На два дня

На два дня

Текст: Николай Богомолов
Фото: Роман Романишин

Как поступить, если хочется прокатиться по Европе, посмотреть западные достопримечательности, поесть непривычной пищи, но при этом есть всего два дня? Для жителя столичных регионов вариантов немного, и самый простой – Финляндия и прибалтийские республики бывшего СССР.

Возможность съездить на пару дней в Европу у нас появилась благодаря российскому представительству Harley-Davidson. В Санкт-Петербурге проходил большой фестиваль Harley Days, туда свезли пресс-парк мотоциклов, а потом заодно решили покатать журналистов по окрестностям, чтобы лишний раз не ездить. Так что стартовой точкой оказалась Ленинградская область, где сосредоточился пресс-флот в виде туринговых моделей разной степени капотированности, а также пара классических круизеров.


На самом деле Европа началась уже в России. Зеленогорск – городок вполне европейского типа. Раньше там селились финны, 300 лет назад русские его отвоевали, и теперь на симпатичном побережье Финского залива среди высоких сосен располагаются гостиницы, дома отдыха, яхт-клубы, начисто лишённые советского колорита. Дороги лучше, чем в среднем по России, и даже многие европейские уступают им в качестве.


Ночлега разной степени комфорта и дороговизны в городе масса, мы расположились в отеле Терийоки, названном в честь давно переименованного финского посёлка. Просыпаешься – за окном причал, стоянка для яхт, пляж и вид на бесконечную водную гладь, как будто не под Питером, а где-то в другом мире. Даже уезжать не хочется, но «Харлеи» под окнами всё-таки заманчивее тихого созерцания. Но если запас времени большой, можно с удовольствием провести здесь несколько дней.


Дорога до границы качественная, хотя узкая, по большей части по одной полосе в каждую сторону. Но автомобилисты, в том числе дальнобойщики, вежливые, сдвигаются правыми колёсами на обочину и дают безопасно обгонять даже при сплошной осевой. Пограничный переход в Светогорске оказался совсем не тяжёлым. Возможно, мы оказались в нужное время в нужном месте. Но обошлось без очередей, выворачивания кофров и прочих радостей, обычно встречающих российского гражданина при попытке покинуть родину, как будто его пытаются напоследок наказать, чтобы жизнь мёдом не казалась.


Давно уже прошли времена, когда ты переезжаешь границу и попадаешь в другой мир. Дороги в этой части Финляндии в целом неплохие. Но многочисленные битумные заплатки под дождём в контакте с «харлеевскими» штатными покрышками создают эффект голого льда. Вроде бы скорость небольшая, но выходишь на обгон с лёгким прибавлением «газа» и чувствуешь, как на гигантском Road Glide корма начинает уходить вбок, встаёт перпендикулярно движению, кое-как возвращается обратно, руль пару раз играет от упора до упора, и только потом наконец ты продолжаешь движение, пытаясь пережить приступы окопной болезни.


Поэтому езда под дождём, которая в обычные дни просто не слишком приятна, на таких дорогах становится неприятна в квадрате. А погода в этих краях вообще редко балует солнцем и сухостью. Так что на месте потенциального путешественника я бы очень внимательно изучал прогноз и старался ехать посуху. Тем более пейзажи без хорошего освещения выглядят не слишком живописно. А под солнечными лучами разнокалиберные озёра, не очень густые леса, одиноко стоящие домики выглядят совсем по-другому.


Промежуточной целью дня стал городок Савонлинна, расположенный за 270 км от стартовой точки. В своё время, когда Финляндией управляли шведы, там была построена крепость Нюслотт или Нейшлот. Она перекрывала водные пути, поэтому за неё со шведами старательно бился Петр I, желавший таким образом получить выход в Балтийское море. Замок, казавшийся неприступным, он взял, потом вернул, потом его снова завоевали и оставили в составе Российской империи уже до отделения Великого княжества Финляндского в независимое государство.


Естественно, крепость – главная достопримечательность города. Осматривая высокие стены, окружённые водой, прекрасно понимаешь, почему осады тогда длились годами и не всегда оканчивались успехом. Внутри – музей. Вокруг – курорт, поэтому с видом на древние стены можно вкусно пообедать, а при желании и заночевать. Есть что посмотреть в прилежащем городке Савонлинна и окрестностях: древний собор, большую деревянную церковь и несколько музеев.


Но мы выдвинулись дальше, в сторону Хельсинки. В плане дороги ничего принципиально не изменилось, всё те же живописные второстепенные шоссе со скользкими пятнами и не слишком интенсивным движением, самое то, что нужно для больших туристических мотоциклов. 300 км от Савонлинны до столицы Финляндии прошли на мягких сиденьях туреров незаметно. Трафик в Хельсинки не самый напряжённый, так что водители «электричек» и других гигантов не испытывали больших трудностей. Во встроенных навигаторах обнаружились все необходимые карты, но можно было бы обойтись и без них, потому что на всём пути от въезда в город стоят указатели на паромную переправу. Грандиозный комплекс построили сравнительно недавно и вокруг ещё достраивают какие-то сооружения, поэтому ездить приходится между временными ограждениями, местами по срезанному асфальту. Но сам терминал с гигантскими многоэтажными судами производит впечатление. Как и паром. Потратив немного времени на размещение и привязывание мотоцикла, мы разместились в огромном ресторане и не заметили, как через два с небольшим часа оказались в Таллине. Раньше этот паром был знаменит армиями пьяных финнов, которые получали доступ к дешёвому алкоголю, но сейчас всё проходит в рамках приличий.


Вечерняя паромная переправа стала небольшим перебором. 700 км под дождём большой колонной с продолжительными остановками – уже достаточный пробег, а если к нему добавить паром, поиск гостиницы и заселение, спать ложишься в глубокой ночи. Если бы я снова отправлялся в такое путешествие, попытался бы этот момент оптимизировать либо за счёт сокращения остановок в Финляндии, либо за счёт ночёвки в Хельсинки.


Впрочем, усталость предыдущего дня мы компенсировали расслабленным утром в Таллине. Столица Эстонии и в советские времена выделялась европейским обликом, а сейчас и вовсе стала типичным старым восточноевропейским городом вроде Праги или Будапешта. В исторический центр на мотоциклах не особо заедешь, поэтому лучше выбирать гостиницу неподалёку, оставлять в ней технику и багаж и идти гулять налегке.

Помимо пищи духовной, в Таллине всё в порядке с пищей насущной. Как оказалось, эстонская кухня изобилует вкусными и разнообразными блюдами. В режиме «зайти куда-нибудь» мы забрели в ресторан Olde Hansa. Там подают блюда, состряпанные по средневековым эстонским рецептам. В меню присутствует что-то вроде вяленой лосятины и наможжевеленой медвежатины, а также совсем экзотическое типа спельда и фредерики. И ради этого обеда я бы вернулся в Таллин ещё раз.


Проехать в финальный день оставалось сравнительно немного, 389 км. Вроде бы погода хорошая, дорога хорошая, но начались приключения. Машина сопровождения напоролась на полицейских с радаром. Превышение небольшое, но штраф выкатили трёхзначный, а ещё и времени на составление протокола ушло немало. Потом потерялся один из мотоциклов. После поисковых мероприятий оказалось, у Heritage Softail, прошедшего через все круги ада массовых тест-драйвов, подгорело сцепление. К счастью, поехать он смог, к сожалению, не быстрее 60 км/ч.


Немного омрачает впечатление от Эстонии нарвская таможня. Во-первых, для перехода границы нужно заранее записаться по интернету и приехать в строго определённое время. Во-вторых, на границе тебя отправят на другой конец города, где надо постоять в очереди, получить талончик и вернуться обратно. Причём место это навигатор не находит, а с улицы его так просто не увидеть. Зато сам переход границы проходит быстро и безболезненно. На российской территории появляется две опции: ехать на Москву, для чего придётся упереться и преодолеть около 800 км, или на Петербург. Второй вариант – всего 150 км, и финишировать нам надо было именно там. Так что дорога получилась недолгой, хотя кривой и скользкий асфальт и напряжённый трафик несколько омрачили финишную прямую. Но, несмотря на приключения, на месте мы оказались в разумное время, в итоге уложив долгую интересную поездку всего в два дня.


Техника

Организаторы пробега порадовали нас внушительным набором мотоциклов Harley-Davidson, от суперкомфортных туреров до классических круизеров. В дороге удалось поездить на Electra Glide Ultra Limited, Road Glide Ultra, Road Glide Special, Street Glide Special, Heritage Softail Classic и, для любителей острых ощущений, Softail Slim. Естественно, перед стартом разгорелась битва за «электричку». Под дождём всем хотелось ехать на мотоцикле с внушительными отбойниками в районе ног. Потом, правда, оказалось, что они помогают ненадолго, и сухими боты остаются ненамного дольше, чем в случае с другими мотоциклами. Зато сидеть на нём очень мягко и удобно, высокое стекло тоже облегчает езду, в верхний кофр влезает огромный рюкзак, а на прогулке можно ещё и шлем запихнуть. Пассажира с собой не было, но ему бы тоже понравилось на сиденье с мягкой спинкой. Road Glide Special и Street Glide Special – мотоциклы тоже удобные, хоть и немного уступают. Прежде всего отсутствием отбойника для ног, ну и сиденьями попроще. Зато размер с весом тоже скромнее. На трассе это не очень актуально, но уже на парковке хорошо чувствуется. Если «электричку», падающую с дурацкой боковой подставки, поймать будет очень сложно, то мотоциклы без верхних кофров удержать проще. Главный недостаток туристических, да и всех остальных мотоциклов Harley-Davidson – отсутствие обогрева руля. При такой стоимости производитель не потрудился поставить копеечное приспособление, делающее езду в дождь и холод намного комфортнее. Интереснее всего было пересесть с туреров на круизеры. Под дождём удовольствие так себе, поскольку со всех сторон поливает водой. Зато на солнце ехать местами даже приятнее, чувствуешь ветер в грудь, да и управляться с ними полегче. Зато автономность из-за небольших баков меньше практически в два раза. Отсутствие встроенной навигации – тоже минус. А вот музыка на мотоциклах – явление сомнительной полезности, поскольку в интеграле на скорости под 150 всё равно мало что слышно. Впрочем, это уже не совсем харлеевские скорости. На этих мотоциклах хорошо передвигаться без спешки, отдыхая под рычание и крупные вибрации больших V-образных моторов.

< Осенний марафонМеж холмов и озёр >
16 Октября 2016 14:30 Николай Богомолов