Эпоха возрождения

Эпоха возрождения

Ural Gear-Up, 2018 г. в.,
745 см3, 41 л. с., 365 кг,
от 723.000 руб.

Текст: Николай Богомолов
Фото: Кирилл Калапов

«Урал» зимой на кроссовой трассе? Идея не такая безумная, особенно если есть привод на два колеса и доработанное место колясочника. «Мотоэксперт» попробовал Ural Gear-Up, дополнительно подготовленный для внедорожной езды, на подмосковной трассе «Вельяминово» и удивился метаморфозам, которые произошли за последние годы с российскими оппозитами.


Кто ездил на мотоциклах в нулевых годах, должен помнить отношение к советским и российским «оппозитам» и «оппозитчикам» в тусовке продвинутых мотоциклистов, даже тех, кто сам недавно перемещался на «Уралах». Залитый маслом кусок асфальта на «Смотровой» вдали от основной группы, обидные прозвища, издевательские анекдоты про колонну, которая никогда не доедет до Малоярославца. В общем, много неприятного пришлось вытерпеть совкоциклистам постсоветского периода. 

И вдруг началась эпоха возрождения. Каким-то образом «Урал» из транспорта обездоленных превратился в технику для взрослых, состоявшихся мотоциклистов, у которых есть, на чём просто ездить, и вдобавок хочется чего-то необычного. Увы, над «оппозитами» старого образца издевались не просто так, даже с использованием современных технологий их не заставишь ездить, как полагается мотоциклам XXI века. Поэтому спросом стали пользоваться современные «Уралы», которые очень сильно отличаются от советских и ранних российских. И даже продаются через дилерский салон, а не в магазине спорттоваров или сельхозтехники. 

Модель с приводом на коляску Gear-Up, на которой довелось поездить «Мотоэксперту», московский дилер «Мотохаус» специально подготовил для езды по серьёзному бездорожью. На соревнованиях по эндуро и мотослётах для «колясычей» проводятся отдельные соревнования со сложными препятствиями и навигацией, в которых участвуют десятки экипажей. Во избежание повреждений и для удобства перемещения «люльку» сняли, вместо неё, как в мотокроссе, наварили площадку, чтобы ходить, перекладину, чтобы держаться, а функции сиденья колясочника исполняет подушечка на боковом крыле. На этом «Урале» есть, что посмотреть, и без переделок. Советский «оппозит» он напоминает только внешне, и то отдалённо. Инжектор, дисковые тормоза Brembo, человеческая подвеска. Когда владелец дилершипа начал рассказывать, как он заливал внедорожную прошивку в «мозги», перепрошивки чуть не потребовали мои мозги. Потому что эта процедура, которую не с каждой иномаркой можно сделать, меньше всего ассоциируется с «Уралом». И даже заводится он не по-уральски, с первого раза, без манипуляций с «газом» и другими механизмами. Даже зимой нормально прогревается, не глохнет, аккуратно стартует. Конечно, кондовость чувствуется, несмотря на все доработки. Но есть ощущение, что это не проблема, а черта характера. 

Даже с полноценной пустой коляской поездка на «Урале» превращается в непростое испытание. А вместо неё облегчённая платформа, в одиночку надо ездить очень аккуратно, особенно по грунту. Немного зазевался в повороте или на кочках, и правая часть подпрыгивает, пытаясь перевернуть мотоцикл. Так что пришлось срочно звать колясочника. С загруженным третьим колесом ехать действительно намного легче. Особенно когда напарник начинает понимать, что делать, куда свешиваться и какую часть нагружать. Как говорят более опытные коллеги, если поездить несколько дней и как следует сработаться, будет совсем хорошо. Нескольких дней у нас не было, пришлось учиться по ходу дела. Управляемость оказалась оригинальной. В разные стороны мотоцикл поворачивает по-разному. Хочется немного уйти направо, а вместо этого он целенаправленно едет налево. Да так, что не отвернуть, приходится тормозить. Потом оказалось, что суть не в тормозе, а в «газе». Если не стесняться и до упора крутить правой рукой, траектории получаются более чёткими и предсказуемыми. Но иногда мотоцикл всё же исполняет что-то необычное, и это заставляет всё время быть начеку. 

Рулёжкой этот «Урал» не похож ни на что другое, ни на квадроциклы, ни на снегоходы, ни на обычные мотоциклы. К ней надо долго привыкать, причём обязательно вместе с колясочником. И делать это аккуратно, потому что перевернуться на твёрдом железном бегемоте весом 360 кг – перспектива не самая заманчивая. Лошадиных сил на эти килограммы приходится всего 40. Очень похоже на антирекорд соотношения масса/мощность в мотоциклетном классе. На практике мотора именно столько, сколько нужно, чтобы не было страшно. Особенно на бездорожье, где выше второй передачи вообще редко поднимаешься. К внедорожным возможностям я отнёсся скептически, даже несмотря на систему 2WD с приводом на колесо коляски. Оказалось, зря. Проходимость более чем достойная, даже в декабре, когда кроссовая трасса покрылась снегом и льдом. Единственное, назад пришлось поставить шипованную покрышку Trelleborg. Даже в скользких колеях, где на лёгком эндуро придётся напрячься, можно ехать спокойно. Правда, небыстро. Подвеска, естественно, не эндурная, к тому же на подножки не очень встанешь из-за низкого руля. Колясочнику легче, поскольку он почти всё время стоит, но всё равно не сахар. Поэтому на неровностях лучше поберечь суставы и сильно не гнать. 

Последний раз я ездил на «Урале» с коляской десять лет назад. Это был новый мотоцикл, про который говорили, что он намного лучше старых. На самом деле разница с совкоциклами тогда была небольшая. А сейчас завод стал массово продавать технику за границей, подтянул качество и действительно ощутимо продвинулся вперёд. У мотоцикла ещё есть странные рудименты вроде лженейтралей, но их уже не столько, чтобы серьёзно портить настроение. Едешь и понимаешь, что домой ты приедешь своим ходом в запланированное время, и не будешь в лесу перепрессовывать коленвал или вызывать буксир. 

Кроме того, на Gear-Up оказалось интересно ездить по бездорожью. Он не похож ни на какую другую технику, в том числе тем, что подразумевает командную работу. В отличие от квадроцикла и снегохода, пассажир не висит балластом, а тоже управляет, только не рулём, а весом. И уже из-за этого ощущения стоит попробовать полноприводный «Урал», естественно, в кроссовой конфигурации. А в стандартном варианте он тоже много для чего подойдёт. Например, путешествовать, кататься в любую погоду вокруг дачи, и даже по городу, если не смущают пробки, в которых обеспечено постоянное внимание соседей по потоку. У мотоцикла есть одна серьёзная особенность, из-за которой ему не суждено стать массовым. Про ценник от 720000 рублей можно написать много банальностей. Но лучше просто осознать, что «Урал» теперь стоит столько, и никуда от этого не деться.

За предоставленный мотоцикл Ural Gear-Up благодарим компанию «Мотохаус», www.ural-moto.com
За помощь в организации теста благодарим кроссовую трассу «Мотопарк Вельяминово», www.w271.ru


Альтернативное мнение

Денис DEAN ПанфёровПри попытках поехать на мотоцикле с коляской нужно забыть о важнейшем навыке управления обычным мотоциклом, который неприменим при добавлении ещё одного колеса. А конкретно про контрруление. Как обычно проходится поворот? Сначала ты коротким импульсом, прикладываемым к рулю, кладёшь мотоцикл на дугу, потом уже контролируешь наклон небольшими подруливаниями и «газом». Профессионалы ещё пользуются задним тормозом для контроля радиуса кривизны дуги, но это больше трековая тема, чем обычная дорожная. С трёхколёсным мотоциклом всё иначе. Привычным импульсом ты ему точно так же чуть меняешь вектор движения, но после этого он не наклоняется и дугу писать не начинает, а продолжает ехать вертикально и по возможности прямо. Поэтому на всём протяжении поворота приходится прикладывать усилие на руль, поворачивая переднее колесо и направляя мотоцикл туда, где хотелось бы оказаться в итоге. Если тумблер «2/3 колеса» в мозгу легко переключается, то проблем с ездой не будет, если двухколёсные навыки вбиты крепко и не выветриваются, то вас постоянно будет тянуть упасть в левый кювет или врезаться в дерево слева от дороги. Обычно тянет как раз влево. Можно ли рассматривать Урал с коляской как транспортное средство? Да, можно. Особенно, если не стоит задача скоростного автобанного туризма, а приоритеты смещены в сторону мало загруженных дорог, красивых видов и автономности. И загружайте сильнее коляску. Чем она легче, тем с большей охотой отрывается от земли в правых поворотах. А лучше сажайте туда пассажира, и пусть помогает рулить – в этом процессе должны участвовать двое. Водителя и пассажира на колясыче в дороге всегда зовут Рулибля и Рулюбля, какие бы имена не дали им мама с папой при рождении.

< Классы и сословияШутценпанцерваген >
25 Февраля 2018 13:53 Николай Богомолов