Падение курса рубля по отношению к мировым валютам, инфляция, снижение покупательной способности населения – все эти неприятные вещи не так давно стали реалиями нашей жизни. События, происходящие в экономике нашей страны, неизбежно влекут за собой изменение ситуации на моторынке. Как уже повлиял экономический кризис, как повлияет, и какие шаги будут предприняты для выживания в этих условиях, «Мотоэксперт» спросил у представителей ведущих российских компаний-импортёров мототехники. Ответ мы получили практически ото всех, каждый рассказал, сколько хотел, кто-то больше, кто-то меньше, мы никого не сокращали и не дописывали. Небольшое количество участников рынка предпочло вообще не раскрывать свои позиции, так что вопрос «почему в тексте нет той или иной крупной организации» надо задать не нам, а её сотрудникам. Конечно, читателю надо помнить, что ситуация меняется каждый день, и на момент выхода журнала она может быть немного не той, что в день подготовки материала, хотя мы и постарались максимально сократить этот временной промежуток.
Мы предполагаем, что цены на мототехнику увеличатся на 40–50 % от цены предыдущего года. Основным фактором роста станет курс доллара, но за счёт остатков прошлого сезона и закупок в межсезонье по промежуточным курсам создастся некий буфер цены на этот сезон. Цены будут следовать и немного отставать от роста курса доллара, примерно на два-три месяца. В настоящий момент цены на нашу продукцию выросли, но меньше, чем поднялся курс доллара, пока её можно купить на 15–30 % дороже, чем в прошлом сезоне. Мы рассчитываем на новых покупателей, которые вместо дорогих брендовых мотоциклов и квадроциклов станут покупать более доступную и при этом качественную технику Baltmotors. Вероятнее всего, мы также вернёмся к выпуску моделей бюджетного сегмента. В настоящий момент скорректированы планы производства и продаж, сокращаются издержки и некоторые расходы.
Определённости пока нет, ситуация может сдвинуться в одну из двух сторон, поэтому мы пока не планируем уменьшения продаж. Тем более, у нас есть возможность оперативно влиять на производство, уменьшая количество заказанных на заводе мотоциклов. Пока что мы повысили цены на 5 %, в дальнейшем будем плавно их изменять адекватно желаемому спросу. Сейчас остались хорошие стоки на различные позиции с очень гуманным относительно курса ценником. В будущем цены останутся в рублях, в прямой зависимости от курса евро они находиться не будут. В головном офисе BMW Россию считают страной с хорошими перспективами на уровне западноевропейских государств, готовы идти нам навстречу и давать льготные условия, от которых в будущем может появиться хорошая отдача. В настоящий момент мы отобрали существенный кусок рынка у «серых» поставщиков запчастей и экипировки. Они вынуждены продавать их в полном соответствии с курсами валют, мы же на многие позиции оставили докризисные цены, так что у официальных дилеров BMW Motorrad их покупать дешевле, чем в Европе. Скорее всего, благодаря такой экономической ситуации мы сможем значительно увеличить продажи запчастей, тюнинга и экипировки. Тем более поставка деталей у нас происходит очень быстро благодаря большому складу и отлаженным каналам поставки. Если «серые» поставщики могут их везти месяцами, то с нашего центрального склада они доставляются за день, с европейского – за неделю. При поломке мотоцикла в разгар сезона эта разница становится принципиальной. Если мы будем удерживать сопоставимые цены, при этом значительно выигрывать в сервисе, «серый» рынок умрёт, и это окажется для нас большим плюсом. Программа мероприятий на лето остаётся без изменений. У нас запланировано открытие сезона с мотопробегом до Минска, внедорожные тренинги и соревнования, трек-дни на Moscow Raceway и тестовые уикенды в Сорочанах, на новом эндуро-полигоне.
Мы закупаем мотоциклы и прочие товары в евро, поэтому есть прямая зависимость между ростом цен и курсом евро. То есть розничные цены на мотоциклы Ducati при курсе 80 рублей за евро вырастут примерно на 50–60 % в сравнении с началом прошлого года. Цены на товары в наличии в салонах дилеров начали меняться одновременно с изменением курса евро, то есть мы начали увеличивать цены на мотоциклы 2014 года уже в конце лета. По состоянию на середину января 2015 сохранились цены на некоторые мотоциклы 2014 года выпуска, в частности, на Streetfighter 848 и все модели Hypermotard. Кроме того, большая часть экипировки и аксессуаров из поставок прошлого года продаётся по старым ценам, а некоторые товары ещё и с существенными скидками до 40 % от рублёвых цен прошлого года. Ducati – это премиальный сегмент, и мы надеемся, что он в меньшей степени пострадает от кризиса в отличии от более бюджетных брендов. Сейчас мы работаем над сокращением затрат, рассматриваем различные сценарии развития ситуации в стране. При этом мы планируем продолжать все мероприятия, которые делали в прошлом году. Будет доступна для тест-драйвов вся линейка мотоциклов Ducati. Как и в прошлом году, совместно с клубами владельцев Ducati мы проведём три этапа Ducati Cup на Moscow Raceway. В этом году мы планируем проведение мастер-классов на Moscow Raceway с топ-пилотами гоночных серий World Superbike и MotoGP. Вполне вероятно, на том же MRW пройдёт крупное международное мероприятие Ducati Riding Experience.
Поскольку московский офис Harley-Davidson представляет интересы компании на рынках не только Российской Федерации, но и стран СНГ, на нашем официальном сайте цены на новые мотоциклы указаны в евро. Аналогично ситуация обстоит и с экипировкой, и с запчастями, и с аксессуарами. Это решение было принято ещё три года назад и никак не связано с текущей рыночной ситуацией. Мы пошли на данный шаг исключительно для удобства наших клиентов из стран ближнего зарубежья. Указанные цифры являются максимальной ценой перепродажи, на территории России эти цены напрямую привязаны к курсу ЦБ РФ (или же национальных банков других стран) на день заключения контракта. То есть на практике это значит, что в салонах официальных дилеров Harley-Davidson наш клиент, как и раньше, сможет увидеть актуальную цену в рублях или местной валюте. Мы всегда работали в тесной привязке к курсу валюты, поэтому нынешняя ситуация не стала для нас и наших дилеров чем-то необычным. Наши бизнес-процессы потребовали лишь точечной оперативной коррекции в связи с нестабильным поведением курса евро. Сложившаяся обстановка не может не повлиять на цены, они будут меняться в соответствии с рыночной ситуацией. Конечно же, мы понимаем, что увеличение цен в рублях строго пропорционально курсу валюты совершенно не обрадует наших клиентов и не облегчит работу нам. Поэтому мы планируем постепенно компенсировать растущую стоимость нашей продукции за счёт дополнительных услуг, которые позволят предложить поклонникам бренда высококлассный сервис вне зависимости от экономических условий. Мы также планируем продолжить развитие нашей кредитной программы Harley-Davidson Financial Services, которая позволит нашим клиентам не откладывать покупку и исполнять свои желания прямо сейчас.
Наш модельный ряд стабильно пользуется спросом во всём диапазоне цен. В отличие от рынка, например, автомобильного, покупка Harley-Davidson – это не всегда рациональный выбор по стоимости или богатству комплектации. Наши модели отличаются друг от друга не ценой, а функциональным предназначением или стилистическими особенностями. Покупатель выбирает Harley-Davidson сердцем. Поэтому критерием выбора того или иного мотоцикла чаще выступает желание клиента приобрести транспорт для удовлетворения определённого желания или решения задачи. Например, более доступное семейство Sportster больше подходит для эксплуатации в городе, так как мотоциклы этого семейства более компактные, экономичные и манёвренные. И если клиент изначально хотел приобрести комфортный круизер для путешествий, Electra Glide, он вряд ли обратит свой взор на младшую модель, поскольку она не соответствует его потребностям, хотя её цена более привлекательна. Но всё же год предстоит непростой, мы осознаём, что определённый процент покупателей сместит свои приоритеты в пользу более доступных моделей. Поэтому в конце прошлого года мы приняли решение о выводе на российский рынок новой модели Harley-Davidson Street 750, которая станет самым доступным мотоциклом марки и позволит приобщиться к культуре Harley-Davidson как начинающим райдерам, не готовым пока сделать выбор в пользу тяжёлого круизера Harley-Davidson, так и опытным мотоциклистам, которые раньше выбирали компактный мотоцикл для города, в основном в классе нейкедов или малокубатурных спортбайков.
Прошлый год преподнёс много сюрпризов, многие из поставленных целей были успешно достигнуты, но были и моменты, которые мы хотели бы улучшить. В целом, год закончился неплохо, и с учётом внешних условий мы довольны результатом. В новом году мы планируем по-прежнему фокусироваться на долгосрочном развитии. Даже если рынок стагнирует, жизнь не останавливается. И успешным сможет стать тот бизнес, который готовится к росту после завершения периода нестабильности. Для нас это возможность заложить фундамент будущего успеха, найти в своей работе те моменты, на которые мы обращали меньше внимания в период естественного роста рынка. Harley-Davidson – это не только мотоциклы, это ещё огромный пласт культуры, с которой связаны интереснейшие мероприятия, путешествия и, конечно же, комплекс сопутствующих товаров и услуг – экипировка, одежда, аксессуары, а также сервисное обслуживание наших клиентов. Об этом часто забывают, но аксессуары, экипировка и дополнительные услуги – значительная часть нашей прибыли, которая позволяет диверсифицировать бизнес и оставаться «на коне» даже в непростой экономической обстановке. Невозможно долгое время находиться в состоянии стресса и неопределённости, и наши покупатели тоже это понимают. Как мы говорили ранее, Harley-Davidson – это продукт для души, именно в непростое время часто хочется порадовать себя и подарить новые эмоции. А это именно то, для чего существует наша марка.
Так как мир Harley-Davidson практически неразрывно связан с различного рода мероприятиями, мотофестивалями, поездками и путешествиями, мы не планируем отказываться от каких-либо активностей. Для многих наших поклонников эти мероприятия играют очень важную роль, «клубная» жизнь – это не просто выезды на природу с друзьями, это продолжение их натуры и характера, это естественная часть мотосезона, которую мотоциклисты ждут всю долгую зиму. Она неотделима от Harley-Davidson. Мы не можем позволить себе сократить маркетинговые активности, так как они – неразрывная часть продукта, который мы предлагаем. Без мероприятий, путешествий и мотофестивалей Harley-Davidson станет просто двухколёсной машиной из железа. Поэтому вопрос о том, чтобы лишить наших клиентов хотя бы части этих впечатлений и эмоций даже не рассматривается.
Компания Honda Motor RUS уже подняла розничные цены на мотоциклы на 20%. Ценник на запчасти вырос почти вполовину. Пока мы делаем всё возможное, чтобы удержать цены на этом уровне. Это не так просто, поскольку техника закупается за валюту, и нам придётся ориентироваться на курс. Пока кризис дал о себе знать высокими продажами в декабре. Мы намного превысили план по вполне объяснимым причинам, курс уже вырос, а цены – нет, люди торопились вложить рублёвые накопления, пока они не обесценились. В будущем мы ожидаем падения спроса на нижний и средний класс мотоциклов в ценовой категории от 400000 до 700000 руб. При этом дорогие модели вроде VFR1200 и GoldWing рассчитываем продавать в достаточно большом количестве, поскольку на их покупателях кризис особенно не сказывается. Соответственно, будут проходить масштабные мероприятия для владельцев GoldWing, связанные, в первую очередь, с 40-летним юбилеем модели. Также будут организованы пробеги и тест-драйвы, но в целом активность по сравнению с прошлыми годами будет немного снижена.
Формула ценообразования у нас не изменится. Всё будет зависеть только от курса национальной валюты к валютам стран-экспортеров. Цены на продукцию будут находиться в прямой зависимости от уже указанных кросс-курсов. Мы делаем всё возможное, чтобы цена увеличивалась не столь драматично, но не всё зависит от нас. Хотя мы и добились некоторых ценовых преференций от поставщиков и снизили до минимума размеры маржи, как своей, так и дилеров. Более того, в валюте наши цены даже понизились по сравнению с 2014 годом, но курс нивелировал всё.
К сожалению, мы прогнозируем отказ не только от дорогих моделей, но и от мототехники вообще. Если более детально, то, конечно, ориентация на бюджетные модели будет преобладать. В этом плане у Kawasaki позиции на рынке сильные, поскольку мы традиционно продаём большое количество недорогих мотоциклов, в том числе бестселлер Ninja 300. Деятельность по поддержке клиентов и продвижению бренда будет как минимум менее активна, чем в последние два года. Возможно и полное свёртывание активности в данной области. В целом можно сказать, что кризис уже повлиял на нашу деятельность достаточно сильно, но, что самое неприятное, не очень понятно, что будет происходить дальше.
В данный момент мы все находимся в непростой экономической ситуации. Естественно, весь товар мы закупаем в Европе, Америке или Японии. И розничные цены привязаны к валюте. Цены выросли, но мы стараемся не поднимать их пропорционально росту курса. Некоторые модели мотоциклов, квадроциклов, экипировки и запчастей до сих пор можно купить по старым рублёвым ценам.
Если говорить о розничных ценах на 2015 год, то в данный момент мы ведём переговоры со всеми нашими партнёрами о предоставлении специальных условий для российского рынка. Но о каких-либо конкретных результатах говорить ещё преждевременно. Наши партнёры с пониманием относятся к ситуации в России и всячески стараются пойти навстречу. Естественно, продажи в следующем году снизятся во всех сегментах мотобизнеса. Какое-то количество клиентов предпочтёт более бюджетную или подержанную технику, недорогую экипировку. Но их доля будет не слишком значительной. Должно пройти время, чтобы клиенты привыкли к новым ценам. Сомневаюсь, что, если человек собирался купить «Мерседес» или «Тойоту», он пересядет на SsangYong или «Жигули».
Если говорить о нашей компании, то наше положение стабильно, и, несмотря на все негативные тенденции в экономике, наши продажи в 2014 г. выросли во всех сегментах бизнеса. За всё время, что мы занимаемся мотобизнесом, мы пережили не один кризис и имеем определённый опыт поведения в данной ситуации. Так что мы с оптимизмом смотрим в будущее. И не собираемся сворачивать никакие клиентские программы, а только расширять их.
В той рыночной ситуации, которая сформировалась сейчас, безусловно, цены на продукцию будут меняться. Так как при производстве мототехники производители используют не только свои комплектующие, но и закупают компоненты за валюту, повышение цен – это логичный итог. При этом цены, конечно, не будут расти пропорционально росту курса, так как покупательская способность у людей всё же уменьшилась. Но пока отпускные цены на некоторые модели M1NSK остались прежними. Основная задача производителя в таких условиях – максимально оптимизировать свои затраты и структуру. Чем мы и занимаемся в настоящий период. Что касается продаж, мы прогнозируем не самую благоприятную ситуацию в средне- и малобюджетном сегментах. Они пострадают, потому что в сегодняшней ситуации потребители будут отказываться от приобретения мототехники в пользу более необходимых товаров.
Так как мы работаем с американским поставщиком техники, то, конечно, зависим от курса доллара, всё будет зависеть от курса доллара. Так что, к сожалению, чем выше будет доллар, тем выше будут цены на снегоходы и мотовездеходы Polaris. Смена приоритетов покупателя, конечно, будет. Спрос на дорогую технику как был, так и остался. Больше в данной ситуации пострадает сегмент бюджетной техники, поскольку она достаточно серьёзно подорожала, и клиент, который покупал её раньше, уже не всегда готов к таким расходам. На настоящий момент мы подняли цены, так что по старым уже ничего не купить. Все запланированные мероприятия мы намереваемся провести в полном объёме.
В нашей продукции есть доля импортных комплектующих, цена на которые зависит от валютного курса, также в последнее время резко поднимают цены отечественные поставщики сырья и комплектующих. Какой рост цен прогнозировать, как они будут расти и на каком уровне остановятся, пока непонятно. В целом цены на технику, аксессуары и запасные части будут меняться в зависимости от курса доллара, как в сторону повышения, так и в сторону понижения. При формировании ценовой политики также учитывается рыночная и конкурентная ситуация. Но ассортимент товаров, закупаемых за доллары, естественно, привязывается к курсу валют. Так как в торговой программе компании присутствует техника с различной локализацией производства, изменение рублёвой стоимости на каждую модель техники индивидуально. Локализацию производства моделей, разработанных собственным конструкторским бюро и производимых в России на Жуковском веломотозаводе, планируем довести в этом году до 70–80 %, соответственно, курс валют не будет иметь на её цену большого влияния. На комплектующие импортного производства цены, конечно же, растут, стоимость техники, соответственно, тоже.
Об изменениях в структуре рынка можно будет однозначно судить после какой-то стабилизации, приоритеты людей в покупках однозначно будут меняться, на какое-то время рынок может «просесть», но мы оптимистично надеемся на его становление и дальнейший рост. Мы думаем, что от идеи купить технику для активного отдыха и рыбалки люди не откажутся, но пересмотрят позиции и приоритеты по поводу брендов. Последний месяц показал данную тенденцию особенно ярко. Наши дилерские центры ощутили интерес к производимой нами технике, то есть потенциальные покупатели переориентировали свои взгляды на бренд STELS. Это произошло не только по причине доступности техники, но и потому, что опыт её эксплуатации показал, что наши заводы способны производить качественный продукт. Сокращать модельный ряд мы не планируем, наоборот, полным ходом идут работы по запуску в производство новых моделей квадроциклов и снегоходов. Самое время обратить внимание на технику российского производства, ведь это и доступность запасных частей, и обширная дилерская сеть, которая в плане обслуживания играет важную роль.
Кризис – хорошее время для повышения эффективности, улучшения производственных процессов, качественной перестройки организационной системы компании, анализа недостатков изделий. Отсутствие боязни опоздать за растущим рынком подразумевает качественное улучшение как продукта, так и механизма реализации. Кризис отразился только на объёмах реализации, соответственно, на объёмах производства. Мы смотрим на снижение спроса с положительной точки зрения. У производства появилась реальная возможность ускорить запуск нового оборудования, повысить эффективность работы всех звеньев производства, начиная от закупки сырья, заканчивая сборкой готовой продукции. На предстоящий сезон у нас существует разработанная программа PR-мероприятий, она будет реализована. Мы постараемся проводить побольше мероприятий для покупателей, тест-драйвы в салонах дилеров. Увеличим интернет активность. Поменяем формат проведения тест-драйвов для СМИ. Одним словом, сейчас самое время попробовать что-то новое и ещё раз заявить о себе.
Мототехника, представленная на рынке России, производится за рубежом или собирается из запчастей, на 90–100 % производимых за пределами РФ. Цены на данные продукты привязаны к курсу доллара или евро, и, как следствие, цена в рублях будет определяться курсом. В кризисы покупательская способность падает. Наша компания для удержания своих позиций на рынке стимулирует продажи за счёт уменьшения наценки и оптимизации расходов, благодаря чему удаётся поддерживать максимально привлекательные цены для конечного покупателя.
В кризисной ситуации покупатели крайне осторожно и более внимательно подходят к выбору продукции. Мы будем наблюдать не только отток покупателей от дорогой элитной техники и переход на более бюджетные варианты, но отказ потребителей от техники с сезонным сроком службы, которая была представлена в большом ассортименте на внутреннем моторынке России. В кризисный период основа грамотного выбора – ликвидность техники, а в данном случае востребованность её на вторичном рынке, стоимость содержания, запчастей и их наличия.
Техника, представленная моей компанией на российском рынке, полностью соответствует данным требованиям кризисного периода. Во вторичной продаже вы можете найти нашу технику даже 90-х годов выпуска, которая, подобно старым советским холодильникам «ЗиЛ», усердно служит своим хозяевам и очень мало падает в цене. Возможно, многие будут пользоваться неоригинальными запчастями, заменяя их на копии, продувать и мыть фильтры, не менять, а заклеивать пластик, делать ремонт своими силами, что называется, «на коленке», но это временно.
В связи с увеличением стоимости валют, многие пересмотрели свои расходные статьи. Рост интереса к внутреннему туризму спровоцировал среди активных людей интерес к технике для активного отдыха, мотоциклам, скутерам, питбайкам, квадроциклам, эндуро. Повысился интерес к охранным системам ABUS для мототехники. По опыту наших европейских партнёров, в кризисные годы спрос на такую продукции возрастает многократно. По этой причине мы пересмотрели наш заказ по данным направлениям на 2015 год. Мы всё время проводим распродажи и акции вне зависимости от курса валют. В наших салонах пока ещё можно найти товары по старым ценам. На проведение мероприятий для наших оптовых и розничных клиентов кризис никак не отразится. Все мероприятия, в которых мы принимали участие и организовывали с 2005 по 2014 год, будут проводиться и в 2015 году. Также мы имеем весь модельный ряд техники для проведения тест-драйвов, включая новинки 2015 года.
Проблема сейчас не только в курсе доллара. Поднялись закупочные цены, транспортные расходы, таможенные платежи. В связи с этим выросли и розничные цены. Причём в долларах они не особо изменились, но при пересчёте на рубль разница получается ощутимая. Мы продаём американские товары, поэтому и цены привязаны к курсу доллара США. Что касается продаж мотоциклов, не думаю, что клиенты отдадут предпочтение бюджетным моделям взамен топовых. Мы продаём недешёвый товар, и наши клиенты – люди состоятельные. Речь, скорее, идёт о том, примет ли человек решение о покупке ещё одной дорогой вещи или возьмёт паузу до более стабильной ситуации в стране в целом и на рынке мототехники в частности. Уверена, что люди, живущие любовью к мотоциклам, скорости, дороге, свободе, не откажутся от своей мечты в угоду кризису, политическим склокам или чему-то ещё. Касаемо объёмов продаж сейчас выводы делать рано, так как события последних месяцев совпали с периодом сезонного затишья среди мотоциклистов. А что будет весной и летом – время покажет. Ещё пару-тройку месяцев назад возможно было сохранить старые цены. Но сейчас мы их уже подняли. Наши планы по поводу участия в выставках, проведения тест-драйвов и так далее не изменились. Жизнь продолжается, и бизнес тоже.
Несмотря на текущие проблемы, с которыми сталкивается экономика России, ООО «Ямаха Мотор Си-Ай-Эс» сохраняет уверенность в будущем росте рынка мототехники на территории Российской Федерации. В данный момент крайне сложно делать какие-либо краткосрочные оценки и прогнозы. Мы вынуждены максимально быстро реагировать на меняющуюся экономическую ситуацию.
Ценовая политика на предстоящий период будет складываться под давлением многих негативных факторов, и это не только падение курса рубля, также влияют изменяющиеся ставки по кредитам, рост издержек, связанный с растущей инфляцией, общее снижение объёмов продаж. Наша компания прилагает все усилия, чтобы максимально сгладить негативный эффект для российских покупателей. Благодаря ажиотажному спросу, вызванному инфляционными ожиданиями, мы пока не наблюдаем сильного спада рынка по состоянию на конец 2014 г. Учитывая наш опыт прошлой работы в условиях кризиса 2008/2009 годов, мы прогнозируем значительное изменение рынка по итогам 2015 г.
Так как компания Yamaha сохраняет уверенность в будущем российского рынка мототехники, мы и наши официальные дилеры намерены продолжать мероприятия, направленные на стимулирование и формирование спроса, улучшение качества обслуживания наших клиентов. Совместно с официальными дилерами мы планируем использовать предстоящий непростой период для построения ещё более эффективной бизнес-модели, повышения уровня удовлетворённости наших покупателей и качества сервиса.