Первый польский мотоцикл

Первый польский мотоцикл

90 лет назад был построен первый польский мотоцикл.
Он был рождён по инициативе инженера Владислава Залевского, который познакомился с мотопроизводством в США. Вернувшись на родину, он увлёк своим проектом промышленника Вацлава Савицкого, и в январе 1929 года родилась первая польская мотоциклетная марка: Lech. Согласно польским преданиям, Лех, Чех и Рус были тремя братьями, которые однажды решили разделиться. Чех пошёл на запад, Рус на восток, а Лех на север. Дойдя до высокого дуба, на котором свил гнездо белый орёл, Лех решил здесь обосноваться и со временем дал начало польскому народу, а белый орёл поселился на гербе Польши. 


Мотоцикл Lech имел 500-кубовый двухцилиндровый V-образный нижнеклапанный двигатель мощностью 5 л. с. Мотор отличался современной для конца 20-х годов конструкцией: съёмные головки цилиндров, поршни из алюминиевого сплава, смазка под давлением. Трёхступенчатая коробка передач – с ручным переключением. И тормозная педаль, и тормозной рычаг воздействовали на заднее колесо. Мотоцикл разгонялся до максимальной скорости 75 км/ч. Почти все детали изготавливались на собственном заводе, импортными были лишь подшипники, карбюратор и элементы электрооборудования. В 1930 году появилась улучшенная версия, с тормозами на обоих колёсах, а также спортивный вариант. 


Польская печать отмечала высокое качество машин Lech, которые зарекомендовали себя надёжными. Компания проявляла заботу о своих покупателях, организовав даже бесплатное обучение езде на мотоцикле. Увы, времена экономического кризиса оказались не лучшим временем для организации мотопроизводства. Не оправдалась и надежда на военные заказы. В 1932 году, выпустив в общей сложности несколько десятков мотоциклов, компания закрылась. Массовое производство мотоциклов в Польше началось лишь после Второй мировой войны. 
На центральной площади города Опаленица, в котором в 1929 году было организовано производство мотоциклов Lech, несколько лет назад был поставлен очень реалистичный памятник первому польскому мотоциклу. Ни одного подлинного экземпляра этой машины, к сожалению, не сохранилось.

16 Января 2019 09:00