Твердыня

Твердыня

Yamaha FJR1300, 2018 г. в.,
1298 см3, 146 л. с.,
289 кг (снаряжённая),
1.199.000 р.

текст: Николай Богомолов
фото: Сергей Говорин

«Старый друг лучше новых двух» – поговорка не мотоциклетная. Обычно мотоциклы последних поколений быстрее, удобнее и безопаснее старых. Yamaha FJR1300 – исключение из этого правила. Модель выпускается много лет, без радикальных переработок, но по-прежнему остаётся актуальной.


Есть на свете вечные вещи: восход солнца, президент Путин и Yamaha FJR1300. Этот мотоцикл начали продавать настолько давно, что я на него даже перестал обращать внимание, как не обращаешь внимания на естественные привычные детали пейзажа вроде деревьев. Выпустили модель в 2001 году, а если брать прошлые поколения меньшей кубатуры, то семейству спорттуристов Yamaha FJ исполнилось 34 года – больше, чем некоторым мотоциклистам. За это время популярность пластиковых ракет для дальних поездок росла и падала, мотоциклы этого класса становились законодателями мод и уступали место на туристической вершине более медленным и практичным кроссоверам и большим эндуро. В результате тектонических сдвигов в предпочтениях мотоциклистов спортивно-туристический класс стал вымирать, количество моделей сократилось, а FJR1300 по-прежнему в строю.


FJR1300 за 17 лет менялся, но не настолько сильно, чтобы потерять связь между поколениями. Главным стержнем модели все эти годы оставался великолепный четырёхцилиндровый двигатель, конструкция которого если и менялась, то минимально. В 2001 году 145 лошадиных сил были не у каждого «литрового» спортбайка. Сегодня такой мощностью трудно кого-то удивить. Я полагал, что ездить будет скучно, как на каком-нибудь динозавре 20-летней давности. Но ездовые качества мотора сегодня оказались не менее интересными и актуальными, чем в момент его рождения. Со светофора этот старичок стреляет так, что современные мотоциклы остаются позади. С самого низа он отзывается энергичной тягой. Не успеваешь опомниться, а цифры на спидометре ушли за 200 и продолжают расти. Но скорость не чувствуется не только из-за хорошей ветрозащиты. При всём темпераменте в характере двигателя нет спортивной ярости. В отличие от высокофорсированных гоночных моторов, он работает очень тихо, с минимумом вибраций и шумов. На парковке я как-то даже попробовал запустить уже заведённый двигатель. На ходу он тоже не зудит и не орёт, таким образом убирается один из компонентов, создающих общее ощущение усталости в дальней поездке.


Поскольку характеристика мотора ровная, диапазон оборотов большой, мотоциклу хватало пятиступенчатой КПП. Только последнее поколение получило шестую передачу. В городе и коротких прострелах по быстрым шоссе большой надобности в ней нет, она медленная и длинная. А в путешествиях удобно, не надо часто переключаться, и мало топлива расходуется. Вообще, все передачи достаточно длинные, в 80% городских ситуаций хватает второй, третья – это уже для скорости под двести. FJR1300 12 лет назад прославился полуавтоматическим сцеплением и переключением передач кнопками. Сейчас эту комплектацию в России не продают, что внушает некоторое сожаление. Её можно было бы компенсировать двусторонним квикшифтером, который идеально бы вписался в концепцию мотоцикла. Но, увы, пока эта технология до FJR не добралась.


Электроника у FJR1300 включает стандартные современные системы, но реализованы они просто и бесхитростно. С какой-то стороны это даже хорошо. Трэкшн-контроль не регулируется, с ним не надо разбираться и выбирать правильную ступень. По умолчанию выставлен хороший баланс между чувствительностью и производительностью мотора. Но кто-то может захотеть его поправить, и тут ему придётся огорчиться. Режимов мотора два, спортивный и туристический. Всё просто и понятно, один для скорости, второй – для мягкости и экономии. И намного яснее, чем альтернативная система Yamaha, где надо запоминать, какой из режимов А, В и С чему соответствует. Электрическая регулировка стекла тоже штука полезная. Ещё один электропривод установлен на замок багажных ёмкостей, без включения зажигания их не открыть.


Чем хороши мотоциклы с большой историей, это продуманными мелочами. Когда нет нужды в глобальных изменениях, конструкторы занимаются доводкой деталей. Тут врезали бардачок, там передвинули руль и подножки, расположили багажную площадку, чтобы можно было не только поставить кофр, но и привязать вещи под сетку, не занимая пассажирское место. Сидеть очень удобно. Это один из немногих представителей класса мотоциклов для отдыха, на которых не напрягаешься даже после тысячи километров. Несмотря на внушительные габариты и вес, даже в пробках FJR1300 не слишком утомляет, особенно если сложить зеркала и тем самым улучшить проходимость.


Ходовая часть способствует общему комфорту не только за счёт посадки. Подвеска работает мягко и аккуратно, непривычно для спортивного мотоцикла. Конечно, для неё нужен хороший асфальт, но и по разбитому, если что проедет, пусть и не очень быстро. Несмотря на мягкость, она корректно работает и на больших скоростях. Разгоны, торможения, быстрые повороты выполняются без раскачек, нырков и приседаний. Толстая вилка выглядит солидно, но есть у неё одна слабость. В медленных поворотах переднее колесо чувствует себя не очень уверенно, как будто слегка подламывается. Но эффект не очень напрягает, тем более с увеличением скорости он пропадает.


Тормоза работают отлично, как на большинстве «ямах». Суппорты, цилиндры и колодки сами по себе цепкие и предсказуемые, но ещё здесь есть комбинированная система. Так что можно обходиться одним рычагом, второй тормоз в это время тоже начинает деликатно притормаживать. Полезное устройство для ленивых или не слишком опытных, которые не понимают, зачем и как тормозить обеими колёсами.


FJR1300 не просто достиг совершеннолетия, скоро ему исполнится 20 лет. Обычно от такой техники не ждёшь ничего интересного, поэтому я даже крепко задумывался, есть ли смысл его тестировать, чтобы потом обругать. Но мотоцикл оказался намного лучше, чем можно было ожидать. Он не видал радикальных обновлений центральных узлов, но при этом обгонит многие современные модели, построенные по последнему слову техники. В нём нет электронных суперсистем, но те, что есть, дают неплохой уровень комфорта и безопасности. К тому же в активе – многие годы работы над совершенствованием существующей конструкции, которые наилучшим образом отразились на эргономике и качестве. У Yamaha получился большой, удобный и продуманный мотоцикл, на котором можно путешествовать, ездить на работу и просто кататься для удовольствия, особенно если дороги в вашем регионе периодически ремонтируют.


За предоставленный мотоцикл благодарим компанию Yamaha Motor CIS, https://www.yamaha-motor.ru
< Всерьёз и надолгоChieftain: авангардная классика >
1 Февраля 2019 09:02 Николай Богомолов