Короче, но не проще

Короче, но не проще

текст: Николай Богомолов
фото: из архива команд

«Дакар» в этом сезоне стал короче и расположился на территории только одной страны. Тем не менее борьба оказалась не менее напряжённой и неожиданной, чем в прошлые годы. В том числе для российских гонщиков, выступавших на двух- и четырёхколёсной мототехнике.


Прошлогодний «Дакар» стал одним из самых сложных и драматичных в истории. Тогда легендарный мотогонщик в отставке Марк Кома, занявшийся организацией марафона, построил такой маршрут, что элита, в том числе лидеры мотозачёта, сходила пачками из-за аварий и поломок, не говоря про обычных смертных. В этом году испанец ушёл в отставку и организаторы как будто решили дать участникам отдохнуть: гонка длится всего 10 этапов, хотя в прошлом году их было 14. К тому же впервые в истории «Дакар» проходил на территории одного государства. Зато в Перу есть все основные виды традиционного дакаровского бездорожья: пески, дюны, горы, твёрдый грунт.


Главная интрига мотоциклетного «Дакара» в этом веке – сможет ли кто-нибудь одолеть КТМ. Как только ни пытались подвинуть с первого места австрийцев: организаторы ограничивали кубатуру моторов, конкуренты собирали мощнейшие команды и привлекали топовых пилотов – всё бесполезно, 17 лет подряд австрийские мотоциклы неизменно выигрывают гонку. В прошлом году близок к победе был Ван Беверен, пока не расшиб об камень свою «Ямаху» и самого себя. Дышит в затылок лидерам и «Хонда». Вот и в этом году пилот CRF450 Rally Барреда Борт начал гонку с победы на первом этапе. Впрочем, уже через день он так завяз в глубокой расщелине, что не смог выехать, воспользовался помощью эвакуатора и сошёл с дистанции. Упал и сошёл Паоло Гонсальвеш. Но неожиданно быстр оказался Рикки Брабек. Американский пилот заводской Honda выиграл четвёртый этап и возглавил общий зачёт. Многоопытные гощики КТМ в первой половине «Дакара» не торопились и держались за соперниками. И правильно делали. На восьмом этапе Брабек проехал чуть больше 50 км и сошёл с поломкой двигателя. В довершение всех бед трёхчасовой штраф за махинации с навигационной системой присудили последней надежде Honda, Кевину Бенавидесу. Правда, победителя позапрошлого «Дакара» Сэма Сандерленда тоже оштрафовали за неработающий контрольный прибор Iritrack.


Тем временем Маттиас Уолкнер принёс КТМ победу на этапе, а Тоби Прайс стал первым пилотом австрийского мотоцикла, возглавившим общий зачёт. Но первая пятёрка всё ещё располагалась внутри десятиминутного промежутка, и выйти вперёд мог кто угодно, в том числе гонщики на Husqvarna и Yamaha. Впрочем, уже на девятом этапе Ван Беверен спалил мотор своей «Ямахи» и, как и год назад, закончил гонку досрочно. Перед последним этапом отрыв Прайса от Кинтанильи составлял всего одну минуту. Но пилот Husqvarna так стремился войти в историю и прервать австрийскую гегемонию, что свалился с дюны и потерял практически всё. В итоговом протоколе весь подиум у КТМ, а Кинтанилья занимает 4-ю позицию.


В этом году активно продвигается зачёт для гонщиков, которые едут без посторонней помощи, сами занимаются обслуживанием и ремонтом мотоциклов и решают другие актуальные проблемы. Они стоят отдельным лагерем под присмотром организаторов, живут в палатках, пользуются небольшим набором личных вещей, путешествующим в организаторском грузовике, и испытывают массу неудобств: пока другие гонщики отдыхают в командных городках, участники зачёта Motul Original крутят гайки и меняют колёса. Зато есть огромное преимущество: не нужно привозить техничку и механиков, поэтому участие обходится значительно дешевле.


В этом году в этой категории впервые появились российские участники, причём не один, а целых два: участница «Дакара» со стажем Анастасия Нифонтова и новичок Дмитрий Агошков. Причём Нифонтова стала ещё и одной из двух женщин, которые в этом году впервые в истории «Дакара» заявились в «самостоятельный» зачёт. Поскольку участники Motul Original устают намного больше остальных, они никуда не торопятся, главная и очень нелёгкая задача – доехать до финиша. Так что Нифонтова и Агошков ехали ближе к концу абсолютной категории мотоциклетного зачёта. Сначала на грани первой сотни, потом по мере схода коллег места становились всё выше и выше. Впрочем, Дмитрию это не помогло. На 8-м этапе его мотоцикл заглох и не смог ехать дальше. Сошла и единственная соперница Нифонтовой по женскому зачёту Original. Анастасия аккуратно доехала до финиша гонки и установила сразу два рекорда. Стала первой в истории женщиной и первым представителем России, прошедшим «Дакар» без поддержки. К тому же заняла в классе Original 9-е место.


Сергей Карякин, первый и единственный российский победитель «Дакара» на квадроцикле и вообще на мототехнике, в этом году пересел на Side-by-Side. Этот класс с каждым сезоном становится всё конкурентнее, туда переходят сильные гонщики из других категорий, но Сергей очень достойно выглядел в их компании. Он стабильно ехал в районе подиума, сумел выиграть четвёртый этап и поднялся на первое место общего зачёта, несмотря на локальные неприятности вроде дыры в картере трансмиссии. На седьмом этапе багги Карякина сделал фронт-флип, его долго ставили на колёса, потом три часа чинили, и в итоге из борьбы за первое место Сергей выбыл. Однако до финиша добрался. За ночь машину восстановили. Но, видимо, не полностью, потому что на следующий день она, что называется, посыпалась. Случилось несколько поломок, небольших, но неприятных. В результате Карякин проиграл лидеру ещё 50 минут и расположился на 10-м месте, где и продержался на финише. А выиграл зачёт Side-by-Side в прошлом знаменитый мотогонщик. Чилиец Франческо Лопес несколько раз был неподалёку от первого места в двухколёсной категории, но успеха добился за рулём мотовездехода.


< Стиль VS безопасность Денежный поезд >
1 Февраля 2019 17:14 Николай Богомолов