150 лет назад

150 лет назад

родился Вацлав Клемент, один из основателей компании Laurin & Klement
Вацлав Клемент – один из тех замечательных self-made-man, которыми так богат XIX век. Рождённый в бедной семье в городке Вельвари в Центральной Богемии (тогда части Австро-Венгерской империи, ныне в Чехии), после пяти классов начальной школы он был вынужден зарабатывать себе на жизнь книгоношей. А через десять лет уже стал владельцем собственного книжного магазина. Поскольку разъездная работа заставила его оценить такое полезное изобретение, как велосипед, то вскоре он начал приторговывать этими аппаратами. При магазине возникла ремонтная мастерская, работой в которой занялся механик Вацлав Лаурин. Настоящие энтузиасты всегда найдут, что улучшить, и в 1896 году партнёры (к тому времени основавшие компанию Laurin & Klement) начали производство собственных велосипедов под маркой Slavia. 


На рубеже веков многие производители велосипедов испытали соблазн поставить на эту машину двигатель, и Вацлавы из Австро-Венгрии стали в этом деле одними из первых. Уже в 1899 году они представили миру мотоцикл Slavia A. Его одноцилиндровый четырёхтактный двигатель рабочим объёмом 184 см³ и мощностью 1,2 л.с. имел автоматический впускной клапан (открывавшийся от разрежения в камере сгорания), карбюратор испарительного типа и – впервые в мире – зажигание от магнето. Но главным приоритетом Лаурина и Клемента стала впервые применённая на серийном мотоцикле классическая компоновка с мотором в центре машины. 


Мотоциклы Slavia быстро завоевали популярность, в начале ХХ века 70% продукции компании шло на экспорт под маркой Laurin & Klement. В них применялись такие новшества, как система жидкостного охлаждения (1902 год), V-твин и двухступенчатая планетарная коробка передач (1903 год), рядный четырёхцилиндровый двигатель (1905 год). Вацлав Клемент оказался не только удачливым бизнесменом, но и одарённым гонщиком, который принёс своим мотоциклам первые победы в местных состязаниях. Он возглавил заводскую гоночную команду, её высшим достижением стала победа в 1905 году Вацлава Вондржиха в гонке Cup d’International во Франции – фактически тогдашнем чемпионате мира. 


Перед Первой мировой войной компания Laurin & Klement переключилась на производство автомобилей, а в 1925 году вошла в состав концерна Škoda. Вацлав Клемент умер в 1938 году, немного не дожив до своего 70-летия.

24 Октября 2018 09:00