Канада. 60-е. В эти безоблачные для начинающегося снегоходного бума дни, казалось, ничто не могло омрачить радости большой занесённой снегом страны, в которой любой, сев рано утром на свой снегоход, мог мчаться на нём до самой ночи куда угодно и с какой угодно скоростью.
Предистория
Не будет никаким преувеличением сказать, что тогда у каждого, ну почти каждого жителя страны был снегоход, настолько повальным было это увлечение. Тысячи снегоходов бороздили снега Канады во всех мыслимых и немыслимых направлениях, не придерживаясь никаких правил, не считаясь с мнением людей, по частным владениям которых пролегал их путь.
Это не могло продолжаться бесконечно, потому что катастрофически начало расти количество жертв не только среди сидевших в седле снегохода, но и среди мирного населения. То есть тех самых, через чьи частные владения проложили следы их снегоходы. Особенно много жертв собрали пересечения нелегальных снегоходных трасс и автомобильных магистралей.
В 1972 году правительство страны наконец очнулось от этой снегоходной эйфории и приняло по-настоящему соломоново решение. Если невозможно остановить такую всепоглощающую любовь канадцев к снегоходам, надо эту любовь узаконить.
Через всю Канаду абсолютно во всех направлениях были проложены снегоходные трассы и трассы для ATV общей протяжённостью 33500 км. Трассы эти иногда пересекаются между собой, но везде стоят знаки, что движение четырёхколёсников по дороге для снегоходов запрещено, потому что уход за трассами разный. Всё дело в том, что скорости снегохода и четырёхколёсника тоже сильно разные, и потом ATV своим полным приводом способны моментально разрушить ухоженную трассу для быстрых снегоходов. Трассы располагают полноценной инфраструктурой, как настоящие автомобильные хайвеи в понимании современного цивилизованного человека. Ухоженные дороги с перекрёстками, сотнями тысяч указателей, пересечениями с автомобильными трассами, железнодорожными переездами, серьёзными мостами и маленькими подвесными мостиками через второстепенные речушки. Дороги, где ты никогда не останешься без бензина, поскольку бензозаправки всегда будут в пределах лимита твоего бензобака.
Вы не останетесь голодным даже при 1000-мильном перегоне, потому что на вашем пути сколько угодно мест, где можно остановиться не только чтобы перекусить наспех, но и не спеша насладиться национальной кухней. Если вы устали, к вашим услугам гостиницы. Начиная от экзотических деревенских постоялых дворов, заканчивая многоэтажными современными, где вас ждут спа, рестораны с вышколенным персоналом и бассейн на открытом воздухе с подогретой водой. Для удобства обслуживания все трассы разбиты на участки протяжённостью примерно 80 км каждый. Как правило, эти километры обслуживают четыре огромных ратрака с гигантскими скребками и многотонной волокушей на фаркопе. В любую непогоду в самый сильный снегопад четыре таких машины, двигаясь со скоростью 10 км/ч, приводят свой участок в порядок за восемь часов, то есть практически за ночь. То есть вы можете не беспокоиться, когда утром соберётесь в путь – дорога будет расчищена и отутюжена мощными машинами.
Если вдруг вы сломались и вам нужна техническая помощь, тут тоже проблем не будет. Станций технической помощи настолько много, что вас без труда смогут отбуксировать товарищи туда, если вы едете в группе. Если вы путешествуете один, вам немедленно придут на помощь по первому звонку, надо только сообщить; где вы, на каком километре находитесь и какой марки ваш снегоход. Тогда к вам приедет специалист от ВRP, «Ямахи» или, скажем, «Поларис», стоит только назвать фирму вашего снегохода. Потому что по трассе сервисы всех известных снегоходных брендов расположились примерно на равном расстоянии.
За порядком на таком огромном пространстве, согласитесь, надо следить и поддерживать его. Для этого существует своя полиция, которая барражирует вдоль трассы на чёрных снегоходах в чёрной форме и ревностно следит за тем, чтобы не нарушался прежде всего скоростной лимит, штраф за который явно кусается. Он начинается от 350 канадских долларов и выше в зависимости от тяжести нарушения. Поскольку почти вся земля частная, съезжать с проложенной трассы категорически запрещено, за этим зорко следит не только полиция, но и так называемые добровольцы, которых невозможно отличить от себе подобных, и делают они это совершенно бескорыстно. Вот почему при малейшем нарушении полиция возникает как по мановению волшебной палочки, буквально из-под снега. Все об этом знают, поэтому правила движения нарушаются крайне редко.
Откуда же берутся средства для поддержания этой гигантской паутины снежных дорог, опутавших всю Канаду?
В 1974 году в Канаде была организована Федерация снегоходных клубов Квебека (www.fcmq.qc.ca). ФСКК. Почему Квебека? Потому что этот северный город был инициатором организованного снегоходного движения Канады. Квебек насчитывает самое большое количеств клубов – их 220, они разбросаны по всем его регионам. Но постоянный офис со штатом из 10 сотрудников находится всё же в Монреале. Остальные – волонтёры. Их 4560 человек, и они абсолютно бескорыстно отрабатывают 800000 часов ежегодно.
Туризм
По определению Турдепартамента Квебека катание на снегоходе и АТV было признано основным продуктом, приносящим доход. Он выглядит как $ 725 млн в год! Маленький пример. Французы обожают снегоходный вид отдыха в Квебеке. Во-первых, это франкоязычная часть Канады. Если в Монреале таблички названий или реклама ещё иногда дублируются на английский язык, то в Квебеке всё на французском. И потом, и это самое главное, во Франции напрочь запрещено снегоходное движение, поэтому французам сам бог велел «оттягиваться» на снегоходах по Канаде. А если прикинуть весь доход от снегоходного туризма по всей Канаде, то цифра будет впечатляющей: $ 1,6 млрд ежегодно.
Из чего складываются эти астрономические цифры
Вот вы приехали в Канаду покататься на снегоходе. Во что обойдётся пользование благоустроенными трассами?
Один день – $ 50, включая стоимость страховки $ 10.
Неделя – $ 150, включая страховку $ 20.
Сезонный абонемент – $ 225 и $ 45 страховки.
Арендная круглогодичная плата – $ 375, включая $ 140 страховки. И вы можете пользоваться всеми 33500 км связанных между собой трасс ФСКК. Арендную плату должны платить даже те люди, по землям которых пролегают снегоходные трассы. Многие делают это безропотно, потому что им это выгодно. На их земле могут располагаться гостиницы, клубы, рестораны, сервис снегоходов и АТV или бензоколонки. Это приносит доход. Но есть владельцы, которые требуют за то, что трасса пролегает по их земле, бесплатное членство клуба. Тогда дирекции ФСКК приходится рассматривать их предложение на предмет уступить им, или выгоднее будет перенести трассу.
Быть в Канаде и не попробовать их хвалёные трассы…
Группа из 16 человек – дилеров BRP практически со всех регионов России и я среди них, один журналист. Ребята весёлые и все, как потом оказалось, здорово ездят что на снегоходах, что на АТV. Первый день, мы разделились на две группы по восемь человек. Нашу группу ждала трасса для четырёхколёсников.
Да, я забыл сказать, что канадцы были рады нашему приезду ещё потому, что русские привезли им настоящую зиму. Весь сезон снега было катастрофически мало, и вот за день до нашего приезда завалило весь Квебек так, что люди в городе из своих симпатичных домиков буквально вылезали через прокопанные снежные туннели.
На трассе для АТV полный беспредел, снежная каша, круто замешанная сотнями колёс. Причём если снегоходные трассы уже успели привести в порядок, на трассы АТV явно махнули рукой, мол, для этих полноприводных и так сойдёт.
Выбираю себе двухместный Outlander 500 MAX HO EFI/XT, мудро рассудив так: во-первых, я на двухместном Outlander с 500-м мотором не ездил, они в Россию до сих пор не поставлялись. И потом. База у двухместного длиннее, не так его будет «колбасить» и раскидывать по этой мешанине, да и мне будет полегче, недавняя травма ещё давала о себе знать. Взмах руки нашего «маршала» в ярко-оранжевом жилете, и мы поехали.
Не буду утомлять читателя, наматывая ему на уши 300 вёрст нашего непростого пути. Один только эпизод. Гора. Приличная такая гора, моему АТV перемахнуть её – как нечего делать. Если бы только склон не был так завален снегом. На нём сели все, включая наших маршалов. И мы долго стояли у подножья, глядя, как они разматывают лебёдки, сели капитально.
Следующая очередь моя. Сколько раз я говорил и писал, что длиннобазный двухместный четырёхколёсник на горе даст фору любой короткой одиночке. И потом, я внимательно следил, какие ошибки совершали мои коллеги, одолевая гору.
До середины долетел с хода. Я ещё не начал терять скорость, но уже чётко понял, если не зацеплюсь правыми колёсами за снег, торчать мне на склоне, как мухе на липкой ленте. Зацепился, но через 20 метров колёса опять начали вязнуть в рыхлом снегу. Резко, на левую обочину, а вот теперь малость не хватает мотора, он начинает задыхаться, как старый астматик. Эх, сюда бы «800-ку»! Но по миллиметру всё же вылез. Слез я с Outlander, с которого сползал расплавленный жаром мотора снег, и мне подумалось: хорошо, что моя «500-ка» не собака, а то давно бы язык высунула.
Все встретились в автобусе. И тут такое началось. Все, кто ездил на АТV, начали рассказывать всякие ужасы, как мы, бедные, боролись с жутко раздолбанной трассой, которая после нас стала ещё хуже, что мы по-дружески просто не советуем на неё завтра соваться, потому как мы бы хотели в полном составе встретиться в самолёте, чтобы улететь на родину… Шутки шутками, но, как известно, вода камень точит. Короче, энтузиазм второй половины нашей команды явно пошёл на убыль, и они здраво рассудили, что лучше завтра пойти на матч «Монреаль Канадиес» с «Ванкувер» (когда ещё представится такой случай), чем лечь костьми на одной из безымянных трасс Канады.
Тут поднялся со своего сиденья Василий Смертин, глава эксклюзивного дистрибьютора компании ВRP в России, и разрядил обстановку:
– Я вам обещаю, – сказал он, – что трасса для АТV завтра будет идеальная.
– Как это?
– Моя проблема, – коротко отрезал он.
Наутро трасса и впрямь оказалась проутюжена огромными ратраками. Тут настал черёд обидеться нашей группе, мы-то её, считай, на пузе пропахали, а этим всё на блюдечке…
Я его потом отвёл в сторону и спросил:
– Как удалось уговорить канадцев, работать ночью?
– Очень просто, всё чисто по-русски, – ответил он, – дал денег.
– Много? – полюбопытствовал я.
– Да нет, ерунда, всего-то 500 канадских долларов, и утром 300 км трассы в идеале.
Следующий день был снегоходный. Вот где я получил настоящее удовольствие. По той же причине выбираю себе двухместный снегоход Ski-doo GTX 600HO SDI, он поспокойнее ведёт себя в дальних поездках, и в путь. Бросаю взгляд на одометр и глазам не верю: 50000 км общего пробега! Это для снегохода очень много, тем более что ему ещё не исполнилось и двух лет. Малость «ушатана» ходовая, снегоход рыскает на небольшой скорости по укатанной трассе. Это не удивительно, столько пропахать по снегу. Но если дорога чуть заснежена, и малость подсыпать «газку», то лыжи вцепляются своим направляющими в снег, и снегоход вновь обретает прямолинейность движения. Что ж вы хотите? Прокат – штука суровая. Я потом спросил нашего маршала: «Его хоть ремонтировали?» Он пожал плечами: «Вряд ли…» Потом спохватился и добавил: «Но масло меняли регулярно…».
Зато двухцилиндровый двухтактный 600-й Rotax под капотом тянул так, будто не было за его натруженными плечами этих долгих 50000 км. Пусть на меня не обижаются любители четырёхтактных моторов (я сам их очень люблю), но всё же для снегохода нет ничего лучше лёгкого и по-хорошему злого двухтактника.
Я ехал вторым, сразу за маршалом, и чтобы попробовать снегоход, пользовался старым проверенным способом. Отпускаю ведущего и бросаюсь в погоню. Моментально за сотню. Но, честное слово, скучно же пилить 70 км/ч по идеально укатанной трассе. Подъезжает мой коллега и коварно шепчет мне на ухо: «Ты упрись маршалу в багажник, он в зеркала всё видит, не выдержит – и прибавит».
Не прибавил. Зато мимо нас с эффектным шлейфом снега на двух «Ямахах» протопили два снегоходчика в ярких красивых комбинезонах, объезжая нас прямо по целине. Мы их встретили километров эдак через 10…
Две «Ямахи» сиротливо уткнулись носами в сугроб, а их хозяев с видимым удовольствием «жевали» двое полицейских. Их лица просто светились от радости. Ещё бы. Думаю, лихие ямаховцы им дневной план перевыполнили. Загибайте пальцы. Превышение скорости в два раза минимум и езда вне трассы… Даже считать не хочется. Охота ехать быстро у меня почему-то пропала. И потом – зачем? Такая красота кругом. А законные 70 км/ч – это ровно столько, чтобы разглядеть эту красоту и успеть к ужину в одном из уютных ресторанчиков на трассе.
< Quad, e-motion, touringINTERMOT 2016 >