Шоссейно-кольцевая прелюдия

Шоссейно-кольцевая прелюдия

Yamaha YZF-R3 2016 г.,
321 см3, 42 л. с., 169 кг,
395.910 руб.

KTM RC 390 2016 г.,
372 см3, 43 л. с., 157 кг,
от 399.900 руб.

Текст: Михаил Пимус
фото: Кирилл Калапов

Маленький спортбайк – большие возможности! Yamaha YZF-R3 и KTM RC 390 не так просты, как может показаться. «Мотоэксперт» ощутил это на себе в ходе сравнительного трек-теста на картодроме «Лидер».


Расскажите друзьям, что в качестве первого мотоцикла хотите купить спортбайк, и вы ещё долго будете слушать нравоучительные лекции, а также мгновенно станете главным героем скабрезных шуток про одноразовость и высокую смертность. Но не всё то спортбайк, что едет 200 км/ч на первой передаче. При выборе учебной парты с прицелом на спортивность ничто не мешает снизить кубатурные ожидания сначала с «литра» до 600 см3, а затем и до 250–400 см3. В действительности из местами пресного малокубатурника гораздо проще извлечь навыки и знания (и в городе, и на треке) с минимальным ущербом для здоровья, но с максимальным для самолюбия. Не зря все именитые чемпионы-кольцевики в обязательном порядке проходят сквозь пчелиную возню в околомопедных младших классах.


На текущий момент поиск «пробника» логичнее начинать с техники посвежее, а не со старых добрых растерявших весь свой ресурс японских «чекушек» и «чесоток» родом из начала 2000-х. Старички, безусловно, все как один весёлые и шустрые («раньше было лучше» и всё в таком духе), но в двух случаях из трёх мёртвые чуть больше, чем полностью. Все бабушки всего мира сгоняли на них за хлебом и рисом, оставив после себя тлен и уныние. Хотите попутно освоиться с гаечными ключами до механика 80-го уровня – милости просим. Если нет – копите деньги на свежий мотоцикл, и будет вам счастье.

Спарринг-партнёры на сегодня выбраны неслучайно. KTM и Yamaha ощутимо популярны в своём сегменте. И ещё не успели всем надоесть как Honda CBR 250/300 R и Kawasaki Ninja 250 R /300.


До момента сравнительных заездов Yamaha YZF - R 3 провела вместе со мной два долгих перенасыщенных поездками дня. Не скажу, что я влюбился в данный мотоцикл, но освоился неплохо. Уже после первых совместно проведённых часов управление половинкой от YZF - R 6 дошло почти до автоматизма. Недостаток динамики получалось компенсировать переизбытком агрессии, поздними торможениями и прочими манёврами на грани приличия с условной оглядкой на ПДД. В городе на YZF - R 3 ездить удобно. Факт! Особенно, когда нет нужды выкручивать мотор до предела. В пробках ты свой в доску, ничто не мешает проходить впритирку к автомобилям. Кланяться всякий раз к рулю нет особого смысла. Расположение органов управления позволяет усесться с почти ровной спиной и в таком положении проездить весь день. Прятаться от ветра приходится на скоростях за 140–150 км/ч. По спидометру Yamaha YZF - R 3 может показать 180 км/ч вне зависимости от уклона проезжей части и направления ветра.


Добытая на тест «Эрка» оказалась с сюрпризом. Её в бюджетной манере с отсеканием от конструкции всего лишнего адаптировали под езду по треку. Первый раз забираю в пресс-парке специально недоукомплектованный мотоцикл. Забавно… Список снятого и перенастроенного примерно следующий: отключена АБС на переднем контуре, просажены в траверсах на 3 см перья вилки, демонтированы указатели поворота, зеркала и госномер, установлены на проставки (единственная докупленная деталь) водительские подножки. Зеркала и передние указатели поворотов так и остались лежать на полках, «лопату» с неподключёнными указателями поворотов и госномером я прикрутил на место. В результате мотоцикл лишился неактуальных на треке деталей, потерял немного в весе, стал чуть острее управляться и оказался опасным при езде по городу. Без зеркал и «поворотников» ездить реально страшно. Не повторяйте моих ошибок!


«Катум» мне достался прямиком из гаража «Академии мотоспорта Антона Безшляги». На нём начинающие ежедневно шлифуют полотно трека в поисках правильных траекторий, апексов и хорошего выхода из поворота. Учебный 390-й оказался ещё более непростым. Его заблаговременно готовили к борьбе за жизнь. Схема модернизации более затратная, чем в случае с YZF - R 3. Водительские подножки заменены на трековые «палки», установлен головной и хвостовой трековый пластик («ванна» под брюхом штатная), демонтирована оптика, «поворотники», зеркала заднего вида и некоторые другие мелкие детали. Вместо штатной двухместной подушки поверх пластика приклеена тонкая пенка. Руль, подвески и тормоза штатные. АБС на месте. Характер «запила» полностью отражает дальнейшую судьбу мотоцикла. Он будет наматывать круги по треку с естественным и искусственным освещением, периодически эффектно падать, тормозить в пол и разгоняться до отсечки.


Сталкивать между собой два ощутимо разных мотоцикла прелюбопытнейшее занятие! Ключевые особенности, которые необходимо прочувствовать на практике, видны уже на уровне ТТХ. В четырёхтактном двигателе KTM RC 390 один цилиндр с рабочим объёмом в 372 см3, четыре клапана и 43 л. с. пиковой мощности при 157 кг снаряжённого веса в стоке. Yamaha приводится в движение четырёхтактным, но уже двухцилиндровым, восьмиклапанным рядным мотором с рабочим объёмом 321 см3. Пиковая мощность – 42 л. с., снаряжённая масса – 169 кг в стоке. «Одноствол» против рядной двойки. Fight !


Экипажная часть «псевдоавстрийца» ( RC 390 производится в Индии; YZF - R 3 где угодно, но только не в Японии) не даёт усомниться в его истинном предназначении. Невероятно компактная и красивая (и рыжая!) стальная трубчатая рама крепко обхватывает со всех сторон усушенный до предела двигатель и прячет в своих недрах всю выпускную систему. Плотная компоновка позволила использовать длинный задний маятник и в то же время сохранить сравнительно небольшую колёсную базу в 1341 мм (для сравнения у Yamaha YZF - R 3 база 1380 мм). Рейк всего в 23,8° – хороший признак того, что скучно за рулём не будет. Тормозная система укомплектована деталями от ByBre и армированными магистралями. На переднем колесе диво дивное – тормозной диск в 300 мм и моноблочный радиальный суппорт. Подвеска «Катума» не является чем-то из ряда вон. Однако ближайшие конкуренты и до этого уровня никак не доберутся. Поэтому нерегулируемый перевёртыш WP и моноамортизатор WP с регулировкой преднатяга пружины заслуженно занимают первое место в импровизированной номинации «хоть что-то в бюджетном сегменте». Yamaha на контрасте «рыжего оппонента» по ходовой и тормозам выглядит бледно. Её компоновка трушностью не отличается. Например, рейк в 25° уже можно считать сугубо дорожным. Тормозная система «японца» строго мимо прогресса. Ещё раз её описывать нет смысла. Впрочем, как и подвески. Зацепиться эстетствующему технарю совершенно не за что!


Задолго до батла на треке Yamaha была мною записана в лидеры теста. Казалось, что более податливый и дружелюбный мотоцикл сможет одолеть стервозный и жёсткий KTM . Но не тут-то было... Я недооценил RC 390. Мазохистская посадка на запястьях с устремлённой к небу «пятой точкой», так выматывавшая меня в городе, на треке то, что доктор прописал. Ничто не мешает шустро суетиться на мотоцикле даже с моим немалым ростом. Отклячить коленку и достать слайдером асфальт в любом повороте «Лидера» – пожалуйста, быстро свалиться носом шлема на бак и уйти в разгон – без проблем. А как хорош в тесных рамках картодрома мотор! Одностволка – королева маленьких затычных треков. Она даёт прекрасное чувство заднего колеса и позволяет эффективно осаживать мотоцикл за счёт торможения двигателем. Чтобы получить приличный разгон на коротких прямиках, её совсем не обязательно крутить в звон. Вездесущие вибрации в пылу борьбы отходят на второй план и не докучают так сильно, как это происходит в городе. Порадовала и подвеска. Жёсткость вилки и амортизатора приходятся на треке весьма кстати. Мотоцикл не рыскает на поворотах и строго держит выбранную траекторию. Загруженная на торможении морда не стремится мгновенно распрямиться, амортизатор сжимается и разжимается линейно, не стремясь раскачать переднюю часть и лишить её «держака». За счёт собранности подвески и отзывчивости мотора RC 390 за ограниченные промежутки времени между поворотами успевает сделать гораздо больше подготовительных действий, чем Yamaha . «Катум» не надо изо всех сил вытормаживать благодаря эффективному замедлению за счёт двигателя. Пожалуй, единственная претензия к тормозам с моей стороны – неудобный рычаг переднего тормоза. При работе двумя пальцами он постоянно упирается в защиту на перчатке.


Быстрая смена боевого коня прошла не очень гладко. Особенно удивился засевший в «кассовом» повороте фотограф. Его подопытный фотокролик был не в адеквате на протяжении почти всей сессии. Даже пришлось совершить незапланированный пит-стоп для корректировки давления в шинах. Не помогло! Yamaha YZF - R 3 после юркого и мелкого KTM RC 390 воспринимается как спорттурист в сравнении со спортбайком. Всё, что казалось таким удобным в городе, решительным образом мешается. Пластик… как его много! Боковины торчат во все стороны и сильно беспокоят при смене положения тела. Передний обтекатель – вещь почти недосягаемая. Чтобы за него залечь, нужно в противоестественной позе обогнуть бензобак и как-то себя зафиксировать. Руки деть некуда, кисти примерно на одной линии с моей филейной частью. Сиденье обладает неярко выраженным углублением по центру. Отчего свешивания даются с трудом. Приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы удержать себя на перегибе между пластиком и мягкой подушкой. Первые пристрелочные круги меня занимала лишь одна мысль: «Что это за неспортивное поведение? Верните KTM !».


Дальше – больше. Смирившись с тем, что рекордное время круга мне не показать, мы приступили к изготовлению эффектных кадров. Оказалось, что не всё так просто. Достать слайдером асфальт я, превозмогая страх падения, сумел только в самых очевидных поворотах. Не держит R 3 дугу и всё тут. Принимаешься валить её и себя глубже гражданских углов – начинаешь падать и выхватывать расколбас.


Докопаться до истины нахрапом не удалось. Озарение пришло уже в момент прощупывания мотоцикла после заезда. Не хватает жёсткости и демпфирования отбоя заднего амортизатора. Плавное распускание переднего тормоза в зоне торможения приводит к тому, что зад начинает покачиваться. Тем самым разгружается переднее колесо. Не спасают даже просаженные в траверсах перья. В городе это может быть и хорошо – не получишь пендаль при проезде неровности, но на треке… без комментариев.


Yamaha YZF - R 3 с точки зрения спорта явный полуфабрикат. Чтобы обеспечить себе хороший прогресс и раз за разом улучшать время круга, владельцу придётся озадачиться тюнингом передних тормозов и подвески по кругу. В то же время владельцу KTM RC 390 важно раз и навсегда распрощаться с идеей ездить в «дальняки», и всё у него будет хорошо!

Что любопытно – в ходе сравнительного теста бюджетная резина, в которую были обуты оба мотоцикла, ни разу не подвела и не заставила сомневаться в её эффективности.

Заключение


Мотоциклы со схожим предназначением в деле оказались кардинально разными. KTM RC 390 в действительности спортбайк. Притом местами бескомпромиссный. Да, он прост, как мясорубка, своеобразно скомпонован, местами удешевлён до предела, но ведь функционален! Yamaha YZF - R 3 – дитя компромисса и терпимости. Деталей много, выглядят они чуть лучше и аккуратнее. Мотор сложнее, пластика сильно больше. Но, увы, ориентация на спорт и трек выражена гораздо слабее. Японцы не смогли себе позволить сделать свой мотоцикл узкоспециализированным. “ Ready to race ” по-прежнему тема KTM ! YZF - R 3 универсальна, насколько это возможно. Примерно как телега с колёсами и лыжами одновременно. Желание усидеть на двух стульях портит спортивную составляющую, но позволяет в городе ощутить себя причастным к спорту высоких скоростей и достижений.

  

Мотоцикл Yamaha YZF - R 3 предоставлен компанией «Ямаха Мотор Си-Ай-Эс», www.yamaha-motor.ru
Мотоцикл KTM RC 390 предоставлен «Академией мотоспорта Антона Безшляги», www.sportbikeschool.ru, тел.: (926) 777-79-25.

< Бобро-ГуцциГод больших перемен >
1 Марта 2017 14:13 Михаил Пимус