Внедорожный туризм, часть2

Внедорожный туризм, часть2

Багаж
Часть вторая: про багаж

Для однодневных походов в ближайший лес много багажа не нужно. Хватит пары сникерсов, бутылки воды и тёплого свитера на случай непредвиденной ночёвки. Всё это легко помещается в рюкзачке. Сложнее, когда поход долгий, а маршрут проложен вдали от цивилизации.

Багаж должен быть размещён на мотоцикле как можно ближе к центру масс, желательно таким образом, чтобы центр тяжести мотоцикла оставался как можно ниже. Не менее важно, чтобы багаж не стеснял движения пилота.
Мест для размещения груза на мотоцикле не много. Багаж должен быть надёжно закреплён, чтобы исключить любые его перемещения по мотоциклу. Для решения этих задач про жёсткий багажник с пластиковыми или алюминиевыми чемоданами, к сожалению, надо забыть. Мало того что эта конструкция очень тяжёлая и совсем не бесплатная, так она ещё способна повредить заднюю часть мотоцикла и сломаться сама. Известны случаи поломки бугеля рамы на таком авторитетном туристическом мотоцикле как Honda XR 650L, способном выдержать лобовое столкновение с танком. А в последнее время в конструкции эндуро всё реже встречается задний металлический подрамник. Для облегчения сначала перешли на алюминий, а на КТМ 690, к примеру, роль подрамника вообще выполняет пластиковый бензобак. Единственным правильным решением остаётся мягкий багаж сзади и сумка на бак спереди. Если позволяет компоновка мотоцикла и длина ваших ног, дополнительно вешаются небольшие плоские сумки по бокам радиатора.

IMG_2146-пухляк-казахстан-.jpg

За основу для закрепления багажа можно взять место пассажира, включая его подножки. В этих точках мотоцикл способен выдержать приличную нагрузку, так как рассчитан на движение вдвоём. Мягкая сумка, по форме напоминающая набитые скарбом шаровары, крепится к сиденью как можно ближе к стоп-сигналу и к пассажирским подножкам. Она немного ограничивает передвижение тела водителя назад, а сумка на баке ограничивает это передвижение вперёд, но вам же не разрывные прыгать! В конце концов, можно, оттянувшись, сесть на сумку для переноса веса назад.
Можно ограничиться двумя мягкими перемётными сумками сзади по бокам мотоцикла, упаковав в них всё тяжёлое, а лёгкое походное снаряжение (палатку, спальник, пенку) привязать поперёк к седлу – такой вариант тоже имеет право на существование. Только будьте аккуратнее с выхлопом: сумка, лежащая на нём, проплавляется насквозь, а затем высокая температура не жалеет ничего: ни старых носков, ни нового фотоаппарата. Рамки из мягкой стали для фиксации боковых сумок будут не лишними. При падениях им будет не сложно вернуть первозданную форму, а при поломках – заварить в любой мастерской.
Не надо забывать про одну очень важную вещь: ширина груженого мотоцикла в задней части должна быть как можно уже, значительно меньше ширины руля.
Небольшой рюкзак на спину не стеснит ваших движений. Предпочтения лучше отдать моделям со вставкой, защищающей спину, широким поясом и застёжкой между лямками на груди – он плотно фиксируется на теле и защищает спину при падениях. Обязательно наличие отдела для гидратора – пластикового мешка на 1,5–2 литра воды с трубкой для питья на ходу. При сборах не кладите в рюкзак предметы, способные сломать или повредить вам спину при падении на них, выбирайте мягкое и легко деформируемое.
Большой запас топлива можно обеспечить, установив дополнительный бак или бак увеличенного объёма взамен штатного. Прежде чем пойти на этот шаг, стоит хорошенько подумать. На современных мотоциклах, где бак расположен под сиденьем, стоимость такого тюнинга очень высока. Увеличивается вес и ширина мотоцикла, коленями при скоростной езде вне дорог такой бак зажимать менее удобно – ваш мотоцикл станет менее спортивным. Также затрудняется обслуживание мотоцикла. Альтернативным вариантом может служить ранцевый бензобак. 12 литров на спине с упором на сиденье – вполне приемлемо. Когда в нём остаётся литров семь, можно вообще забыть про наличие рюкзака и ехать стоя, не сильно напрягаясь. С 20 литрами на спине, в принципе, ехать можно, но уже испытывая серьёзный дискомфорт. Греет душу мысль, что через сотню километров можно перелить большую часть топлива в основной бак и продолжать движение в привычном ритме. Этот вариант уместен, когда большие расстояния между заправками планируются больше двух раз за поход. Если нет – то вам должно хватить штатного бака и небольшого страховочного резерва.

20180508_191327-.jpg

Интересное и доступное решение – дополнительный плоский бак, устанавливаемый между траверсами под маской фары. Он почти не влияет на эргономику и управляемость, а хранящиеся в нём три литра бензина могут выручить в сложной ситуации.
Не нужно забывать, что любой тюнинг, улучшая одни параметры, ухудшает другие. Тюнинг для спортивного туризма не должен увеличивать вес мотоцикла и снижать надёжность узлов и агрегатов. Команда инженеров на заводе приложила немало усилий, чтобы и в стоке мотоцикл получился очень хорошим. Радикально что-то изменить не получится, а испортить проще простого. Прежде чем воплотить свои гениальные идеи по модернизации мотоцикла в жизнь, проконсультируйтесь с опытными товарищами, почитайте форумы мототуристов, отечественные и иностранные, поделитесь с форумчанами своими идеями. Вполне вероятно, что они пришлют вам схемы, чертежи, фотографии и расцветки тех грабель, на которые вы, в итоге, всё равно наступите, либо подскажут, как эти грабли обойти.

DSCF7644-размытая рекой трасса Колыма.jpg

Всё туристическое снаряжение должно быть компактным и лёгким. Не жалейте денег на стадии подготовки: палатка, коврик и спальник минимального веса и объёма будут стоить дорого, зато доставят минимум неудобств в пути. Количество одежды должно быть минимальным, ориентируйтесь на быстросохнущее термобельё с антибактериальной пропиткой, в качестве утеплителей – флис и виндстоппер, а не свитер и ватник. Основу продуктов должны составлять порционные пакеты, для приготовления которых требуется только добавить горячей воды. Компактная газовая горелка избавит вас от сложностей с разведением костра в мокром лесу. Но помните, что на «сухом корме» долго не протянуть – желудок взбунтуется, поэтому не стоит брезговать общепитом. Мест, где на протяжении нескольких сотен километров полностью цивилизация отсутствует, осталось совсем немного.
Если вам важна спортивная составляющая туризма, отриньте от себя все мысли о комфортности лагеря: никаких столов и стульев, гамака, а также топоров и других тяжёлых либо крупногабаритных вещей. Если истосковались по уюту – переночуйте в гостинице.
При грамотном подходе всё туристическое снаряжение укладывается в 12–20 кг. Бензин и вода прибавляются по ситуации. Останется только решиться, и можно будет отправляться в путь.

21 Июня 2019 09:00