Первый негрузовой

Первый негрузовой

Текст: Николай Богомолов
Фото из архива команд

В этом году российские болельщики ждали «Дакара» с особенным нетерпением. У наших гонщиков наконец появились шансы показать что-то выдающееся. Квадроциклист Сергей Карякин по всем прикидкам подготовился к борьбе за первые места, а в мотоциклетном зачёте на старт вышел самый сильный состав за всё время существования гонки.

Объявлять грядущий «Дакар» самым сложным в истории – давняя традиция оргкомитета. Вот и в этот раз легендарный мотогонщик Марк Кома, сходу перешедший из мотогонщиков в организаторы, объявил маршрут этого сезона наиболее тяжёлым из всех, что когда-либо проходили в южноафриканской истории марафона. На этот раз в него вошёл Парагвай, 29 страна в копилке «Дакара», а также Боливия и Аргентина, где гонка уже бывала. Всего по горам, пескам, степям и асфальту за 12 дней нужно было проехать 9000 км. Перепад температур ожидался от +40 °С до лёгкого минуса, а довершало картину недельное пребывание на большой высоте, доходящей до пяти километров над уровнем моря. Которая делает ещё сложнее и без того непростую езду, причём не только для гонщиков, но и для техники. Которой собралось очень много: 144 мотоцикла, 37 квадроциклов и 10 машин нового класса SSV. После ухода Депре и Кома вопреки ожиданиям господство КТМ сохранилось. Но Тоби Прайс, прошлогодний победитель, явно не из числа великих гонщиков, так что конкуренты нацелились прервать австрийскую серию из 15 побед подряд. Особенно серьёзно к делу подошла заводская команда Honda


На пятый год полномасштабного участия она выставила сильный состав из Кевина Бенавидеса, Хуана Барреды и Паоло Гонсальвеса. Гонщики уже успели собрать трофеи в самых разных ралли-рейдах, которые бы идеально дополнил дакаровский бедуин. Заводская команда Yamaha выставила на «Дакар-2017» знаменитого песчаного гонщика, трёхкратного победителя Эндуро Ле Туке Андриена Ван Беверена. Год назад в своём дебютном «Дакаре» он сразу занял пятое место. Но в таких мероприятиях опыт часто оказывается важнее скорости, а его у француза не так много.


По традиции, на первом спецучастке в лидерах оказались те, кому нужно было не выиграть марафон, а громко о себе заявить. Потенциальные лидеры на коротком и опасном маршруте с глубокими бродами и грязью поберегли себя и технику до начала настоящей гонки, а первым стал Хуан Педреро на Sherco. Он продемонстрировал на весь мир, что французские мотоциклы тоже могут побеждать, но уже на следующий день выпал из первой десятки, а закончил марафон на 13 месте. На второй день начали разгоняться те, кто может ехать быстро дольше одного дня. Действующий победитель Тоби Прайс опередил ближайшего преследователя на три минуты за один 275-километровый спецучасток, где надо было ехать очень осторожно из-за бродов и диких животных. На следующий день лидерство КТМ пошатнулось. Хуан Барреда вывел свою «Хонду» на первое место. Четвёртый спецучасток дал японской команде ещё более весомую надежду: главный соперник, Тоби Прайс, упал на скорости более 100 км/ч и сломал бедро в четырёх местах. 


Но уже на следующий день всё пошло прахом. Спецучасток сократили до 219 км из-за плохой погоды, но даже там Барреда сумел заблудиться и потерять 37 минут. А по возвращении на бивуак организаторы добили испанца известием, что за заправку в несанкционированной зоне он и остальные гонщики HRC получают по часу штрафного времени. В условиях такой жёсткой конкуренции это равносильно поражению. Хуан попробовал бороться дальше. Он выиграл три из пяти оставшихся этапов, показал лучшее время прохождения всей дистанции, но после прибавления пенализации оказался только пятым. А пилотам КТМ оставалось только ехать как можно аккуратнее, чтобы не наделать ошибок. Сэм Сандерленд за весь «Дакар» выиграл всего один, пятый этап. Тем не менее, это не помешало англичанину остаток гонки сохранять первую позицию в общем зачёте. Перед финишем он заканчивал спецучастки пятым, шестым и даже 12-м, но в итоге выиграл самый престижный ралли-марафон планеты с внушительным временным преимуществом. А чтобы добить конкурирующих производителей, остальные места на подиуме заняли другие гонщики КТМ, австриец Уолкнер и испанец Гуэль. 


Для нас главный интерес представляли мотоциклы Husqvarna, в первую очередь из-за Александра Иванютина и Анастасии Нифонтовой. Которые в этом году впервые оказались на «Дакаре». Причём Иванютин в ралли-рейды попал совсем недавно. 11-кратный чемпион России по мотокроссу, отлично проявивший себя и в других дисциплинах мотоспорта, оказался самым подходящим кандидатом на участие в «Дакаре». Но готовиться он начал только в 2016 году, что повлекло за собой ряд трудностей. Он прошёл обучение в раллийной школе, проехал многодневную гонку в Чили и отправился на Ралли Марокко. Ехал быстро, но немного не доехал, на последнем спецучастке в пыли столкнулся с камнем и сломал стопу. Врачам пришлось закреплять кости металлическими пластинами, незадолго до старта их снимать. Естественно, о полноценных тренировках речи быть не могло. Более того, за неделю до «Дакара» Иванютин сильно хромал и с трудом надевал мотобот. Тем не менее, он всё же отправился в Южную Америку. Первые два этапа пристреливался и финишировал в середине мотоциклетного зачёта. Но потом, несмотря на непривычную обстановку и сложнейшие погодные условия, не имея сколь-нибудь существенного опыта, начал ускоряться. На пятом этапе он занял 22 место, лучшее в своей раллийной карьере. А финишировал 32-м, чего в истории российских мотоциклистов на «Дакаре» не случалось никогда. 


Все неприятности Иванютина оказались мелочами в сравнении с тем, через что пришлось пройти его напарнице. В конце ноября FIM выпустила релиз с уведомлением, что в допинг-пробе Нифонтовой, взятой на Ралли Марокко, обнаружен печально известный мельдоний. За этот препарат сомнительной эффективности недавно массово дисквалифицировали российских олимпийцев, а теперь отозвали лицензию у Анастасии. Правда, не окончательно и бесповоротно, а на время разбирательства. Срок которого как раз приходился на время «Дакара». Пришлось срочно изучать юридические и медицинские тонкости процесса, выяснять, откуда препарат взялся в организме. Оказалось, он использовался для лечения головных болей. Соответствующие документы, в том числе от лечащего врача, отправили в федерацию и оргкомитет. В Южную Америку команда летела в полном неведении, и только перед самым стартом организаторы допустили Нифонтову на «Дакар». Можно представить себе состояние спортсменки, которая полтора месяца вместо тренировок в крайне нервной обстановке пытается выбраться из странной ситуации, в какой российским мотогонщикам ещё бывать не приходилось. Тем не менее, Анастасия закончила тяжелейшую гонку на 75 месте и справилась с главной задачей, стала первой российской мотоциклисткой на финише «Дакара». Притом что две трети участников мотозачёта маршрут осилить не смогли и сошли по ходу марафона. 


Удивительно складываются обстоятельства, в автомобильном «Дакаре» наибольших успехов добиваются российские грузовики, а в мотоциклетном – квадроциклы. Вернее, единственный российский квадроциклист Сергей Карякин. В 2014 году новичок удивлял весь мир скоростью на отдельных этапах, год назад оказался в шаге от подиума, а в этом сезоне вполне закономерным стало бы попадание в число призёров. Тем более очень быстрые братья Патронелли и Брайан Барагванат завершили дакаровскую карьеру, и конкуренция стала менее напряжённой. Впрочем, прежде всего победить на «Дакаре» нужно трассу и собственную технику. Квадроцикл – машина сложная и ломучая, в чём Карякин лишний раз убедился в 2015 году, когда сошёл из-за поломки ступичного подшипника. Так что с первого этапа екатеринбуржец, как и большинство опытных гонщиков, сильно не торопился, привыкал к трассе и занял седьмое место. На второй день уже надо было ускоряться, но не сложилось. Если при высокой температуре воздуха за 40 было плохо всем, то Сергею проблем добавила простуда. В довершение неприятностей на его квадроцикле пробилось колесо, причём в самом начале спецучастка. Пока Карякин его чинил, вперёд уехали не только равные по силам соперники, но и более медленные гонщики, в общей сложности 20 машин. Которых пришлось обгонять в пыли и грязи. Всех достать не удалось, так что Сергей стал только 15-м. На третий день повторились проблемы с колесом, к тому же на 550-километровом спецучастке начались групповые блуждания. И всё это на высотах до пяти километров. Но тяжело было всем, так что Карякин поднялся до пятого места на этапе и в общем зачёте. 


А на четвёртом этапе наступил перелом. Из-за плохой погоды старт отложили, но гонщикам всё равно пришлось бороться с туманом и высокогорьем, да ещё переходить аргентинско-боливийскую границу. Карякин достаточно быстро прошёл на третью, а потом и вторую позицию. После финиша оказалось, что этого хватило для первого места в общем зачёте. Которое он отпустил лишь на один этап, а всю вторую половину марафона проехал в лидерах своего класса. Погода была отвратительная, из-за дождей начались оползни, так что один этап даже пришлось отменить. Но Сергей проявил удивительное для своего скромного по ралли-рейдовым меркам возраста хладнокровие, проехал не только быстро, но и аккуратно, и сохранился в целости. Финальный спецучасток он преодолел только восьмым, но пересёк финишную черту уже в статусе победителя «Дакара-2017», первого русского, выигравшего марафон на мототехнике и вообще на чём-то, отличном от грузовика. Причём с разгромным отрывом от второго места в час и 14 минут. 


Ещё одно подиумное место пришло оттуда, где его совсем не ждали. В этом сезоне на «Дакаре» наконец случилось долгожданное, появился отдельный класс для side-by-side. Раньше эти машины тоже выступали, но в автомобильном зачёте, но популярность сравнительно молодого типа мототехники в мире выросла настолько, что его всё-таки обособили. И первый же этап выиграл российский экипаж Равиля Маганова и Кирилла Шубина. Следом было ещё три победы и итоговое третье место. Справедливости ради стоит заметить, что до финиша добралось всего пять «кибиток», все производства Polaris. Тем не менее, не просто финиш, а подиумное место можно считать большим успехом и надеяться, что Маганов с Шубиным пройдут по стопам Карякина и в ближайшем будущем принесут России ещё одну победную статуэтку.


< Плотный контактМировая семья >
27 Февраля 2017 17:05 Николай Богомолов