100 лет назад Грэнвиль Брэдшоу построил

100 лет назад Грэнвиль Брэдшоу построил

первый «правильный» оппозит.
После окончания Первой мировой войны английская компания Sopwith, выпускавшая удачные истребители Camel, в порядке конверсии решила заняться производством мотоциклов. Разработку конструкции она заказала известному инженеру Грэнвилю Брэдшоу (Granville Bradshaw), владельцу компании ABC – All British (Engine) Company. Тот взял за основу свой ещё довоенный проект мотоцикла с двухцилиндровым оппозитным двигателем. Подобно всем ранним оппозитам, этот вариант имел «неправильную» компоновку – один цилиндр смотрел вперёд, второй назад, ось коленвала перпендикулярна продольной оси мотоцикла. 


Такое расположение мотора облегчало применение цепной главной передачи, но заставляло удлинять базу, а задний цилиндр плохо охлаждался. Поэтому в своём проекте 1919 года Брэдшоу впервые догадался развернуть оппозит, поставив цилиндры в привычную нам позицию. Правда, применить привод валом он не решился: в четырёхступенчатую коробку передач был встроен угловой редуктор, от которого шёл привод на заднее колесо цепью. Верхнеклапанный двигатель имел рабочий объём 398 см³ и развивал мощность 7 л.с. Передовыми для своего времени техническими решениями были также дуплексная трубчатая рама, мягкая подвеска обоих колёс (на листовых рессорах) и барабанные тормоза спереди и сзади.


Производство этих мотоциклов началось в 1919 году под маркой Sopwith-ABC. Лицензию на их выпуск купила также французская компания Gnome et Rhone. К сожалению, высокая цена и неизбежные для столь сложной конструкции детские болезни привели к тому, что изготовление этих машин длилось не долго. Но они, несомненно, стали источником вдохновения для Макса Фрица, разработавшего первый мотоцикл BMW.


13 Марта 2019 09:00