Туру-Тури-Туристы

Туру-Тури-Туристы

Готовимся к путешествию, часть 1
Из нашего старого архива предлагаем вам цикл материалов о подготовке к путешествию на мотоцикле от Алексея Шаповалова.

Такое заманчивое слово – дальняк… Практически у каждого мотоциклиста рано или поздно появляется жгучее желание поехать куда-нибудь далеко. Новые дороги, по которым ты едешь в первый раз, совершенно иная природа и люди, испытание себя в настоящем деле.

Однако чтобы поездка оставила максимум хороших и приятных воспоминаний, при минимуме проблем и разочарований, стоит серьёзно отнестись к вопросу подготовки к путешествию. Мы постараемся дать вам некоторые советы, способные существенно повысить безопасность, а главное – избежать ненужных сложностей, возникающих, казалось бы, на ровном месте. На этот раз остановимся на правилах безопасности.
Прежде всего, постарайтесь достаточно подробно изучить будущий маршрут, отметить сложные участки, которые вам предстоят. Длинные пробеги без заправок, отсутствие гостиниц или отелей, если вы собираетесь ночевать цивилизованно, сложно проходимые участки – аккуратные отметки на карте способны очень сильно облегчить вам жизнь и свести к минимуму шансы встать без бензина вдали от цивилизации. Друзья подсказывают вам хорошие места для лагеря, есть знакомые, готовые приютить вас в чужом городе – также обязательно отметьте места на карте, запишите в примечаниях телефоны и контакты.
Когда маршрут изучен, и вы примерно спланировали длительность пробега, исходя из оценки своих сил, возможностей мотоцикла и желаний, настоятельно рекомендую с кем-нибудь поделиться своими планами. Кто это будет, друг, жена, мама – вам виднее. Назовём этого человека условно напарник. Когда вы будете путешествовать, замечательно, если напарник ежедневно сможет прикидывать на карте ваше местоположение (на основе ваших звонков или SMS, заранее договоритесь, как часто планируете выходить на связь, и с какого момента начинать тревожиться). За день практически везде можно найти хотя бы одно место, где имеется приём сотовой связи. Идеально, если SMS с вашими текущими координатами получится отправить с места стоянки перед ночлегом. Планируете стоять несколько дней в глуши, где телефон предположительно ловить не будет – обговорите такую возможность сразу и постарайтесь назначить крайние дни, когда вы всё-таки должны выйти на связь.
Перед выездом проведите глобальную инспекцию вашего мотоцикла, особое внимание следует уделить состоянию расходников. Ведь безопасность зависит и от состояния техники, причём весьма существенно. Если колодки «на подходе», или цепь подтягивать, в общем-то, уже некуда, а маршрут запланирован ого-го какой, аппарат удобнее обслужить дома и заранее. Есть, конечно, и индивидуумы, остро желающие приключений и адреналина в любой ситуации. Поменять сцепление в горах Крыма, переклепать колодки из жигулёвских, три раза за день соединять рвущуюся цепь им не просто несложно – это одна из основных частей поездки, без которой путешествие скучно и серо. Однако советую трезво оценить свои умения, опыт и, главное, пожелания. Хотите ехать, а не катить от одной точки ремонта до следующей, проинспектируйте мотоцикл и замените всё, что нужно, до выезда.

2414ка.jpg

Для сверхдальних поездок очень разумно отметить «базы» (у друзей, форумных знакомых, просто мотомагазины и т. д.), в которые вы можете ещё до начала путешествия отправить комплекты резины, колодки, цепь-звёзды, масло, диски сцепления и т. п. Тащить всё это с собой совсем не обязательно, а прикинуть, в какой точке маршрута ваша покрышка совсем облысеет, или понадобится замена масла в моторе, и отправить нужные вещи грузовой компанией, намного удобнее. Но смысл подобный манёвр имеет только в том случае, если запланированный маршрут превышает «ходимость» ваших расходников, т. е., например, резина приходит в негодность за 12000 км, а проехать вы планируете больше. Выезжать на четверти протектора и менять покрышку в нескольких тысячах километров от дома, как правило, неразумно, удобнее сделать это дома, спокойно и привычно. Исключение составляют случаи, когда с определённого момента надо переходить на «злую» внедорожную резину.
Если вы собираетесь ночевать в палатке, стоит ответственно подойти к выбору подходящего места. Особенно, если в мотопутешествие вы поехали не большой компанией, а в одиночку или с подругой. Во-первых, ваш лагерь должен располагаться на достаточном удалении от дороги, чтобы его не было видно. Помните, что костёр в темноте очень заметен! Если всё-таки встать пришлось слишком близко, или внутренний голос подсказывает вам быть поосторожнее, огонь лучше не разводить совсем. Во-вторых, нежелательно располагаться стоянкой рядом с незнакомыми населёнными пунктами, особенно в непосредственной близости ЗА ними. Если местная молодёжь видела вечером одинокого мотоциклиста на дорогом аппарате, заезжающего в лес рядом с деревней, шансы на то, что вы будете среди ночи встречать весёлую компанию нетрезвых гостей стремительно возрастают. Возможно, ночь пройдёт за интереснейшей беседой с высококультурными людьми, жаждущими прикоснуться к вашему богатому внутреннему миру. А возможно, события станут развиваться по совсем другому сценарию… Если вы не хотите проверять, настоятельно рекомендую прислушаться к совету. В-третьих, желательно, чтобы, когда вы сворачиваете с шоссе к предполагаемому месту стоянки, вас видело как можно меньше народу. И, наконец, не стоит под вечер заезжать в деревни и сёла с целью поужинать или пополнить запасы провианта или воды. Сделайте это днём, заранее! Тем более, если сейчас вечер пятницы или субботы.

g9lbbncbkwu21.jpg

Искренняя обида местных на отказ предоставить мотоцикл для тест-драйва с последующим её выражением в форме физического воздействия на обидчика или, попросту говоря, ваш шанс получить по лицу возрастает многократно. Если же заехать пришлось, по крайней мере, не говорите любопытствующим, где вы собираетесь ночевать, а лучше дайте «дезу», «нечаянно» ошибившись километров на 200. Есть ещё целый ряд небольших хитростей и правил, теоретически повышающих вашу безопасность, главным образом, в сильно криминогенных областях, славящихся разбоем: на стоянках накрывать мотоцикл чехлом, чтобы блеск хромированных частей не привлекал внимания, заезжать к месту ночёвки, выключив фару и сильно не «газуя», либо ещё засветло, не шуметь, чтобы не выдавать своего местоположения (скажем, не валить сухое дерево, поменьше стучать топором), если рядом замечены нежелательные гости вроде отдыхающих компаний в состоянии сильного подпития.
Знаю путешественников, которые даже натягивают вокруг места ночлега сигнальный периметр – нитку или проволочку, при задевании которой звенит колокольчик, срабатывает ракетница и т. п., в общем, всё по принципу «бережёного бог бережёт».

6-26-to-7-6-17-14-.jpg

Если планируете ночевать у живописного озера или реки в небольшом удалении от поселения – постарайтесь выбрать подъезд, непроходимый для авто. Тем более если встаёте лагерем перед уикендом. Ну и, конечно, правило, известное любому путешественнику, не только мотоциклисту: сырую водичку из водоёмов пить можно далеко не везде, и это однозначно тот случай, когда лучше перестраховаться. Банальная кишечная инфекция может стать большой проблемой, если вы один, вдали от цивилизации и телефон «не ловит». Как бы то ни было, базовый набор лекарств всегда должен быть под рукой, в первую очередь для мотопутешественника актуальны пластыри, бинты, перекись водорода и т. п. Но и те же таблетки от живота, жаропонижающее, средства от простуды тоже вполне актуальны. Соберите удобную компактную аптечку именно «под себя», и это будет ещё одним весьма весомым вкладом в безопасность и комфортность вашего путешествия.
Почти наверняка у вас назрел вопрос – а не взять ли с собой волшебную стреляющую «палочку-выручалочку», позволяющую решить конфликт даже с превосходящими силами противника в вашу пользу. На мой взгляд, универсального решения или ответа тут просто не существует. Если вы умеете с ней обращаться, получили разрешение, а главное, морально готовы и сможете применять, а не махать перед лицом злых гопников, наверное, всё решено и без наших советов. И вы в курсе ответственности и возможных последствий со стороны нашей судебной системы за применение. Другое дело, если оружие последний раз в руках вы держали лет 10 назад, да и то разок-другой, или не держали вовсе. В таком случае оно однозначно принесёт больше проблем и только усугубит ситуацию. Лучше быть привычно осторожным, вежливым и предусмотрительным, нежели положиться на «волшебную палочку» и почувствовать себя Рембо. Тем более в незнакомом городе или деревне, без наличия готовых выручить вас знакомых, и не умея «палочкой» хорошо пользоваться. Сама собой она вам не поможет однозначно…
И, наконец, ещё одно очень важное правило, проверенное не одним поколением мототуристов – обязательно вносите доработки, изменения и улучшения в технику заранее, опробуйте их вблизи вашего дома. Ехать в путешествие на доработанном и не испытанном мотоцикле крайне не разумно. В первую очередь это касается крепления багажа, кофров и т. п. – обычных перед дальней поездкой вещей. Закрепите багаж хотя бы за день до выезда, прокатитесь, в том числе и по разбитым дорогам, и вам почти наверняка понадобится что-то перевязывать или подкручивать.
Настроить заднюю подвеску, поджав пружину, прикрутить пару дополнительных крючков на хвост, взять лишнюю багажную резинку, зафиксировать сумку пластиковым хомутом – все эти мелочи абсолютно просто решаются дома, в любимом гараже, и когда под рукой есть требуемая гайка/резиночка/штучка. Но вот в чистом поле создают совсем не нужную и серьёзную проблему, не говоря уже о возможности попадания вещей в колесо или цепь на ходу.
Следование этим немудрёным правилам помогает избежать большей части серьёзных проблем, имеющих крайне неприятные последствия. Но главное – в дальнобой вы собрались за новым опытом, приключениями и красотами, так не стоит концентрироваться на негативе. Внутренне быть готовым к самым разным ситуациям и знать, что будешь делать в том или ином случае, вполне достаточно. Хороших людей в дороге встречается несоизмеримо больше, чем плохих. Выручат, подскажут и помогут. Да и дорога любит тех, кто любит дорогу.
О том, как правильно собраться в путешествие и постараться ничего не забыть, мы поговорим в следующий раз.
16 Августа 2019 09:00