Теория заговора

Теория заговора

BMW C Evolution, 2017 г. в.,
265 кг, 48 л. с., 1170000 руб.

Текст: Николай Богомолов
Фото: Кирилл Калапов

C Evolution – самый необычный скутер последних лет. Не столько из-за электродвигателя, этого добра мы видели достаточно много, сколько благодаря эмблеме с пропеллерами. Баварцы первыми из крупных производителей вышли на современный рынок с электрическим проектом. Который даёт понять, каким гигант мотопрома видит будущее.


Роль инстинктов в нашей жизни трудно оценить, пока не столкнёшься с чем-то действительно непривычным. Естественно, я знаю, что электромотор не надо заводить, и тем более знаю, что при запуске от него не будет звука стартера, коленвала, поршней, выхлопа и прочих металлических шумов. Но каждый раз, засовывая ключ в замок, я нажимал кнопку «старт» несколько раз, ожидая традиционных звуков. Впрочем, баварцы сами на это провоцируют, поскольку процедура запуска полностью копирует традиционную: повернуть ключ, нажать тормоз и красную кнопку на правой ручке руля. А дальше всё по обычной скутерной схеме.


Многие предполагают, что огромное отличие электрической езды заключается в отсутствии шума. На самом деле шум есть, просто он непривычный. Шумят покрышки, подвеска, скрипят тормозные колодки, что-то посвистывает. Гудит вентилятор на радиаторе, который тут, оказывается, установлен для жидкостного охлаждения электромотора. Когда в тихом месте C Evolution едет метрах в 50-ти за углом, его слышно. Мне попадались бензиновые машины и мотоциклы, в основном люкс-туреры, которые стоят заведёнными, а ты их пытаешься завести ещё раз, настолько у них хорошее шумоподавление. Так вот, C Evolution звучит сравнимо, может, чуть тише. Какого-то радикального влияния на езду я не заметил. Нельзя порычать «газом», чтобы пропустили в пробке, но с введением Евро-4 это вообще мало у кого получается. Может быть, пешеходы не так резко ускоряются на «зебре», как перед «Джиксером» на прямотоках, но это можно пережить.


Второй после шума и первый по степени важности – вопрос запаса хода. Производитель анонсирует «до 120 км». И ключевое слово тут – «до». 120 км, и даже немного больше, он проезжает, если поддерживать скорость не выше «сотни», желательно с попутным ветром, под горку и отталкиваясь ногами. А главное, разгоняться не быстрее, чем за минуту. Потому что сильнее всего высасывает энергию резкий разгон. А если этим разгоном злоупотреблять и при этом ездить на «максималке», которая находится в районе 140 км/ч, проценты оставшегося заряда убегают прямо на глазах. А эти цифры – главное, что есть в скутере. Если их не отследить, проводами для «прикуривания» не обойтись, придётся искать эвакуатор или генератор.

Зарядное устройство

Причём генератор непростой. Зарядное устройство включается в обычную розетку и рассчитано на несколько режимов зарядки. Самый быстрый, 13-амперный, заряжает примерно за четыре часа, но он требует от электросети соответствующей проводки и предохранителей. На даче, где провода тянули при Хрущёве, легко может выбить «пробки», а если не повезёт, что-нибудь заискрит или задымится. Если брать режимы попроще, то и ждать придётся подольше. Кстати, зарядное устройство сделано добротно и выглядит защищённым от воды, то есть теоретически может работать и под дождём. Один недостаток – не слишком длинный провод, если розетка далеко, понадобится удлинитель. Или заехать в дом, благо, скутер не воняет и может ездить в закрытом помещении. Чтобы мы убедились в этом сами, сотрудники представительства BMW даже попросили нас поездить по их офису, и ничего страшного при этом не случилось.


Разве что не очень хорошо пролезает между столами и шкафами. По ходовой части C Evolution – диванистый макси-скутер, причём из числа лучших. На нём удобно сидеть, за рулём не устаёшь, а отдыхаешь. Есть возможность по-разному наклоняться на ступенчатом сиденье, менять положение ног до практически горизонтального. Подвеска мягкая, сиденье тоже. Можно было бы съездить на дальнобой, даже место для багажа под сиденьем есть, но всё портит запас хода. А так – удобно ездить по городу, в том числе в костюме на работу. Можно и по извилистой дорожке прохватить, маневрирует C Evolution хорошо, несмотря на большой вес. Аккумуляторы, несмотря на все новейшие технологии, продолжают весить много.


Эксплуатационные расходы очень привлекательны. На быстрой четырёхчасовой зарядке скутер употребляет около трех киловатт в час, в деньгах это копейки. Это очень круто, когда ты берёшь скутер на тест-драйв. А если ты его купил за миллион с хвостиком, экономика получается не такой привлекательной. Потому что на разницу в цене с обычным скутером можно купить бензина больше, чем этот скутер способен проехать в своей жизни.


В бензиновой технике переключатели режима двигателя воспринимаются как нечто не совсем естественное, открытое вмешательство электроники в чудный механический мир. Но когда речь идёт про электроскутер, ощущаются они более чем органичными. И более чем нужными. Потому что на качество и количество езды они влияют куда больше, чем «бензиновые» режимы двигателя, появившиеся вместе с электронным дросселем. Road – стандартный дорожный режим, достаточно быстрый, но не запредельный. Включив Dynamic , понимаешь, что электроскутер – это не игрушка. Ехать он начинает настолько стремительно, что даже боязно, как бы не перевернуться. Правда, со временем понимаешь, что с таким весом бояться нечего, 265 кг – не шутка, и даже приподняться на заднем колесе «эволюшн» не пытается. Но заблуждение о том, что скутер, особенно электрический – это медлительный бегемот, рассеивается моментально. Заряд в таком режиме уходит буквально на глазах. Лампочка резерва загорается через 50 км, ещё через 10 включается ограничитель тяги, на котором есть шанс протянуть до 75 км. Всё понятно с режимом Eco Pro . Мотор становится вялым, на поворот ручки откликается медленно, разгон прекращается около 110 км/ч, в зависимости от уклона дороги и направления ветра. Зато и батареи хватает надолго. Но контролировать себя всё равно надо: если «газовать» постепенно и не до упора, можно выжать несколько дополнительных километров даже из этого режима. В общей сложности можно наездить под 130 км. Из невиданного – режим выключенной рекуперации. Этот процесс возвращения энергии аккумулятору на замедлении сопровождается заметным торможением двигателем. А в режиме Sail скутер прекрасно едет накатом. Правда, практического применения ему найти не удалось, да и автономность сокращается.


Из других электросистем неожиданно обнаружился обогрев рукояток, который ассоциируется скорее с залезшим зимой в болото «Гусём», чем с вылизанным офисным футуристическим скутером. Правда, когда его включаешь, немного ухудшается тяга и расход топлива, то есть тока. Ещё есть задний ход. Включается кнопкой, регулируется «газом», непривычно, так что надо быть осторожным. На самом деле штука полезная, потому что вручную катать скутер тяжело что вперёд, что назад, как будто вместе с колесом прокручиваешь что-то ещё. А ещё перед катанием надо поднимать подножку, потому что она включает стояночный тормоз. Что полезно на склонах, поскольку на передаче оставить скутер нельзя за отсутствием таковой.


Некоторых вроде бы очевидных электронных наворотов почему-то не сделали. На аналоговых мотоциклах баварцы давно используют бесконтактный замок зажигания, а тут надо ковыряться обычным ключом. Сейчас начинают практиковать связь двухколёсной техники с телефонами и планшетами через Bluetooth или Wi - Fi , когда специальное приложение показывает всякие интересные данные вроде угла наклона, расхода, пробега, выводит на приборную панель СМС и так далее. В разных видах это есть на некоторых японских и итальянских мотоциклах, и даже Polaris что-то подобное реализовал на снегоходах. В случае с электроскутером интересно было бы, к примеру, помимо таких игрушек, реализовать «напоминалку» процесса зарядки. Но баварцы пока такое не осилили. А ещё почему-то не додумались до разъёма USB или хотя бы «прикуривателя», которые очень бы пригодились. Нехорошо получается, сидишь на гигантском пауэр-банке и не можешь зарядить умирающий телефон.


Кстати, между телефоном и электроскутером напрашивается ещё одна параллель. Почти у всех нас есть смартфоны, и всех дико раздражает их способность полностью разряжаться по два-три раза в день. А с C Evolution мы получаем ещё одну электрическую историю, где количество удовольствия от девайса обратно пропорционально времени его работы. Телефон разряжается от сидения в соцсетях и просмотра фильмов, скутер – от быстрой езды. Вообще, электроскутер идеально подходит для создания теории заговора. Например, можно придумать прекрасную легенду о том, как хитро полицейская машина убивает в людях любовь к быстрой езде. Получается невиданное: никто быстро ездить не запрещает, но чем быстрее передвигаешься, тем меньше у тебя запас хода. А для очень быстрых – специальный приз, очень медленная прогулка с толканием тяжеленного скутера до ближайшей розетки. Уже сейчас понятно, что это транспорт будущего, если что-то получится сделать с уменьшением энергопотребления, увеличением мощности двигателя, ускорением процесса зарядки или повсеместным внедрением «электрозаправок». А лучше всеми этими пунктами вместе взятыми. Ну и с ценой, конечно, потому что миллион по сравнению с «Теслой» – по-божески, но для массового спроса дороговато.



А если вернуться из будущего и попробовать представить, что будут делать российские владельцы C Evolution , вариантов получается немного. Обязательное условие – наличие частного дома, коттеджа, таунхауса или ещё чего-то из этой серии. В крайнем случае – паркинга с розеткой, но как его хозяева отнесутся к постоянному вытягиванию киловаттов – большой вопрос. На работе тоже желательно иметь возможность зарядиться. Если жить на или за окраиной мегаполиса, а работать в центре, батареи впритык хватит, чтобы быстро съездить туда-обратно, или медленно – с заездом куда-то в сторону. Что же касается «просто покататься», придётся превратить мозг в гибрид навигатора, калькулятора и ограничителя скорости. Если не хочется самому поработать вместо мотора. Ещё одна область применения – большие закрытые пространства типа складов, где надо много перемещаться и нельзя шуметь и вонять выхлопом. Но одна упавшая коробка, и хрупкий красивый скутер уже не будет таким красивым. Так что можно нафантазировать либо очень большой, либо очень пафосный офис, где директор хочет производить впечатление на подчинённых и гостей. В любом случае, пока BMW C Evolution в плане универсальности полностью проигрывает бензиновому транспорту, но остаётся занятным гаджетом, которому можно найти применение.


Тем более гаджет этот важен не столько для конечных пользователей, сколько для баварского производителя. Не будем копаться в истории и вспоминать, кто когда экспериментировал с альтернативными источниками энергии, но сегодня BMW – единственный гигант «бензинового» мотопрома, выпускающий крупной серией электрическую мототехнику. Таким образом, он в очередной раз заявил на весь мир, что находится на вершине прогресса. К тому же, если вдруг все заправки и парковки Европы оборудуют розетками или случится ещё какое-то событие, провоцирующее скачок интереса к электротехнике, баварцы с отработанными на массовом выпуске технологиями, готовым производством, обученными механиками сервисных центров, относительно компетентными в вопросах амперов и рекуперации продавцами, сразу окажутся в лидерах направления.


За предоставленный скутер BMW C Evolution благодарим компанию «BMW Motorrad Россия», www.bmw-motorrad.ru
За предоставленную экипировку Blauer и Promojeans благодарим компанию «Моторрика», тел. (495) 540-46-71, www.motorrika.ru

< Макси-технологииНечоппер >
13 Июня 2017 09:52 Николай Богомолов