Как посадить ребёнка на снегоход

Как посадить ребёнка на снегоход

Текст: Денис DEAN Панфёров
Фото: Роман Романишин

Если у вас есть ребёнок и снегоход, то обязательно наступит момент, когда ваше чадо подойдёт к вам и попросит «прокатиться с ветерком на санях». Не отказывайте, потратьте свои время и силы, чтобы научить его грамотно ездить.


Основная мысль, которую вы должны донести до ребёнка, будет о безопасности. Тут главное не выкрикивать догматические слоганы, а постараться объяснить с точки зрения физики, для чего это всё надо. Расскажите, что папа уже взрослый, и лобная кость его черепа толще, чем у трицератопса. Что при столкновении папы с берёзой сломанная берёза пойдёт на дрова, а при столкновении с ольхой – будет щепа для коптильни. А вот тонкий череп ребёнка может такого не выдержать, поэтому шлем – обязательный аксессуар. Защита спины и груди может понадобиться не только при вылете кубарем из седла, но и при ударах грудью об руль после неудачного перепрыгивания не пойми откуда взявшейся канавы. Кроссовая маска или закрытое стекло шлема уберегут лицо от ударов ветками деревьев. После такого урока занимательной физики можете заключить устное джентельменское соглашение, что ребёнок не садится в седло снегохода без защиты, вне зависимости от того, едет он за рулём или вторым номером.

Идеальным вариантом будет купить специальный детский аппарат: он и по эргономике будет удобнее, и мощность у него ограничена, и в использовании он не сложнее зубной щётки. Ресурс у такого снегохода практически неисчерпаем, поэтому он легко выдерживает десятилетия эксплуатации, работая «учебной партой» для нескольких поколений детей. Если бюджет не позволяет, надо будет произвести тюнинг взрослого снегохода, ограничив его мощность и максимальную скорость. Для этого под курок «газа» подбирается по высоте «пенёк» ограничителя хода и фиксируется армированным скотчем к рукоятке руля. Для начала занятий скорость снегохода не должна превышать скорость вашего бега, чтобы вы могли догнать ребёнка, пытающегося удрать на волю.

Первое занятие будет чисто теоретическим. Расскажите, как заводить и глушить двигатель, как переключаются режимы трансмиссии, как курок «газа» управляет оборотами мотора, а рычаг тормоза гасит скорость, и почему плохо нажимать на них одновременно. Пусть ребёнок несколько раз сам заведёт мотосани и заглушит их по вашей команде «стоп». Не лишним будет рассказать, как включаются габариты и фары, переключается дальний/ближний свет, как работают подогревы рукояток руля, курка и сиденья, как посмотреть количество бензина в баке и масла в маслобаке (для двухтактных моделей), как проверить уровень масла в моторе для четырёхтактников.

Следующее упражнение – трогание с теста и остановка. Для него найдите ровную заснеженную площадку (поле без бугров и высокой травы, торчащей из снега), на ней прокатайте прямую колею, чтобы ребёнок пока не отвлекался на руление. Вы отходите метров на 30–50 и подаёте знаки. На подманивающий знак кистями обеих рук к себе ребёнок начинает движение, на разведение рук в стороны останавливается. Объясните чаду, что научиться делать это плавно сложнее, чем делать резко, умерьте немного его гоночный пыл. На данном этапе важно добиться аккуратного старта без пробуксовки и такого же ровного, но уверенного торможения без блокировки гусеницы. Как доедет до вас, разворачиваете снегоход, отходите на 30–50 метров, и повторение «сеанса». Ребёнок во время упражнения должен смотреть не на органы управления, не на контрольные приборы, а на вас и чётко исполнять ваши команды «старт» и «стоп».

Теперь учимся поворачивать. Вам понадобится четыре вешки с привязанными на них сверху яркими лентами или полиэтиленовыми пакетами, которые втыкаются в снег по углам квадрата со стороной метров 30–40. Теперь сами накатайте траекторию, усадив ребёнка сзади и объясняя, что тормозить надо до поворота, а ускоряться после. Убедитесь, что он понял, только после этого можно отпустить его ездить одного. Встаньте на его пути посередине между двумя вешками – пусть он после каждого круга останавливается, чтобы выслушать ваш комментарий о его успехах или задать возникшие вопросы. Меняйте направление движения на противоположное, пусть тренирует повороты в обе стороны.

Как пропадёт его страх перед прохождением поворотов, переходите к следующему упражнению – работе корпусом. С точки зрения физики объясните, что центр тяжести снегохода с водителем за рулём находится выше уровня земли, а лыжи упираются в снег на её уровне, поэтому в поворотах возникает опрокидывающий момент, и если не перенести вес тела внутрь поворота, то можно перевернуться. Покажите ему, какую позу надо принимать, как сдвигается зад по сиденью, и как наклоняется корпус внутрь поворота. Пусть ребёнок потренирует это в статике. Закрепится движение – возвращайте его на маршрут, только следите, чтобы он сдвигался внутрь перед поворотом и садился прямо после него. Опять же не забывайте регулярно менять направление движения по трассе.

Следующее упражнение – чередование левых и правых поворотов. Вам понадобится две вешки на расстоянии метров 50 друг от друга, вокруг которых накатайте маршрут «восьмёрка». Следите за тем, чтобы ребёнок тормозил до поворота, правильно смещал свой вес внутрь во время поворота, а ускорялся и садился ровно – после.

Когда исчезнет путаница, в каких поворотах куда смещаться, переходим к следующему упражнению – змейка. Пять вешек втыкаем в снег так, чтобы между ними можно было без труда выписать «змейку» на скорости 10–15 км/ч и вернуться по прямой обратно, закольцевав маршрут. Прокатите несколько кругов ребёнка за собой, акцентируя внимание на работу «газом» и смещение тела внутрь поворота, потом доверьте руль ему, а сами встаньте в начале возвратного «прямика» и после каждого круга или указывайте на ошибки или отмечайте правильность выполнения упражнения. Следите, насколько уверенно происходит торможение в конце возвратной прямой – на ней есть возможность разогнаться. Меняйте направление движения по трассе.

После этого можно завершить упражнения «на площадке» и переходить к выездам «на природу», для чего ограничитель скорости можно перенастроить на чуть более высокие значения. Заняв пассажирское сиденье, можно доверить руль ребенку и следить за его действиями. Надо быть готовым в любой момент дотянуться до кнопки остановки двигателя, рукоятки тормоза и ручек руля, чтобы избежать возможных проблем. Если вы видите какие-то явные ошибки в выборе траектории или действиях ученика, не поленитесь остановиться, спокойно объяснить суть ошибки, вернуться немного назад и проехать этот участок ещё раз-два для закрепления полученного знания. Но помните: вести диалог надо конструктивно, с позиции равноправного партнёрства. Преамбула «сколько же тебе, ДЕБИЛУ, объяснять…» звучать не должна. Если не понимает с первого-второго раза, значит, это вы объясняете не доходчиво.

Не стоит отпускать малолетнее чадо в самостоятельные покатушки, даже если вы уже уверены в его навыках. Во-первых, это незаконно до тех пор, пока у него не будет удостоверения тракториста-машиниста категории «А», делающего езду на снегоходе легитимной. Во-вторых, в компании ровесников, тем более представителей другого пола, очень часто падает ментальная планка, срывается крыша, и с криком «А вот чего я могу!» индивидуумами совершаются нелепые подвиги, последствия которых могут быть не только тяжёлыми, но и печальными. Лучше сразу объясните, что езда под присмотром продлится как минимум до обретения «прав» и самостоятельности.

Помните фильм «Последний дюйм»? Если нет – посмотрите, ведь это кино – отличная иллюстрация идеи, что ребёнок, который может довезти вас домой в случае получения травмы, это полезный пассажир.

Редакция благодарит компанию Yamaha Motor CIS ( http://www.yamaha-motor.ru ) за помощь в подготовке материала.


< Недомотоциклы137. Зимний выезд >
25 Февраля 2013 12:58 Денис DEAN Панфёров