«Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна» – написано в точности про организаторов мотоциклетных соревнований. Лишь немногие представляют себе, чего стоит в прямом и переносном смысле проведение гонки. «Мотоэксперт» неоднократно смотрел на мотоспорт глазами гонщиков и болельщиков, а поговорив с организатором гоночной серии «Буйные есть?» Александром Кононенко, увидел мир эндуро с необычного ракурса.
Как попадают в организаторы соревнований? Из большого спорта?
В большом спорте я никогда не был. Моя история, как у множества современных мотоциклистов, началась с мопедов, «минсков», «чезетов». А в 16 лет появился первый японский мотоцикл, Suzuki DR 350. Занимался в основном дорожным хулиганством, а заодно начал понемногу ездить на небольшие мотокроссы и кантри-кроссы. И соревновательный момент придал мне дополнительную мотивацию к езде на мотоцикле. Следующий большой шаг – покупка прицепа. Тогда мотоцикл стал ещё и поводом для путешествий в новые места, общения с новыми людьми. Эндуро становился всё более универсальным средством для расширения кругозора.
В Калуге и окрестностях сильная школа мотокросса, оттуда вышло много известных спортсменов, в том числе Евгений Бобрышев, равного которому у нас в стране не было 40 лет. Это как-то повлияло на общую обстановку в местном мотоспорте?
Калужский мотокросс начал развиваться ещё в советское время. Например, у нас жила и живёт легендарная чемпионка Антонина Коломыцина, у неё вырос сын-мотогонщик, так что появлялись целые династии. С развалом СССР мотокросс не пропал, был клуб при заводе, из которого вышли до сих пор выступающие спортсмены. И здесь очень сильна преемственность и энтузиазм. Перестав ездить, гонщики не уходят из спорта, тренируют детей, работают судьями, строят трассы. И всё это не ради денег, которые даже скорее приходится вкладывать, чем зарабатывать, а из любви к спорту. Я познакомился с этими людьми и понял, что если не могу по множеству причин реализовать себя как профессиональный спортсмен, то мне вполне под силу заниматься развитием мотоспорта в масштабах как области, так и страны. Из локальных успехов – нам удалось получить земельный участок под калужский мототрек, чего не было никогда. У нас были кроссовые трассы, на них проходили крупные соревнования, но рождались они стихийно и так же умирали. Появлялся собственник земли, или начинали писать жалобы на шум дачники, и мы шли искать новое место. А сейчас будет официальный спортивный объект в городской черте, куда можно приехать после работы, переодеться, сесть на мотоцикл и потренироваться. И выезд на тренировку станет занимать не целый день, а несколько часов. Будет легче спортсменам, появятся новые люди, которых сейчас отпугивают организационные сложности.
А что удалось придумать за рамками Калужской области?
Сделать что-то заметное в мотокроссе не так просто. Он популярен, понятен, зрелищен, вокруг него много структур, трасс, соревнований. А эндуро после распада СССР пришло в упадок, несмотря на большой потенциал, и до сих пор до конца не восстановилось. Осталось ещё достаточно свободных ниш, где можно сделать что-то интересное. И вот мы поездили по соревнованиям, посмотрели заграничные видеоролики и увидели формат, которого у нас нет и не было. Это эндуро-кросс, гонка по трассе со сложными эндурными препятствиями, но, как в мотокроссе, в несколько относительно коротких кругов с общим стартом. То есть появлялись новые требования, надо было не только быстро проехать, но и преодолеть препятствия, которые в принципе труднопреодолимы. Когда приглашали спортсменов на форуме, спросили: «А буйные есть?». И так появился девиз и неформальное название гоночной серии, «Буйные есть?». Сейчас она развивается, и мы уже себя не ограничиваем рамками эндуро-кросса, обычно добавляем гонки по экстремальному эндуро и соревнования «Подъём на холм». Есть планы сделать целый фестиваль мотоспорта, в котором будут представлены различные гоночные серии по мотокроссу, кантри-кроссу, супер-эндуро, а также гонки на питбайках и квадроциклах. Чтобы один человек мог проехать несколько разных гонок и как следует отдохнуть. Именно поэтому в 2017 году мы проводим ребрендинг. «Буйные» меняют официальное название, а заодно адрес своего интернет-ресурса с «Еndurocross.ru » на «ХЕnduro.ru».
Понятно, как сделать экстремальное эндуро в Австрии или Румынии, когда рядом огромные горные массивы. А откуда берутся площадки для таких соревнований в России?
Есть уже готовые, с инфраструктурой, например, в мотопарке «Вельяминово». Там есть отличная классическая кроссовая трасса, есть лес с кантри-кроссовым участком, мы построили трек для эндуро-кросса. В окрестностях Калуги мы нашли заброшенный карьер. Это очень интересная территория, каких в Центральной России мало, с камнями и крутыми склонами, идеальная площадка для экстремального эндуро западного образца. Ещё одна локация – угольный карьер в Тульской области. С сыпучей почвой, водой, космическим пейзажем. Даже просто там находиться впечатляет. А в сочетании с ездой на мотоцикле и азартом гонки – впечатление тройное. Я туда приехал под конец сезона-2016 и так впечатлился, что решил обязательно сделать там гонку, третий этап. Получился он уже под конец осени, когда выпало немного снега, но все остались очень довольны. В следующем сезоне мы проведём три этапа именно на этих трассах. И погода будет получше, начнётся сезон в конце мая, а закончится в августе.
Если в Испании, Франции, Италии бездорожье – это прежде всего горы и камни, то в России – грязь. Не было идеи использовать её в качестве препятствий?
Грязь у нас повсюду, и по ней много ездят. Но классика эндуро – это склоны. И мне хочется показать людям этот спорт в его традиционном виде, что эндуро – это не сидеть в болоте, а подниматься в гору. После этого гонщики едут в Европу и уже не смотрят в ужасе на крутой каменистый подъём. Я считаю, что развитие экстремального эндуро в России – это и наша заслуга. Гонщиков становится всё больше, они учатся ездить по сложным препятствиям, потом выезжают за границу. На Erzberg , Romaniacs , 111 Megawatt стабильно собирается большая команда из России. Победитель нашей серии Давид Леонов нашёл смысл именно в этом типе соревнований, и сейчас очень прилично выступает в чемпионате мира по суперэндуро и больших международных соревнованиях по хард-эндуро.
Мы за границу ездим часто. А когда заграница поедет к нам?
Интерес есть, мы активно продвигаем свои соревнования по зарубежным форумам и соцсетям, и уже в этом сезоне ждем иностранных эндуристов, прежде всего из Эстонии и Финляндии. Они уже приезжали на российские гонки, но ближе к границе, а теперь интересуются «Буйными». Но для них поездка по дорогам России намного страшнее, чем участие в суперэкстремальном эндуро, так что пока осторожничают.
Езда по таким серьёзным препятствиям чревата серьёзным травматизмом. Как обеспечиваете безопасность участников?
Местами бывает страшно не то что ехать, а даже смотреть на трассу. Но на самом деле наши гонки безопаснее, чем тот же мотокросс. Скорости невысокие, местами приходится перетаскивать мотоцикл на себе. Так что травм немного. Мы сами гоняем и знаем, как правильно строить препятствия, где располагать элементы, весь маршрут многократно проверяется. Наконец, мы можем отказаться от каких-то очень интересных кусков маршрута, но обеспечить быстрый доступ медиков и эвакуатора. Потому что главная задача – это всё-таки безопасность. И в этом наше отличие от многих зарубежных гонок, где этим вопросам уделяют не так много внимания.
Откуда такая осведомлённость о зарубежных гонках?
Я сам выступал в «Эрцберге» и 111 Megawatt , так что посмотрел на них изнутри. У них большая цель, каждый год поднимать уровень, задавать новую планку сложности. Гонщики адаптируются, ездят всё лучше и лучше. Но есть и минусы. В «Эрцберге» я бы больше участвовать не хотел и любителям бы не пожелал. Там крутая тусовка, большой праздник, типа слёта в Малоярославце, только для эндуристов. Но сама гонка очень опасная и сложная. Организаторы стараются отсеивать тех, у кого нет перспектив, уже на первых метрах. Но постепенно трасса становится настолько сложной и опасной, что даже профи боятся.
Куда развиваться твоим соревнованиям?
Развиваться можно в разных направлениях. До бесконечности можно улучшать качество. Использовать более профессиональную систему хронометража. Строить больше препятствий, делать их сложнее. Нанимать для эвакуации вертолёт и за счёт этого прокладывать трек в более сложных местах. Расширять географию в сторону горных регионов. Организовывать дополнительные развлечения для зрителей. Из простых и важных дел – введение новых классов. У «Буйных» сложился не вполне соответствующий действительности образ гонки сложной и опасной. Одних это привлекает, других – отталкивает. В 2017 году мы собираемся разделить гонку на несколько классов, для любителей облегчить дистанцию, построить объезды сложных мест и дать возможность сделать первые шаги, не имея серьёзных навыков. А опытные спортсмены будут рубиться по полной программе там, где больше никто не проедет. Формат до конца не определён, скорее всего, это будут раздельные заезды, но, может, и общие с возможностью срезки для любителей. Оба варианта – обычная практика для зарубежных гонок.
Проведение гонок – сложный и трудоёмкий процесс с не вполне понятной выгодой. Это бизнес?
В первую очередь это хобби. Одни любят кататься на мотоциклах, тратить на это силы, время, деньги. А для меня мотоспорт – это не только ездить, но и организовывать соревнования. Это затратно, заработать на этом не получается, в лучшем случае по большей части окупить. Но это действительность всего российского мотоспорта, где главная движущая сила – энтузиазм. Началось всё с малого, и я не представлял, чем всё обернётся. А обернулось большим делом, которое уже не бросить. К нам приезжают со всей страны, из Тюмени, Петрозаводска, Владикавказа, даже Владивостока и Южно-Сахалинска. Все довольны, и это заряжает новой энергией. К тому же всё это видят другие люди, появляются новые партнёры и уже вроде бы не так тяжело справляться.
Профессиональных гонщиков к приезду на соревнования мотивируют либо статусом, либо призовыми деньгами. «Буйные есть?» не является официальным чемпионатом, призы тоже не слишком большие. Почему к тебе приезжает элита вроде Паршина, Леонова, Назарова?
Вообще мотоспортом занимаются люди увлечённые. Профессиональные гонщики также получают удовольствие от езды на мотоцикле и участия в гонках, как и все остальные. И дополнительная мотивация чаще всего не нужна, просто человек любит мотоциклы, и если бы можно было ездить без остановки каждый день, они бы так и делали. В наш калужский карьер даже Женя Бобрышев приезжал, не на соревнования, а просто покататься. Всем нравится ездить по хорошим трассам в интересных местах. А если брать гонки, то важную роль играет ещё и организация соревнований. Мы стараемся сделать не просто качественное спортивное мероприятие, но и создать вокруг него атмосферу праздника, чтобы было что вспомнить и за чем вернуться.