Лоукостер

Лоукостер

Bajaj BM150 Boxer: 2016 г.,
144,82 см3, 12 л. с., 123 кг,
81.900 руб.

Текст: Михаил Пимус
Фото: Кирилл Калапов

К слову «лоукостер» нас приучили авиакомпании. Там оно означает полёт в крайне стеснённой длинной авиамаршрутке куда-нибудь в Воркуту без прав, обязанностей и багажа соответственно. Применительно к мотоциклам лоукостерами можно назвать нечто в крайней степени бюджетное и простое. Сегодня мы на примере Bajaj Boxer попытаемся понять – насколько бюджетный мотоцикл может быть полезным и интересным.

Приехать и без лишних разговоров махнуть личную Suzuki Hayabusa на малокубатурник Bajaj BM150 Boxer с «конским» ценников в почти 82000 рублей – это не чёрный юмор и не издевательство, а работа журналиста. Я, к слову, не особенно-то и расстроился. Скорее, наоборот, выказал некоторый интерес. В последнее время частенько езжу на всяких мопедах и скутерах, вдруг стало интересно пощупать ту технику, на которую молится вся Индия. Там Boxer, как показала недавняя поездка на завод Bajaj, пользуется повышенным спросом в качестве каждодневной рабочей лошадки, выпускается миллионными (!) тиражами и встречается чуть ли не за каждым углом.


Сюрреализм начался сразу же после первых метров движения. Начинающие мотоциклисты не разделят моего негодования, люди с опытом поймут. В Bajaj Boxer внутри маленького одноцилиндрового четырёхтактного двухклапанного карбюраторного моторчика с воздушным охлаждением живёт четырёхступенчатая коробка передач с совершенно неземной логикой работы. Самое верхнее положение – нейтраль, дальше все четыре передачи переключаются вниз. То есть тронуться ещё можно. Первая, что бы там ни случилось, вниз. А дальше – интереснее. Чтобы повысить передачу, надо нажать вниз, а чтобы повысить – вверх. Всё наоборот! Лапка КПП двуплечая, но мне было удобнее пользоваться только передней частью. При всей путанице с переключениями к тому, как происходит зацепление шестерён и как работает сцепление, претензий ноль. Механизм, конечно, не прецизионный, но в высшей степени понятный. Человек, который вообще никогда не сидел за рулём мотоцикла, разберётся за 15–20 минут. То же относится и к органам управления. Их не так много.


Рассматривать мотоцикл я принялся уже после пробной поездки, включающей в себя период адаптации к особенностям управления. Во внешнем виде Bajaj BM150 Boxer нет ничего особенного. В данном классе мототехники всё давно уже сказано. Конструктив олицетворяет классику мотоциклостроения, замешанную на экономии и стремлении к простоте. Незатейливая стальная рама с небольшой одностволкой внутри, каплевидный бак, сиденье в виде немного профилированного обшитого дерматином поролонового бруска, элементарная телескопическая вилка, пара амортизаторов со сдвоенными пружинами, пара фальш-бардачков (слева аккумулятор, справа пустота), цепь главной передачи в защитном металлическом кожухе, литые колёсные диски с крупными спицами, обутые в совершенно разную резину (спереди почти винтаж 3,0х17, сзади с неплохим зацепом под грунт 100/90–17), гнутый руль, аналоговая приборная панель и барабанные тормоза по кругу – вот и всё великолепие. Нечто подобное можно было наблюдать на мотоциклах системы «Минск», «Восход» и др.


Дизайн и впрямь не запоминающийся. Спустя полчаса образ из головы выветривается напрочь. Из милого глазу и кошельку допоснащения можно отметить небольшой ветровичок, который прикрывает круглую фару, защитные дуги с боков, чуть-чуть хрома и монументальный багажник на корме.


Приборная панель находками не блещет. В «стаканах» живут спидометр, одометр и указатель уровня топлива, ниже над замком зажигания набор контрольных ламп. Тахометр в данной ситуации не является вещью первой необходимости, а вот указатель включённой передачи прояснил бы многое. При ярком солнечном свете контрольные лампы видно крайне плохо. На стрелки и смотреть нечего. Уровень топлива падает медленно, спидометр показывает смешные цифры.


Динамикой 12-сильный мотор не удивляет, но и не огорчает. После пары-тройки итераций «накрутил-подождал» мотоцикл бойко добирается до скорости 60 км/ч (согласно штатному спидометру), затем чуть дольше до 80 км/ч. Финальный рывок к цифре 100 происходит вяло и шумно. Двигатель надрывается что есть сил, но противопоставить явно низовым настройкам трансмиссии ничего не может. Дальше 100 км/ч стрелку можно загнать только при движении с попутным ветром под горку. На холостых, будучи хорошо прогретой, одностволка мурлычет так тихо, что иной раз кажется, будто она заглохла.


Факт того, что Bajaj Boxer может разгоняться, я бы засчитал. Ускорение, хоть и небольшое, но действительно чувствуется. Имеется и тяга на низких оборотах, но передачи коротковаты. Если вы ещё молоды и на мощной технике пока не ездили, в поведении «Боксёра» на дороге можно нащупать то, что в умных журналах зовётся динамикой. Иной раз, если никто из коробочников намеренно не рискнёт погоняться, можно даже изобразить дерзкий отрыв от основного потока со светофора на первых 50–70 метрах. По поводу возможностей мотора срезюмирую коротко: на Bajaj BM150 Boxer по среднезагруженному городу ездить, как минимум, не стыдно!


Особенности посадки выдают в «Боксёре» чисто утилитарную технику. Из-за сильно выдвинутых вперёд подножек расположение тела водителя в пространстве чем-то напоминает скутерное, только между ногами не пустота. Длина сиденья и мужицкий усиленный багажник недвусмысленно намекают на нарушение правил перевозки людей и грузов. Если я правильно понял, индусы в принципе меньше чем втроём на одном мотоцикле не ездят!


Каюсь, от барабанных тормозов, установленных на Boxer 150, изначально ожидал много меньшего, чем есть на самом деле. Что нехарактерно, но на переднем тормозе даже намечается некоторая обратная связь. Прожать перед хотя бы близко к грани блокировки колеса физически невозможно. Чего нельзя сказать про задний тормоз. Слегка зубастая задняя покрышка уходит в юз при любом удобном случае. Так можно дать угла в самой неожиданной и неуместной для этого обстановке. Динамика замедления с максимальной скорости удручающе-пугающая. На пешеходных скоростях ещё можно успеть сориентироваться и никому не въехать в бампер. Имеет смысл сразу после покупки озаботиться поиском «держака» путём замены резины по кругу. Рецепт максимально эффективного замедления для «Боксёра» обязательно должен содержать торможение двигателем посредством переключения передач вниз по одной. Тут важно заранее подумать, подготовить и не воткнуть одну передачу вверх. КПП себе на уме!


При всей своей примитивности подвеска выказывает некоторую энергоёмкость. На серьёзных неровностях трясёт нещадно, но стыки, мелкие ямки и даже «лежачие полицейские» проходятся ходом без особой боязни потерять контроль над ситуацией. Передняя вилка, как это часто бывает, в случае с Boxer 150 не переигрывает по мягкости заднюю подвеску, что хорошо.

 

Заключение

Размышляя про полезность Bajaj Boxer, я одновременно вспомнил возрастных рыбаков, которые чуть свет летом устремляются на разного рода тихоходных мотоциклах поближе к заветному водоёму, и полупрозрачных школьников, которые опытным путём постигают основы техники. Вот тут «Боксёр» реально незаменим. Его огромный плюс в том, что он простой, как угол дома. Полтора десятка деталей и пригоршня крепких болтов – вот и все нанотехнологии. Что странно, не многие одноклассники могут в надёжности потягаться с «индийцем». Его неубиваемость видна невооружённым глазом и доказана многими миллионами владельцев по всему миру. Boxer по ресурсу можно грубо сравнить с японским бестселлером Honda Cub. В обоих случаях ключ к успеху в простоте и надёжности.

 

В чистом виде Bajaj Boxer 150 вряд ли заинтересует молодёжь. Не тот дизайн… уж слишком старомодно. На классику скорее клюнут люди постарше. Но есть некоторый обходной манёвр, позволяющий раскрыть мотоцикл с неожиданной стороны. Ведь из Bajaj Boxer получится неплохой донор под простенький кастом-проект. Он и так выглядит слегка винтажно. Раздеть, пристроить пару рукодельных деталей с кастомной покраской – и будет любо-дорого посмотреть. Самое главное, что заготовка достаточно надёжная и благодарная ко всяческим издевательствам. По интернету гуляют фотографии нескольких проектов на тему Boxer. Один называется Boxer Army, второй Boxer Scrambler. Вот вам сходу пример неплохой задумки и реализации!


Мотоцикл Bajaj BM150 Boxer предоставлен компанией «Ист Вест Моторс», www.ewmotors.ru

< НарциссоциклДвойной прорыв >
6 Сентября 2016 12:46 Михаил Пимус