать изобразить что-то вроде езды на одной лыже или с открытым «газом» проскочить ряд кочек. Только «газа» этого у снегохода не очень много. Вроде бы, по пиковой мощности он уступает «восьмисотке» совсем немного, но крутящего момента хватает только на умеренно активную езду между деревьями. А на прямых два других снегохода быстро отрываются. За лёгкость и дешевизну приходится расплачиваться не только динамикой, но и комфортом. На простейшую модель не установили систему раздельной смазки, так что двухтактное масло приходится перед заправкой вручную смешивать с бензином. Это неплохо для экстремальных условий крайнего севера, где насосы иногда выходят из строя, и водителю посреди тундры на 50-градусном морозе приходится перебирать мотор. Но в средней полосе такое спартанство не очень удобно.

Этого недостатка нет у «Росомахи» 625. Она дороже на 10000 рублей, тяжелее на 20 килограммов, зато не требует при заправке процедур с мерными стаканчиками. Но и это не самое главное. На снегоходе стоит тот же двухтактный двигатель Hirth , что и на младшей модели. Его разрабатывали для Rotax , а австрийцы в свою очередь продавали под самые разные нужды, вплоть до постройки сверхлёгких летательных аппаратов. При такой надёжности его удалось безболезненно расточить, что никак не сказалось на характере. Если в большинстве случаев «биг-боры» как минимум серьёзно вибрируют, здесь увеличение кубатуры малозаметно. Зато отлично чувствуется прибавка в мощности. Это уже не рабочие сани, а быстрый снегоход, способный дарить удовольствие от вождения. При оптимальном сочетании веса, мощности, навесного оборудования и цены из тройки он оказывается самым привлекательным.

Рассказав о различиях трёх снегоходов, перейдём к общим чертам, которых очень много. В первую очередь отлично поработали эргономисты. Сидеть на снегоходе удобно, посадка высокая, как у породистых моделей с большой историей. Чтобы садиться и вставать на разбитой дороге, не приходится напрягать ноги, амплитуда движения очень короткая, так что при езде почти не устаёшь. Сиденье собственной конструкции и производства у Stels получилось просто шикарным. Во-первых, оно достаточно мягкое и хорошо подходит для дальнобоя, но не в ущерб обратной связи с дорогой. Во-вторых, по нему легко скользить, меняя позу. В-третьих, оно очень качественно сделано и проживёт, скорее всего, очень долго. Зато промахнулся производитель с ветровым стеклом. Оно хорошо выполняет свою главную функцию, отбивая холодный ветер. Но верхняя кромка находится прямо на уровне глаз и мешает смотреть вперёд. С проходимостью у снегоходов всё в порядке. Огромная курская гусеница шириной 60 сантиметров вывозит их из любых сугробов. Правда, много мешает поворачивать. Равно как и крупные лыжи с длинными острыми коньками, которые впиваются в лёд и снег и требуют при повороте руля больших усилий. Зато в повороте снегоход рисует идеальную дугу, не стремясь соскользнуть передней частью.

Поскольку Stels старается понравиться оленеводам, таёжным охотникам и другим жителям дальних регионов, для которых снегоход – профессиональный инструмент, а не игрушка, обвес сделан с запасом под самые жёсткие требования. Например, предусмотрено место под полезный в мороз второй аккумулятор. «Росомаха» – один из немногих снегоходов со штатными местами для лебёдки. Повесить её можно как спереди, так и сзади. Правда, сама лебёдка и даже кронштейны в стандартную комплектацию не входят.

Когда какой-то завод объявляет о начале снегоходного производства в самые сжатые сроки, я вспоминаю историю ныне весьма значимого игрока в этом сегменте. Свою первую снежную машину он разрабатывал летом и тестировал на песке. А когда вывез в снег, она начала тонуть в целине, разрушая все надежды на быстрый успех. «Веломоторс», владелец бренда Stels , крупной транснациональной корпорацией не является. Тем не менее, ему удалось достаточно быстро с первой попытки сделать три снегохода, не просто пригодных к эксплуатации, но и обладающих неплохими ходовыми качествами. Самым универсальный, «Росомаха 625», приспособлен для самых разных условий езды и является оптимальным вариантом. Если, конечно, нет потребности в четырёхтактном моменте, к примеру, для перевозки или буксировки чего-то очень тяжёлого или в экономичности и надёжности низкофорсированного «двухтактника».

< ДеревенщинаВнедорожная механика >
12 Марта 2014 12:36 Николай Богомолов