1 день, 580 км
Дорога
11 часов
400 км магистрали
180 км местные дороги
Покрытие
553 км асфальт
27 км «грейдер»
Посетить музей-заповедник со звучным названием, расположившийся в Смоленской области между трассами М-1 и М-9, стоит по ряду причин. Места интересны и с познавательной точки зрения, и с наблюдательной – там просто красиво.
Конечно, качество дорог типично российское, разрушившийся местами за зиму асфальт и напитавшие влагу от растаявшего снега «грейдеры» тяготеют к туристическим эндуро, но к концу месяца обещают подсохнуть и без малого 600-километровый маршрут принесёт ещё больше положительных эмоций.
Выезд из Москвы по Минскому шоссе лучше не затягивать – на первых 50 км традиционно собираются «пробки». Зато после Кубинки только и останется следить, как за показаниями спидометра в населённых пунктах – практически во всех них как в Московской, так и в Смоленской областях установлены автоматические системы контроля скорости. И если «фотоаппараты», установленные на мачтах, для мотоциклистов, в общем, безразличны, поскольку снимают исключительно вашу довольную улыбку закоренелого нарушителя скоростного режима, то наземные камеры снимают аккурат задний номер. Дорога до Вязьмы в целом хорошая, асфальт ровный, и 230 км по ней вряд ли займут более трёх часов с учётом соблюдения всех ограничений.
Правый поворот на Хмелиту обозначен заметной вывеской, мимо не проедете. Съехав с трассы на второстепенную дорогу Вязьма – Холм-Жирковский, вы попадаете на активную часть маршрута, что подтверждается не только красивыми пейзажами вдоль дороги, но и указателями на многие памятные места. Вот через 12 км поворот направо в местечко Городок – на родину адмирала П.С.Нахимова. На месте усадьбы великого полководца установлена мемориальная стела, а на развалинах церкви – поклонный крест. Ещё через 5 км увидите указатель на село Богородицкое – где находится мемориал в память о сотнях тысяч русских солдат, сложивших здесь свои головы осенью 1941 года. Такая страшная цена была заплачена за существенную задержку немецкого наступления и фактически за срыв плана «молниеносной войны».
Музей-усадьба Хмелита расположился в 31 км от трассы и поражает, прежде всего, размерами главного дома, напоминающего,скорее, дворец, нежели усадьбу. Имение, принадлежащее некогда родственникам драматурга и дипломата А. С. Грибоедова, повидало много на своём веку. Во время Отечественной войны 1812 года в нём бывали знаменитые русские полководцы, притом что французские войска прошли мимо. Уцелело оно и в годы немецкой оккупации. Не повезло бывшему имению в 1954 году: главное здание, использовавшееся в качестве склада и колхозной конторы одновременно, вспыхнуло от костра, разведённого селянами прямо внутри здания.Пожар, полыхавший над Хмелитой неделю, уничтожил усадьбу полностью, оставив только каменные стены строения. И разобрали бы его местные на кирпич, что и было сделано с множеством барских усадеб, если бы не нашлись энтузиасты, организовавшие в Хмелите музей-заповедник и выбившие у государства средства на восстановление усадьбы. Сегодня Хмелита восстановлена больше чем наполовину, в усадьбе работает единственный в стране музей А. С. Грибоедова, а в одной из надворных построек, бывшей прежде сыроварней, открыт небольшой музей П. С. Нахимова.
Хмелита находится практически посередине маршрута, после осмотра музеев вы будете приближаться к дому и наверняка захотите перекусить. К сожалению, это сделать непросто – в Холм-Жирковском, районном центре Смоленской области, куда дорога приведёт вас следующим пунктом, есть единственное кафе, по выходным часто закрытое на спецобслуживание (по крайней мере, так было три раза, что мы там проезжали). Так что рассчитывать лучше на свои силы – следующий после районного центра общепит только через 80 км и то довольно сомнительный.
В Холм-Жирковском не пропустите правый поворот на Нахимовское – вам туда. 17 км плохой асфальт будет сменяться ровным «грейдером» и в Нахимовском превратится в «грейдер»на 20 км до Днепровского. Дальше 26 км приличного асфальта приведут вас на трассу Р-134 Вязьма – Зубцов, на которой повернёте налево, в сторону Зубцова. Можно проехать ещё километр и посетить районный центр Новодугино, но без особой нужды лучше этого не делать, ничего интересного там нет. Дальше у вас есть два пути: если накатались и хочется поскорее в Москву, доедете до Зубцова и дальше по Новорижскому шоссе М-9 через Шаховскую и Волоколамск – в Москву. Хотите ещё экзотики – через 53 км не пропустите поворот на Гагарин – свернув на него, получите ещё 80 км интересных дорог (половина из которых «грейдер», вторая – асфальт разной степени убитости). И красивых видов Вазузского и Яузского водохранилищ – через Карманово и Петушки. В Середе повернёте на трассу Р-90, по которой 17 км до Шаховской, а оттуда 120 км до МКАД.

Маршрут был проложен на Yamaha XTZ660 Tenere, проходим на любом туристическом эндуро на стандартных шинах. Возможно прохождение маршрута на дорожном мотоцикле на шоссейных колёсах, отрицательные эмоции вызовет, скорее, разбитый местами асфальт, чем ровный «грейдер». На съезде с трассы М-1 рекомендуется заправить полный бак – заправки в районных центрах есть, но выглядят сомнительно.