Глубокий и рыхлый

Глубокий и рыхлый

Год назад «Мотоэксперт» совместно со снегоходной школой Skidooking рассказывал об основах зимней езды по горам. На этот раз мы побывали в экстремальных условиях Камчатского полуострова и выяснили, как правильно ездить по очень глубокому и рыхлому снегу.

Текст: Николай Богомолов
Фото: Skidooking

Побывав на большинстве популярных среди снегоходчиков трасс, пройдя обучение на склонах Хибин в школе Skidooking, я совсем было решил, что видел и пробовал практически всё, что может предложить снегоходчику российская природа. Пока не прилетел на Камчатку, где школа Skidooking организовала обучение горной езде по углублённой программе для прошедших базовый тренинг. Что условия здесь для новичков не подходят, стало понятно уже по прибытии на базу. Одноэтажные на вид дома оказались двухэтажными, просто первые этажи у них были завалены снегом, а на вторых были специально вставлены дополнительные входные двери, чтобы заходить с улицы, а не из подземного, то есть подснежного хода.

Езда в местах, где до земли невозможно докопаться в принципе, таит массу особенностей. Это выяснилось ещё до того, как группа добралась до горных склонов. По привычке достаточно продвинутые студенты съехали с дорожки, чтобы попробовать свежую целину, но далеко не уехали. Считаных метров хватило, чтобы горные снегоходы с гигантскими гусеницами полностью ушли под снег, так что на поверхности остались только рули. Поэтому первое, чему пришлось учиться – выкапываться из таких ловушек.

Здесь главное – наличие помощников. Выезжать в такие места в одиночку равносильно самоубийству: если снегоход «сел» по-настоящему, выехать своими силами малореально. И даже уйти пешком домой не очень получится: в таких условиях человек проваливается по грудь, и каждый шаг даётся ему с огромным трудом. Передвижение иногда происходит со скоростью метр в минуту и отнимает массу сил, несложно посчитать, сколько времени и энергии уйдёт, чтобы пройти пару километров до гаража. По этой же причине, если вдруг застрял напарник, к его снегоходу нужно подъехать как можно ближе, при этом расположиться в оптимальной для старта позиции, например, носом вниз по склону, чтобы не зарыться самому. А потом много копать, желательно с помощью большой и крепкой разборной лопаты, которая должна лежать в рюкзаке. Отрыв переднюю нижнюю часть и боковины гусеницы, один или два человека тянут за лыжи вперёд, а водитель аккуратно «газует», пытаясь не зарыться ещё глубже. Если поехать удалось, нужно добраться до безопасного места, где снегоход гарантированно может встать, а потом поехать.


Прошлой зимой «Мотоэксперт» совместно со школой Skidooking рассказывал, как нужно поворачивать на одной лыже по равнине и по склону. В более-менее плотном снегу это более-менее просто. Но когда «пухляк» лежит пятиметровым слоем, снегоход можно наклонить и обнаружить, что он в таком положении и остановился. Так что нужно изменить технику похождения поворотов. Во-первых, не стесняться с «газом», по крайней мере, пока не придёт чёткое понимание минимально необходимой скорости, после чего можно начинать эксперименты с медленным бундокингом. Во-вторых, единственную ногу, контактирующую со снегоходом, нужно периодически разгружать, перенося вес тела на кратчайшие промежутки времени на ногу, которая движется по снегу. Она как будто делает быстрые шажки по снежной поверхности внутри поворота, не успевая провалиться, но при этом успевая за счёт разгрузки дать гусенице дополнительное сцепление. В-третьих, желательно избегать колей. В рыхлом снегу они бывают очень глубокими, так что, поехав по чужому или своему снегу, можно внезапно обнаружить, что след этот представляет собой не укатанную дорожку, а глубокую траншею с рыхлым дном.


Схожие принципы работают при прямолинейной езде. Лучше всего снегоход едет на хорошей скорости, выходя на глиссирование с приподнятыми над поверхностью лыжами и перелетая за счёт инерции опасные места. Но в горах, когда приходится маневрировать между камнями и деревьями, это обычно небезопасно, да и сам смысл фрирайда и бундокинга подразумевает неспешную подконтрольную езду. В таких случаях водитель за счёт перемещения веса тела постоянно меняет нагрузку на разные части гусеницы. То есть переносит нагрузку с одной ноги на другую, загружая разные подножки, и перемещается назад и вперёд. Делать это надо без излишнего энтузиазма, чтобы снегоход слегка покачивался. Тогда трак лучше цепляется за рыхлый снег. С той же целью используют приём под названием «циклический “газ”». «Гашетка» не удерживается постоянно в одном положении, а нажимается то сильнее, то слабее, и гусеница меньше рвёт снег.


Упражнения в глубоком снегу сопряжены с серьёзными физическими нагрузками. Можно наловчиться расслабляться при езде, хотя силы всё равно будут уходить, но стоит закопаться самому или прийти на помощь застрявшему коллеге, и силы начнут уходить с такой скоростью, что для дальнейшего катания их может и не остаться. Поэтому перед выездом в горы, особенно если он происходит раз в сезон, желательно подготовиться физически. В таких мероприятиях задействованы практически все ресурсы организма, так что тренировать нужно мускулатуру, сердечно-сосудистую систему и координацию движений, благо, спортклубов разного уровня сейчас более чем достаточно. В результате у потратившего несколько недель на приведение себя в форму будет куда больше шансов провести драгоценный отпуск на снегоходе, а не на гостиничной койке, борясь с болью в каждой клеточке организма.

 

Школа Skidooking


Skidooking – первая крупная школа горной снегоходной езды, организованная дистрибьютором техники BRP и работающая на регулярной основе в Хибинах и на Камчатке. За три дня лучшие специалисты в своей области учат студентов ездить по склонам разного уровня сложности. В состав сравнительно недорогого учебного пакета, помимо услуг преподавателей, входит проживание в гостинице и прокат снегоходов Ski-Doo Summit 800.


< Macna сегодняSit Circles to Star >
25 Декабря 2014 17:46 Николай Богомолов