GS International

GS International

Текст: Николай Богомолов
Фото: Николай Богомолов, BMW Motorrad

BMW GS Trophy – мероприятие совсем молодое. Впервые приключенческое мотоциклетное соревнование прошло в Африке, а теперь переместилось на новое место, в легендарную Патагонию, на границе Аргентины и Чили. Впервые в GS Trophy приняла участие российская сборная, участники которой прошли жёсткий отбор на локальных соревнованиях. И впервые в самой гуще событий оказался российский журналист, деливший с командой трудности и опасности экстремального пробега.

День 0

Дорога в Чили сама по себе может считаться достаточно серьёзным испытанием. 30 часов от аэропорта до аэропорта с двумя пересадками способны утомить даже самого подготовленного спортсмена. Проехав на автобусе от деревенского аэродрома города Темуко до спрятанной в лесу четырёхзвёздочной гостиницы, мы приготовились принять душ и растянуться на кроватях. Но вместо номеров ждала поляна с табличкой Team Russia и четыре крупных баула с палатками, спальниками и прочими туристическими принадлежностями.

С немецкой аккуратностью организаторы уложили и другие вещи первой необходимости: пару футболок, термобельё, шапку, чудесный мембранный дождевик, который в сухую погоду выполняет функцию обычной куртки, фонарик, в общем, почти всё необходимое для автономного путешествия. Но главным сюрпризом стали мотоциклы: 60 абсолютно новых F 800 GS во внедорожном обвесе и персонализированных номерных наклейках напоминали, скорее, раллийные снаряды, чем туристические мотоциклы с лёгким внедорожным уклоном.

День 1

Мы наивно полагали, что гонка начинается в момент пересечения стартовой черты. На самом деле битва за секунды стартует, как только ты открываешь глаза. Утреннее расписание – как на войне. Подъём в 6:30, 15 минут на одевание, сворачивание лагеря, упаковку вещей и погрузку сумок в грузовик, по столько же – на завтрак и брифинг. Команда предусмотрительно поставила будильник на полчаса раньше, и всё равно еле успела закинуть баулы в закрывающийся кузов. Санузел пустовал: времени принять душ, почистить зубы и даже просто умыться не осталось ни у кого. Ехать оказалось намного проще и интереснее, чем собираться. Горные дороги Чили и Аргентины как будто специально строились под BMW серии GS . Под колёсами – ровный твёрдый грунт, слегка присыпанный щебнем, на котором мотоцикл уходит в красивый и предсказуемый занос, вокруг – горные вершины в снежных шапках. Правда, дорогу и окружающие пейзажи рассмотреть удавалось не всегда. Как только мы съехали на грунтовку, поднялась такая пыль, что перестала читаться даже приборная панель. 

Через несколько минут она забила очки, шлемы и дыхательные пути, новая экипировка стала выглядеть прошедшей три «Дакара». А на дороге попадались повороты, крупные камни и шедевры латиноамериканской инженерии, деревянные мосты в две узкие колеи. Между которыми в лучшем случае с приличным перепадом высот были набиты доски, а в худшем просто зияли дыры. При этом скорость движения колебалась в районе 100 км/ч. Пришлось ехать парами вплотную друг к другу с дистанцией до следующей двойки 100–200 метров. По пути достаточно быстро для такой кавалькады пролетели границу и уже на аргентинской земле обнаружили первый спецучасток. Представьте себе коридор чуть шире метра, петляющий посреди леса. Повороты – преимущественно вокруг деревьев, большинство очень крутые. Касание ногой земли, падение, контакт с ограждением – штрафы. 

Под колёсами корни и кочки. Объехать с помощью простой рулёжки невозможно даже на лёгком эндуро. Преодолеть чисто такую трассу можно только на триальном мотоцикле, и то при соответствующей подготовке. Участники изворачивались кто во что горазд. Чаще всего упирались ногами, плечами или головами в дерево и пытались прокрутить вокруг него мотоцикл. Некоторые едва ли не садились в шпагаты, чтобы опереться о ствол, а не о землю. Один из самых продвинутых поехал в очень красивом спидвейном стиле. Правда, упал он тоже красиво. Российская команда ни в гимнастике, ни в спидвее не преуспела, так что пришлось собирать штрафные очки. Второй тест, разгон, торможение и разворот вокруг своей оси на узкой тропе проехали бодрее. Но и конкуренты тоже ошибались поминимуму. Так что по итогам дня мы оказались за пределами первой десятки. Оставалось надеяться, что впереди нас ждут ходовые спецучастки, где пригодится кроссовая подготовка.

День 2

Но второй день начали вообще без мотоциклов. На речном берегу командам выдали гидрокостюмы, вёсла, надувные плоты и предложили сплавиться вниз по течению. В зачёт шло время бега со всем барахлом от лагеря до воды и от места причаливания до финишного пункта в сотне метров от берега. Скорость сплава не учитывалась, тем не менее, по дороге несколько человек свалились в воду, один рафт перевернулся. У тех, кто доплыл без приключений, прибавилось мозолей и убавилось сил. Чтобы участники не забыли, что они не гребцы, а мотоциклисты, организовали и ездовой тест. Правда, в отличие от водного, занимал он не два часа, а десять секунд. Один едет в небольшую горку, в случае проблем товарищи его подталкивают. 

В поисках подвоха был обследован каждый сантиметр склона, но крылся он не там. Ещё на ровной разгонной поверхности универсальные покрышки начали закапываться в небольшой лужице, которая на практике оказалась приличной глубины болотцем. Кто стартовал позднее, присмотрели варианты объезда. А наши соотечественники поспешили, выехали первыми и приняли на себя всю тяжесть неразведанной трясины. Так что улучшить положение в турнирной таблице не удалось. Впрочем, горечь поражения несколько скрасил великолепный высокогорный перегон с быстрым гидом и ночёвка на красивейшем плато при слегка минусовой температуре.

День 3

Человек – удивительная скотина, ко всему привыкает. Уже на третий день мы стали укладываться в утреннее расписание. Вылезая из спальника, сразу же начинаешь его сворачивать, свободной рукой сдуваешь коврик и разбираешь каркас палатки. Ты уже чётко знаешь, что куда положить и на какую точку баула надавить коленом, чтобы застегнулась молния. Пыль тоже перестала пугать. Разумной дистанции, постоянного внимания и веры в удачу оказалось вполне достаточно для уверенной езды. Кое-кто о камни погнул диски или пробил камеры, но в целом по-прежнему обходилось без приключений. Пока не добрались до очередного водного спецучастка. На этот раз нужно было втроём перевести через неглубокую горную речку по очереди все мотоциклы команды. Техника могла ехать своим ходом, но сидеть на них было запрещено. Контраст жаркого воздуха с ледяной водой вместе с усталостью от бега по мокрым камням в мотоботах начал косить участников. Несколько человек обратились за медицинской помощью, в том числе наш Николай Рыбалко. 

Доктор несколько раз проверил у него давление, после чего порекомендовал на следующую половину заезда, точнее, забега, не выходить. По регламенту на замену мог выйти командный журналист. Тут-то у меня и появилась возможность показать себя. У меня очень хорошо получалось орать с берега, когда команда вяло передвигалась вместе с мотоциклом по колено в воде. Намного хуже стало получаться передвигаться вместе с ней. Оказалось, занятие это действительно крайне утомительное. А если ты ещё в суете забыл включить передачу и протолкал свой мотоцикл по здоровенным камням на нейтрали, силы заканчивались буквально за несколько секунд. Лишённый тяги F 800 GS на одной человечьей силе кое-как доехал до подъёма, потом я всё-таки заподозрил неладное и переключился на первую. Правда, здоровья уже хватило только упасть вместе с мотоциклом в соседние кусты. Подоспевшие товарищи кое-как нас вытащили, но время безвозвратно ушло, а вместе с ним – надежда на улучшение места в общем зачёте.

День 4

День начался просто идеально. Разбудили нас не в 5:30 и даже не в семь утра, а дали поспать аж до половины восьмого. К тому же следующую ночь мы должны были спать на том же месте, в великолепном кемпинге между снежной горой и кристально чистым озером. И нам не надо было скручивать пожитки и тащить через весь лагерь тяжеленную сумку. Это пустяковое послабление оказало такое влияние на физическое и эмоциональное состояние, что мы готовы были чуть ли не носить мотоциклы на руках. А когда караван добрался до спецучастка, российская команда чуть не пустилась в пляс: участников GS Trophy ждал самый настоящий горячо любимый мотокросс. За два часа нужно было проехать по кроссовой трассе 20 кругов, останавливаясь после каждого круга возле маршала. Тот проверял физическое состояние и отпускал ездить дальше, либо давал команду на отдых. 45 «гусей» на кроссовой трассе – зрелище впечатляющее. Особенно на первых кругах, когда наиболее талантливые умудрялись прыгать в приёмник «столы». 

Но GS – мотоцикл не прыжковый, к середине заезда, отбив руки и ноги при пробоях подвески, прыгуны немного успокоились. Благо, задача была всего лишь уложиться в отведённое время. По ходу заезда пытались понять, в чём же кроется хитрость организаторов. Но обнаружить её так и не удалось. Почти все доехали до финиша значительно раньше лимита. Не доехал только один из канадцев: на ровном месте он упал, сломал ключицу, четыре ребра и пробил лёгкое. Впрочем, травматология в горных регионах Латинской Америки развита неплохо, так что за неделю пострадавшего привели в подходящее для перевозки домой состояние. Подвох организаторов вскрылся через некоторое время после финиша. У наиболее активных прыгунов начались проблемы с подвеской: с десяток мотоциклов капали вилочным маслом. В том числе «гусь» Андрея Соколова. Наш гонщик успел в первый же день отломать крепление боковой подставки и получить за ремонт пять штрафных баллов, так что вновь обращаться к механикам, рискуя откатиться на последнее место, он не стал, пришлось ехать дальше с текущим пером. Впрочем, в этот день всем всё равно немного пришлось побыть механиками. В качестве второго теста командам предложили выявить неисправность мотоцикла по видеоролику и поменять местами два аккумулятора.

День 5

Этот день обошёлся без спецучастков. Только марафонский перегон с очередным переходом границы обратно в Чили. Как обычно, проклиная непроглядную пыль, мы обогнули очередную гору и оказались чуть ниже облака, из которого рекой лил дождь. Именно о нём мы мечтали на протяжении всего пыльного и жаркого пути. На деле же ад пыльный просто сменился адом водным. По лицу стали больно бить капли, покрышки начали скользить по камням, экипировка промокла, а видимости как не было, так и не появилось: очки постоянно заливало мутными брызгами. По дороге ещёраз удивились прочности наших мотоциклов. Один из участников колонны умудрился поскользнуться на мокром деревянном мосту. 

Сам он предусмотрительно отстрелился и остался наверху, а мотоцикл метров пять летел вниз по вертикальному склону, заросшему деревьями и усеянному огромными камнями. Доставали его десять человек с канатами. Когда достали, хозяин нажал на кнопку стартера и поехал дальше. Из повреждений были обнаружены только обломанные кронштейны зеркал. Мокрые насквозь, мы прибыли к удивительному кемпингу в стиле «фэнтези» под названием, которое даже не знаешь, как написать по-русски. Huilo - Huilo представляет собой фантастической красоты комплекс из заросших плющом зданий, подвесных дорожек, шалашей, водопадов. Но нам было не до красот: постановка лагеря в мокром лесу – развлечение долгое и не располагающее к романтике.

День 6

Проснулись в мокрых спальниках, уложили мокрые палатки, надели мокрую экипировку и приготовились ехать по мокрой дороге. Но организаторы решили, что мы недостаточно промокли, и предложили для начала побегать в мотоботах по мокрому лесу. Команда ищет по GPS точку, журналист фотографирует на ней троих основных участников, все возвращаются с навигатором в судейский пункт, чтобы отметиться и прописать трек, и бегут дальше. Тут нам наконец удалось придумать выигрышную стратегию. Чтобы не бегать весь маршрут всей командой, мы оставляли трёх человек отдыхать в месте, где начиналась дорога к следующей точке, а самый резвый мчался к судьям. Потом бегун менялся. Так нам удалось собрать все шесть точек немного раньше отведённых полутора часов и занять на спецучастке лучшее за всё время участия в GS Trophy четвёртое место. 

Можно было бы подняться и выше, если бы не жульничество соперников. Многие просто оставляли трёх человек рядом с базой, один бежал до точки и обратно, а на следующий забег выходил свежий сменщик. Но судьи, как и во многих других случаях, почему-то решили не замечать нарушений и приняли в зачёт фотографии без команд, так что хитрецы ещё плотнее закрепились на лидирующих позициях. Впрочем, российская команда почувствовала вкус победы. И буквально через час побила свой рекорд. Пляжную гонку по глубокому песку провалили даже опытнейшие французы. А наша тройка безукоризненно прошла дистанцию и уступила только немцам, лидирующим в абсолютном зачёте. Так нам удалось по итогам дня стать третьими и обогнать в турнирной таблице бразильцев. В придачу ко всем радостям за очередной горой караван обнаружил яркое солнце и встал на ночлег у подножия красивейшего заснеженного вулкана.

День 7

На первом тесте надо было не быстро ездить, а быстро думать. Участников изрядно озадачили, предложив вспомнить, с какой командой они ехали в определённый день, а потом ещё и назвать три имени коллег из этой команды. К счастью, в третий день компанию нам составили не японцы или французы, а южноафриканцы с более-менее запоминающимися английскими именами. Второй спецучасток тоже не потребовал мотоциклов. Наша сборная пробежала по подвесному мосту со стаканами едва ли не быстрее всех, но и жидкости донесла очень мало. Когда колонна въехала в тот же лагерь, из которого начинала гонку, у всех как будто гора упала с плеч. Но в этом тоже состояла коварная хитрость организаторов. Расслабленным участникам сообщили, что впереди финал. Первое задание оказалось не очень сложным, провезти команду на телеге, запряжённой в R 1200 GS , по «змейке». А вот второе потребовало полного напряжения сил. 

Под проливным дождём один из участников всё на том же R 1200 GS (собственные мотоциклы не удалось задействовать из-за полного износа покрышек) должен был без предварительного просмотра проехать трассу с элементами эндуро и триала. Другие двое, заранее изучившие маршрут, подсказывали траектории и помогали подняться при падении. Андрей Соколов на мокром заросшем травой уклоне прилёг на бок, но быстро и чисто преодолел камни с брёвнами и занял превосходное четвёртое место. На итоговом брифинге судьи никого не удивили, отдав первое место в BMW GS Trophy 2012 немцам. Вторые и третьи – французы и итальянцы. Россия – четвёртая с конца, 12-я. Результат не самый выдающийся, но вполне закономерный. Мы не знали, куда едем и к чему должны готовиться, тогда как большинство других стран участвовало в GS Trophy 2010, представляло характер соревнований и методику подготовки. Но за одного битого двух небитых дают. Через два года будет очередной GS Trophy , и тогда держитесь немцы с французами.


< Спасение утопающегоКлаудио Корсетти: «Будем бороться за подиум каждого этапа» >
18 Января 2013 11:17 Николай Богомолов