110 лет первому треку для мотогонок

110 лет первому треку для мотогонок

110 лет назад в Лос-Анджелесе был построен первый специальный трек для мотогонок
Мотогонки на заре моторизации были чуть ли не единственным способом (наряду с «сарафанным радио») понять, кто из производителей выпускает действительно качественную технику. Поэтому не удивителен взрывной рост их популярности. Поначалу гонки проводили на дорожках парков и ипподромов, потом вошли в моду состязания большой длительности, из одного города в другой – их кульминацией стал легендарный Cannonball Run, от Атлантического побережья США до Тихоокеанского. Но такие соревнования были не столь зрелищны, поэтому в Америке стали популярны гонки на велодромах. Поскольку мощности и скорости мотоциклов быстро росли, и размеры велодромов быстро перестали им соответствовать, то вскоре в США начали строить специальные мотодромы – первым стал открытый в январе 1909 года в Лос-Анджелесе. 


Так началась короткая, но славная эпоха «дощатых гонок» (board-track races). Построенные по образцу велодромов, но с более мощным деревянным покрытием (толщина досок доходила до 10 см), эти замкнутые треки с длиной кольца до 3,5 км имели на виражах наклон 45-50 градусов и допускали скорости свыше 160 км/ч. Заводилами в этих гонках были Harley-Davidson и Indian, которые построили специальные мотоциклы с четырёхклапанными головками цилиндров. Но блистали и другие марки, ныне почти забытые: Curtiss, Cyclone, Excelsior, Flying Merkel, Reading Standard. Типичный трековый мотоцикл тех годов оснащался V-образным верхнеклапанным твином рабочим объёмом 1000 см³ и мощностью около 20 л.с., не имел тормозов и коробки передач, весил около 110 кг и разгонялся до 160 км/ч. 
Такие гонки были очень зрелищными, но и чрезвычайно опасными. Большой резонанс имела авария 8 сентября 1912 года: гонщик Эдди Хаша по прозвищу «Техасский Циклон» вылетел с трассы, разбился сам, убил ещё одного гонщика и четырёх зрителей, ещё десять покалечил. История попала на первую страницу The New York Times, после чего газетчики стали называть мотодромы «смертедромами» (murderdromes). Под давлением негативного пиара мотоциклетные компании постепенно свернули своё участие в гонках на «дощатых треках», и уже в 20-е годы их популярности пришёл конец.

23 Января 2019 09:00