Позывной «Би-Би-Один»

Позывной «Би-Би-Один»

Bimota BB1 Supermono: 1995 г. в.,
652 см3, 48 л. с., 145 кг,
152900 руб., пробег 8697 км

Текст: Денис DEAN Панфёров
Фото: Кирилл Калапов

В 2012 году Bimota представила публике гражданский BB-2 с мотором от BMW S1000RR, а годом позже его супербайковскую версию BB-3. Единичку же в индексе использовали за много лет до этого на мотоцикле BB-1 с одноцилиндровым мотором Rotax, устанавливаемым с 1993 года на BMW F650 Funduro.

Почему итальянский производитель выбрал австрийский мотор, построенный в соответствии с немецкой спецификацией с четырьмя клапанами в головке цилиндров, а не его пятиклапанную версию, разработанную для итальянской компании Aprilia? Мне кажется, что дело тут в системе питания. К двум впускным клапанам идут независимые порты, на каждом из которых стоит один карбюратор с диаметром диффузора 33 мм, а к трём впускным клапанам «Априльи» шла одна гигантская труба, требующая крупного карбюратора, который будет отличаться более медленным откликом на поворот ручки «газа». С двумя спортивными плоскодроссельными Mikuni, оборудованными ускорительными насосами, реакцию же удалось сделать практически мгновенной. Мотор беспрекословно и резко повинуется малейшим движениям правой руки. Сложно придать спортивный характер одноцилиндровому мотору с небольшой степенью сжатия 9,5:1 и 100-миллиметровым поршнем, тем не менее «Бимоте» это удалось. Ещё и звук у этого мотора не эндурный, как это можно бы было предположить, а как у породистого асфальтового гонщика, без излишних басов и с хорошим рыком на верхах. Звуковую картину выхлопа дополняет звук всасываемого воздуха – эйрбокса просто нет, на карбюраторы надет фильтр нулевого сопротивления, забирающий воздух из пространства под сиденьем и фальшбаком.


Отсутствие короба воздушного фильтра позволило не придерживаться традиционных схем компоновки мотоцикла, и у конструкторов Bimota случился полёт фантазии с выходом на околоземную орбиту. На месте бензобака находится небольшой перчаточный ящик, в котором поместятся запасные перчатки, документы на мотоцикл, телефон и ключи от гаража. Его крышка, запираемая на ключ, откидывается на обычной мебельной петле, купленной в «Леруа Мерлен». Изнутри поверхность крышки шершавая и волосатая, хорошо видно, что пластик не литой, а выклеенный из стеклоткани и полиэфирной смолы вручную по матрице. При небольшом объёме производства такая технология оправдана, про тираж этого мотоцикла, кстати, мы поговорим чуть позже. А сам бензобак разместили под двигателем! Большой пластиковый поддон из пластика, в действительности, представляет собой 16-литровый бак сложной формы, а с заливной горловиной, расположенной слева на боковине пластика, он соединяется резиновой трубой. Это интересное решение помогает не только оптимально использовать совершенно не нужный на дорожном мотоцикле дорожный просвет, доставшийся от внедорожного донора мотора, но и понизить центр тяжести мотоцикла. Из недостатков конструкции следует отметить необходимость установки бензонасоса, ведь вверх по трубке бензин сам к карбюраторам не потечёт…

Карбоновая «лопата» заднего крыла выглядит лишней

Всё пространство между настоящим и фальшивым баками закрыто пластиковыми панелями, переходящими спереди в обтекатель со стеклом и зеркалами, а сзади в аэродинамически вылизанный хвост. Плавные формы панелей, перетекающих друг в друга, выглядят очень гармонично, скрывая истинный возраст мотоцикла. При беглом взгляде невозможно даже подумать, что «Би-Би-Один» разменял третий десяток. Даже два кругляшка утопленных фар не портят внешний вид, потому что они небольшие и аккуратные, совсем не напоминают тарелки прожекторов в стиле Bol DOr. Разве что обычная передняя вилка и не радиальное крепление суппорта косвенно свидетельствуют о моральной ветхости конструкции.

Бензобак расположен в «поддоне» под мотором

Мотоцикл создан для аскетов. Ни о каком удобстве использования или излишествах комплектации речь не идёт. Подушка сиденья жёсткая и неудобная, клипоны расположены низко, а подножки высоко, подвески жёсткие и короткоходные, на спину и руки идёт большая нагрузка. Он сделан для трека, а не для города. Это настоящий спортбайк, а не внешне похожий на него мотоцикл.


В зеркала заднего вида не видно ничего, зато они снимаются за минуту, позволяя по приезде на трек успеть выехать в ближайшей сессии. Передние указатели поворотов встроены в зеркала, но отдельно снимать не надо, задние поворотники тоже снимаются на раз. Обилие карбоновых деталей в штатной комплектации было призвано снизить вес мотоцикла, и это не маркетинг, а реальная борьба с излишками массы. Мотоцикл в пластике весит всего 145 кг – меньше, чем голый BMW F650, послуживший донором мотора. Малый вес очень хорошо чувствуется и в статике при попытках выкатить мотоцикл задним ходом из гаража, и в движении при маневрировании на небольшой скорости. Его не страшно наклонять, потому что ты уверен, что удержишь, не уронишь. Малый вес также играет злую шутку при попытке оценить мощность мотора и максимальную скорость. По ощущениям в нём порядка 60 «кобыл», и ехать он должен 200–210 км/ч, но в реальности всё несколько скромнее – 48 сил по паспорту (обычно он показывает реальных 45–46 на колесе), а максимальная скорость – всего 176 километров в час, притом что спидометр размечен до внушительных «240».

В зеркала заднего вида не видно ничего

Медленный и плавный старт с места даётся с трудом – совсем с низов мотор тянет слабо, но стоит добавить оборотов, как жизнь становится веселее, а ускорение начинает радовать вестибулярный аппарат. До пятой передачи добираешься быстро и упираешься в отсутствие шестой. Возможно, на ней мотоцикл смог бы взять отметку «200», потому как максималку он показал с достижением стрелки тахометра красной зоны на 8000 оборотах. При этом максимальную мощность мотор выдаёт на 2000 оборотов ниже. Попыткам воткнуть несуществующую шестую передачу посвящена езда по пустым городским проспектам и загородным шоссе. Это ещё один намёк на то, что не надо на таком мотоцикле ездить каждый день на работу, не для этого он создавался.


Две канистры выхлопа спрятаны в хвосте и изрядно припекают низ спины. Прорези сверху на пластике, за которые удобно держать мотоцикл, когда катишь его руками, помогают в движении, отводя тепло, но не в силах помочь на остановках, когда пояснице становится особенно жарко. Мои сочувствия пассажирам этого мотоцикла в двухместной версии Biposto – даже поездка от кафе до кафе для них будет болезненной.


Рама мотоцикла – пример того, что даже при небольшом тираже мотоцикла можно сделать всё по уму. Рулевая колонка и место крепления заднего маятника выфрезерованы из алюминиевых болванок, между ними проходит крепкая диагональ из алюминиевых трубок овального сечения. Красиво, функционально, надёжно. Задний маятник сделан по той же схеме – фрезерованные детали и овальные трубки. Эта жёсткая и солидная конструкция обеспечивает чёткое поведение мотоцикла в повороте. Никаких позывов к вилянию хвостом, нестабильности переднего колеса или попыток извиваться всем «туловищем» на неровном асфальте просто не было – траектории пишутся эталонно. Коленом в повороте достать асфальт можно в городе на круговых движениях. В этой раме даже двигатель мощностью 100–110 лошадиных сил был бы очень к месту, только ещё один тормозной диск вперёд добавить не помешало бы. При гражданской эксплуатации одного тормозного диска с запасом хватает для 145 килограммов массы и 48 л. с. в моторе, к тормозам можно придраться разве что с точки зрения отсутствия АБС, но для трека установка второго диска будет, пожалуй, первой в списке тюнинга.


На нижней траверсе нет приливов-ограничителей угла поворота руля, предохраняющих большие пальцы рук от травм при защемлении между клипоном и баком. Вместо этого на раме закреплены резиновые подушки, в которые упирается перо вилки в крайнем положении. Элегантно и эффективно – такие ограничители при падении «свернуть» практически невозможно.

В мотоцикле много карбоновых деталей, настоящих и лёгких

Bimota BB-1 – мотоцикл коллекционный, покупать его для города или трека нет смысла, только если для души. В сторону совершения такого поступка может подтолкнуть его редкость. В одноместном варианте было выпущено всего 376 мотоциклов, в двухместном Biposto и того меньше – 148 экземпляров. Многие из них сгинули на гоночных треках, другие были безжалостно разбиты на дорогах – в силу редкости запасного пластика любое падение может привести к постройке стритфайтера, а не восстановлению первоначального облика. Так что возможность купить его в состоянии, близком к оригинальному, можно расценивать как большую удачу.


Из секондхендных малокубатурников для трека больше подойдёт Honda RVF400 NC35, для города – более плавный и удобный BMW F650CS с ремнём. А «Би-Би-Один» в жизни будет хорошо смотреться лишь под хрупкой девушкой – они будут прекрасно выглядеть вместе. Представить же на таком элегантном мотоцикле мужчину моей комплекции я не могу, фантазии не хватает. А вот сценарий «наполировать и поставить на видном месте, изредка выезжая на пустую дорожку поизвилистее, чтобы и самому развеяться, и мотоциклу дать прокоптиться и ожить», мне понятен.


Мотоцикл предоставлен на тест салоном «Мистер Мото», тел. (495) 721-84-80, http://mr-moto.ru


< Проходной баллСила и мягкость >
3 Апреля 2015 17:25 Денис DEAN Панфёров