Помидорка черри

Помидорка черри

Bajaj Qute 2016 г.,
216,6 см3, 13,2 л. с.,
399 кг (снаряжённая),
330000 руб.

Текст: Михаил Пимус
Фото: Кирилл Калапов

Да, он настоящий! Не совсем мотоцикл, но уже и не автомобиль. Да, за рулём страшно, но весело! Нет, не китайский. Да, если бы его выпускал «АвтоВАЗ», было бы вдвойне смешно.



Знакомьтесь. На фотографиях вы видите Bajaj Qute – актуальное времени воплощение экономии и автомобильного минимализма. По классовому признаку внутри российского подразделения Bajaj малыш Qute зовётся квадрициклом. Нет, вы не ослышались. Если бы он звался квадроциклом, это были бы совсем другие деньги. По документам Qute мотоколяска, что соответствует водительской категории B и B 1. Госномер, следовательно, лишь один – квадратной формы на заднем пластиковом бампере.


Присказка

Прежде чем углубляться в технические особенности и полученные впечатления, позволю себе небольшую преамбулу, из которой станет понятно, что всё далее написанное не стоит воспринимать излишне серьёзно.


Одна лишь концепция Bajaj Qute – это уже гарантированный успех в средствах массовой информации. Реализация концепции – лучшее, что случалось в мотоциклетной и автомобильной журналистики за последние пару лет. Qute для журналиста как неожиданно найденный в запакованном ящике с газировкой шкалик «сорокаградусного» настроения. Хочется говорить ещё и ещё на темы, о которых раньше поговорить тупо не было повода. Написать про Qute текст, наполненный штампами вроде «приятная управляемость» и «достаточная энергоёмкость» – значит упустить шанс выплеснуть старательно законсервированную до лучших времён часть словарного запаса. В Qute нет ни одной несмешной детали, и в том его прелесть!


История совершает любопытный манёвр. Мотоколяски мы ещё очень хорошо помним по СССР. Если не отцы, то некоторые из наших с вами дедов посмотрели бы на водителя Qute как на зажравшегося изнеженного комфортом охламона. В период расцвета Союза государство преимущественно при помощи Серпуховского автозавода предлагало инвалидам и малоимущим в качестве транспорта ТАКОЕ... Чего далеко ходить. Напрягите память или поисковые системы по запросам «мотоколяска СМЗ С-3Д» и «мотоколяска СМЗ С3А». Первое – это металлический приталенный везде, где можно и нельзя, гроб на маленьких колёсах с эффектом предварительной кремации посредством установленного сзади адски чадящего двухтактного двигателя от мотоцикла «Иж Планета». Второе – чуть менее продвинутый гроб-кабриолет.

Зачем и из чего

Чисто компоновочно перед нами заднемоторный заднеприводный «спорткар» с кузовом-монокок из тонкой стали и пластика. Но это больше в теории. На практике Bajaj Qute – коробка из-под холодильника с мотором от мопеда.


Надсадно тарахтящий узел сзади за откидной секцией в бампере – это двигатель. Он четырёхтактный, четырёхклапанный, 216-кубовый и больше мотоциклетный, чем автомобильный. С жидкостным охлаждением, электронным впрыском топлива и тремя свечами зажигания. Один-единственный цилиндр сблокирован с самой обычной мотоциклетной пятиступенчатой КПП (автожурналисты в этом месте щегольнули бы словом «секвентальная»). В картере с двигателем живёт ещё и редуктор. Он «сдруживает» между собой колёса и выходной вал КПП, а также заставляет автомобильчик ехать назад. Пиковые показатели силового агрегата – 13,2 л. с. при 5500 об/мин, 19 Нм при 4000 об/мин.


Индийский «одноствол» заботливо окружён навесным оборудованием и уложен в заднюю полку несущего кузова. Коробчонка изготовлена из стали и пластмассы. Шумоизоляции нет по определению. Кузовные детали стыкуются сваркой, клёпками и саморезами. В качестве демпфирующего элемента выступает незатейливая независимая пружинная подвеска с продольными рычагами. Тормоза в круг барабанные с гидравлическим приводом. «Ручник» механический, его «палка» живёт слева, в узкой щели между водительским сиденьем и дверью.


Убранство салона минимально. В основном, оно состоит из изнанки того самого кузова и редких пластиковых деталей. Пластик в масштабах Qute можно считать благородным высокотехнологичным сверхлёгким материалом. Во внутренней отделке из него изготовлена приборная панель, накладки в дверях и органы управления.


Полноценных посадочных мест четыре штуки. Недостаток ширины салона с лихвой окупается его высотой. При полном загрузе пассажиры и водитель сидят, подпирая одним боком двери, а вторым – друг друга. Плотность упаковки примерно как в маршрутке в час пик. Мне под мой рост излишне низким показалось ветровое стекло. Когда полностью распрямляю спину – начинаю смотреть в изгиб крыши. Сиденья особым комфортом не блещут. Их конструкция – что-то среднее между стулом из «Икеи» и лавкой из автобуса «ЛиАЗ». Регулируется только водительское.


Интерьер вживую даже более спартанский, чем на фото. Чтобы вы поняли: если посадить в Qute махрового владельца автомобиля системы «Ока», он, наконец, почувствует себя преуспевающим обладателем престижного хэтчбека.

Определённой похвалы достойна приборная панель. Она напоминает мотоциклетную. Квадратный электронно-аналоговый «будильник» произрастает под козырьком ровно посередине. В нём доходчиво отображается основная информация о суровой жизни малявки. В наличии спидометр, контрольные лампы, указатель уровня топлива, индикатор включённой передачи, одометр и часы.


Оснащение Bajaj Qute могло бы лечь в основу выступления какого-нибудь популярного stand-up комика. Бескомпромиссная красная черри-помидорка, доставшаяся нам в редакцию на тест, была укомплектована почти на максимум. А именно: запираемая снаружи водительская дверь (замок как в офисной тумбочке), некое подобие аудиосистемы, металлический багажник на крыше, остекление дверей с интегрированными сдвижными форточками. Запасное колесо в салоне в ногах у переднего пассажира, домкрат над педалями, внушительных размеров запираемый багажный отсек под капотом спереди, карманы для мелочёвки в дверях, подсветка салона, розетка 12 В, дворник, пара перчаточных ящиков, а также простенькие ремни безопасности без преднатяжения – обязательный набор. До абсолютного «лухури» нам не хватило обогревателя, который представляет собой установленный между сиденьями детский электрофен.


Соответственно, базовый вариант – это холод в гостеприимном незапираемом салоне, пластиковые окна в рулонах с подвязками, музыка исключительно в голове водителя и уменьшенный расход топлива из-за отсутствия металлоконструкции на крыше.

Аудиосистема комичная! Маленькая коробочка умеет что-то нашёптывать в крохотный динамик. Звук берёт с USB -флешки, AUX или из радиоэфира. Отдельное умиление вызывает наличие пульта дистанционного управления. Особенно с учётом того, что лично я могу дотянуться до кнопок на панели с любого из четырёх мест, не вставая.

Ходовые испытания

Надо было видеть, как мы всей редакцией гоняли на Bajaj Qute в течение недели. Очень духоподъёмное занятие! Особенно поначалу. Под конец я, если честно, очень устал от непрерывного внимания со стороны соседей по транспортному потоку, бесконечных вопросов от работников АЗС, дебильных ухмылок водителей большегрузов и вообще любого постороннего взгляда. Все эти люди, показывая в мою сторону пальцем, вряд ли считают меня адекватным. Скорее, наоборот… что обидно!


Но это было потом. Первые пару дней мы носились по городу, выжимая из двигателя максимум, специально выезжали на МКАД, и нам было весело. Да что там весело – ржали, как кони! Удалось на светофоре на 1,5 секунды стартовать раньше потока – смешно, крен в повороте – смешно, полный бак на 270 рублей – смешно, удар головой об потолок при проезде «лежачего полицейского» – смешно, запарковали красный Qute на фоне красного Pors c he Ca y enne – смешно... и так далее до бесконечности.

В органах управления Qute невозможно заблудиться. Их не так много – три педали, круглый руль да рычаг КПП. К тому, что орудовать короткой «кочергой» приходится лишь в одной плоскости, а не в двух, как обычно (коробка-то мотоциклетная), быстро привыкаешь. Даже забавно. Тормозить двигателем, опять-таки, проще и веселее. Рабочий диапазон скоростей и оборотов невелик, поэтому на каждой из ступеней сигналом к переключению становится жёсткая отсечка. К работе неинформативного сцепления, напротив, приходится долго подстраиваться. Либо ты резко и решительно отпускаешь педаль, попутно добавляя оборотов «газом», либо глохнешь и дёргаешься в попытках нащупать промежуточное состояние, при котором машинка плавно катится.


Первая передача самая короткая и тяговитая. Расчёт, по-видимому, лишь на старт с места и езду в горку. Вторая и третья ступень самые ходовые при езде по пробкам в натяг. Четвёртая ступень – своеобразный рубеж. При переходе через него Qute из безобидной весёлой игрушки превращается в весьма опасный транспорт, поддающийся только опытным водителям.

Всё дело в особенностях компоновки и геометрии ходовой. Qute непозволительно узкий (колея всего 1143 мм, колёсная база 1925 мм, радиус разворота 3,5 м), почти как мотоцикл, и оттого очень валкий. При желании «уши» можно исполнить уже на скорости 10 км/ч. Надо ли говорить, что любое неаккуратное резкое движение маленьким рулём, излишне глубокая яма или крайняя степень пренебрежения к вашей персоне со стороны других участников дорожного движение уже на скорости в 40–50 км/ч могут привести к весьма плачевным последствиям? Особенно с учётом отсутствия вразумительной пассивной безопасности (одна звезда NCAP ) и наличия игрушечных 12-дюймовых колёсиков. Жёсткое ограничение максимальной скорости до 70 км/ч (моторчик по ощущениям «может» процентов на 15 больше) – мера, продиктованная законодательством. В противном случае, громко чихнув за рулём, можно лихо запрыгнуть на отбойник на трассе.


К слову, в случае с Qute именно простудные заболевания несколько ближе, чем обычно. Редакция проводила тест в сентябре при забортной температуре в районе 5–8 градусов выше нуля. В нашем экземпляре отопительный сезон не планировался вовсе ввиду отсутствия отопителя. Ездить приходилось в шапке и полностью застёгнутой куртке. Иначе зубы начинают стучать в такт двигателю. Как аккумулятор тепла, Qute бесперспективен. Мотор через стенку с галёрки салон не прогревает, сквозь щели в дверях и периодически открытые в попытках прояснить стёкла форточки постоянно дует. Что будет происходить в салоне зимой, остаётся только догадываться.


Рулится Qute примерно как хорошо отлаженная магазинная тележка на малых скоростях и как несущийся по горнолыжному склону офисный стул на колёсиках на больших скоростях. Мини-подвеска, мини-колёсная база и мини-колёса провоцируют конкретно шустрить на тесных перекрёстках, парковках и в пробках. Эти же элементы вселяют первобытный страх, когда тебе на трассе на полном ходу при попутном ветре попадается ямка или крутой поворот. Отбой и сжатие у подвески не менее игрушечные, чем всё остальное в машине. Отчего Qute подпрыгивает сразу двумя колёсами при штурме ходом «лежачих полицейских» и вывешивает внутреннее заднее колесо, стоит чуть порезвее пройти поворот.

На электронных помощников рассчитывать не приходится (может, конечно, часы на панели приборов вам чем-то подсобят). Их попросту нет. Смета не позволяет. Даже АБС не предусмотрена. Конкретно взятым барабанным тормозам данная система смогла бы помочь. Замедляется Qute как следует и с сильным пугающим дифферентом на нос.

Триста у тракториста

Пресловутые «триста» никому покоя не дают. Напомним: розничная цена на базовый Qute – 330000 рублей. На российском рынке это примерный эквивалент стоимости Daewoo Matiz (от 314000 руб.) и короткобазной «Нивы» 21214 (от 355000 руб.). Подъёмно, авантюрно, «всё сложно»…


Заключение

В конце хотелось бы перейти к вопросам, связанным с применением Qute, и немного его похвалить.

Сильно впереди Qute бежит его неординарная примитивность и миниатюрность, которая мешает разглядеть реальный функционал малыша. Чтобы ответит на вопрос «Зачем?», нужно копнуть в сторону Индии. Мы в России, где на главной улице провинциального города по осени можно по крышу засадить полноприводный трёхосный грузовик, несколько предвзято относимся к малолитражкам, считаем их игрушками. Бытовые ценности среднего индуса поскромнее будут. В стране, где всегда жарко, нет смысла ездить быстро, ввиду полного хаоса в дорожном движении предел мечтаний – это мопедообразный малокубатурный мотоцикл и мыльницеподобный вандалоустойчивый малолитражный автомобиль. Всё! Судьба конкретно Qute в Индии туманна. Вполне возможно, большая часть автомобилей уйдёт на экспорт, оставшиеся будут использоваться как личный транспорт.


Российская идея-фикс – использовать Qute в паре с трициклом Maxima в качестве коммерческого транспорта для малого бизнеса. Maxima, соответственно – мини-грузовичок, Qute – пиццевоз-матизокиллер. Любопытно, но тут бабушка надвое сказала. На одной чаше весов экономия на стоимости владения и платной парковке (Qute под видом мототехники платой не облагается), а на другой крайне суровые погодные условия (в том числе «полный привод friendly» зима), переигравшие в компьютерные автосимуляторы адски гоняющие курьеры и, в общем, не самая высокая прочность конструкции. Нечто подобное при Союзе без особого успеха пытались выстроить при помощи тульских трициклов.

При всей своей мимимишности (я долго берёг это слово) букашка Bajaj Qute подкупает жизнелюбием и трудолюбием. Как бы кто не сетовал на примитивность конструкции, тестовый Qute за сезон блуждания по журналистам заболел только правой форточкой («разносилась» резьба у фиксатора) и недержанием регулировки водительского сиденья (примерно та же проблема).


На мой сугубо специфический взгляд, для Qute при соблюдении двух важных правил найдётся занятость на долгие годы вперёд. Во-первых, машинку стоит изолировать от плотного динамичного движения в потоке, от широких трасс (больше, чем две полосы в одну сторону) и от грузовых автомобилей по возможности. Во-вторых, необходимо погрузить Qute в ограниченную территорию. Не больше квадрата 10 на 10 км с узкими улочками и неходовыми поворотами, где любая машина чисто физически не сможет разогнаться быстрее 40 км/ч. Это может быть отдельный район центра города, где Qute действительно будет трудиться в доставке, крупный парк, огромный коттеджный посёлок или спортивный объект, где Qute поможет с логистикой и развлечениями, покатает туристов, довезёт багаж или подкинет детей в школу. В создании микромира для Qute есть и неочевидные плюсы. Лишённый необходимости работать на всю катушку малокубатурный моторчик, и тут не важно, индийский он или японский, прослужит гораздо дольше.


К нашему с вами счастью Qute не в силах победить мотоциклы в решении проблем с пробками. Движение между рядами – так себе идея. Затопчут! Но было бы забавно на это посмотреть. Длинные перегоны так же не стихия Qute. Особенно с учётом восьмилитрового бензобака, которого хватает на два-три часа интенсивной езды. Поэтому Bajaj Qute в большей степени утилитарная техника для решения несложных логистических задач. На том и порешим... но прокатиться советую – оно того стоит!

Квадрицикл Bajaj Qute предоставлен компанией «Ист Вест Моторс», www.ewmotors.ru


< Пенсионный фондКоммандо без Шварценеггера >
22 Февраля 2017 11:05 Михаил Пимус