Турбобратья

Турбобратья

Yamaha Sidewinder M-TX SE
162/X-TX SE 141, 2018 г. в.,
998 см3, 182 л. с.,
от 1.379.000 руб.

текст: Николай Богомолов
фото: Роман Романишин

Yamaha в этом сезоне отличилась по-крупному. Японцы сделали новый спортивный мотор, не простой, а турбированный. Который разом установил новый уровень мощности, приблизившись к двухсотсильному порогу. Двигатель ставят на модели Sidewinder с длинной и кроссоверной гусеницами.


Спортивные снегоходы – единственный массовый вид мототехники, где четырёхтактные моторы серьёзно проигрывают двухтактным. Крупнейшие производители научились делать 2Т-модели очень быстрыми и лёгкими, при этом свели к минимуму такие недостатки, как запах и расход масла. Но Yamaha больше десятилетия назад взяла курс на полный переход к четырёхтактным технологиям. Тягаться с двухтактниками на спортивном направлении оказалось непросто главным образом из-за соотношения вес – мощность, которое у них по определению лучше. Японцы решили эту проблему радикально, поставили на свой трёхцилиндровый двигатель Genesis турбину и тем самым сразу попали с ним в топ самых мощных снегоходов индустрии. Турбина не собственная, а сделанная соотечественниками, компанией IHI.


Обычно при установке турбины на атмосферный спортивный мотор с него снимают хорошо за 200 лошадиных сил. Yamaha на такой радикализм не пошла, ограничившись значением поскромнее. Вполне логично, поскольку ресурс страдает меньше и снегоход становится более послушным. Впрочем, 182 или, по другим данным, 187 л. с. тоже очень много. Настолько много, что для управления таким снегоходом лучше иметь некоторый водительский опыт. И чем этого опыта больше, тем лучше будет раскрываться потенциал машины. Кроме того, желательно иметь развитую мускулатуру: даже атмосферный Genesis пытается вырвать руки из плеч, а езда на турбированном – это постоянные упражнения на силу и выносливость.


Мне часто приходится ездить на топовых двухтактных снегоходах с очень мощными моторами. Но там мощность нарастает ближе к высоким оборотам. Атмосферные четырёхтактники начинают яростно выстреливать аккурат в момент нажатия на курок газа. За счёт таких «низов» они кажутся сопоставимыми по динамике с 2Т при меньшей пиковой мощности. Sidewinder за счёт турбины сохраняет интенсивность разгона до таких скоростей, когда уже становится страшно дальше ускоряться. Причём никаких побочных эффектов не замечаешь, ни турбоямы, ни рывков и подхватов. Просто ровное ускорение, как у очень мощного атмосферного мотора.


Горные снегоходы сейчас находятся на пике популярности. И им очень нужна высокая мощность, чтобы заезжать на крутые склоны, не теряя в динамике, в том числе при разрежённом воздухе. Поэтому главная модель Sidewinder – M-TX. В Россию она поставляется в варианте SE 162, с огромной гусеницей, выгребающей в самом глубоком снегу. Обычно такими тяжёлыми траками стараются не злоупотреблять, поскольку на их вращение уходит приличная доля мощности. Но в случае с турбомонстром эта проблема не актуальна: ни малейшей замедленности и перегруженности в разгоне в сравнении с аналогичными короткогусеничными моделями не заметно, лишние килограммы неподрессоренной массы тонут в потоке тяги.


Горное катание делится на два больших вида. Одни любят слалом вокруг деревьев и камней, акробатические фигуры и прыжки, чаще всего – на небольшой скорости. Здесь Sidewinder M-TX неплох. У него узкая колея, он хорошо встаёт на одну лыжу, ездит траверсами. Но для фигур высшего пилотажа здесь многовато веса. Зато он идеально подходит для другого горного развлечения, приверженцы которого и внесли в снегоходный мир моду на турбины, устанавливая их своими руками. Этим людям интересно найти самую высокую, крутую гору и взлететь на неё, выжимая все соки из сверхмощного мотора. Это – родная стихия Sidewinder. И не только из-за мотора. Огромный трак проезжает даже через нетронутый рыхлый снег, а горная ходовая позволяет оперативно обруливать скалы и другие помехи. К сожалению, в средней полосе России гор не слишком много, но и на равнине для Sidewinder M-TX 162 найдётся применение. Он хорош на заснеженных водоёмах, полях и лесах, где может как пролетать на глиссировании, так и медленно, «на моменте», пробираться между деревьями. Правда, на укатанную трассу нужно выезжать осторожно. Рассчитанный на глубокий снег теплообменник этого не любит, и мотор начинает перегреваться. Так что даже при наличии дороги лучше ехать параллельно, по целине.


Если приходится выезжать на укатанную трассу, лучше воспользоваться Sidewinder X-TX SE 141. Это кроссовер с гусеницей промежуточного размера, между кроссовой и горной. Ездить он может как по твёрдому снегу, так и по сугробам. Сев за руль, начинаешь понимать, почему 141-дюймовый трак – самый короткий в линейке Sidewinder. Если бы на него поставили кроссовую гусеницу, которая ещё короче и легче, он бы никогда не тронулся с места из-за постоянной пробуксовки. А у кроссовера корма хоть и дрифтует, но в меру, большое пятно контакта даёт о себе знать. Получилась универсальная машина, на которой можно ездить везде, кроме разве что очень мягких сугробов. Он очень быстро и уверенно проезжает жёсткие раскатанные дороги, не пытается опрокинуться в поворотах. Конечно, эта особенность влияет на его способность наклоняться на целине, но при желании его можно поставить на одну лыжу.


В последние годы на снегоходном направлении японцы выступали осторожно, не шокируя публику революционными решениями. Но выпуск Sidewinder стал знаковым моментом в истории Yamaha и всей индустрии. Теперь остаётся подождать и посмотреть, как на него отреагируют конкуренты. Возможно, война мощностей выйдет на новый уровень и скоро снегоходы один за другим станут пробивать 200-сильный барьер.


За помощь в организации теста благодарим компанию Yamaha Motor CIS, www.yamaha-motor.ru


< Chieftain: авангардная классикаHeritage Battle >
1 Февраля 2019 10:50 Николай Богомолов