ЧИСТАЯ СТРАСТЬ

ЧИСТАЯ СТРАСТЬ

Семейство мотоциклов Benelli Tornado и Benelli TNT

Текст: Кирилл Лесовой и Михаил Пимус
Фото авторов и из архива редакции

Итальянские мотоциклы на общем фоне небезосновательно считаются самыми харизматичными, дизайнерски интересными и тактильно привлекательными. Но не всё то «итальянец», на чём висит шильдик Ducati или Aprilia. Истории известны и более редкие и эксклюзивные аппараты, отличающиеся ещё большей экстравагантностью. К таким признанным шедеврам относятся элегантные и быстрые породистые скакуны, выпускающиеся под маркой Benelli. У этого итальянского бренда с богатой историей гоночных побед на данный момент не лучшие времена, но, тем не менее, о мотоциклах компании наслышаны многие, если не все! Сегодня мы расскажем вам о двух основных отправных точках модельной линейки – нейкеде Benelli TNT и спортбайке Benelli Tornado. Мы намеренно ограничиваем круг интересов только чистокровно итальянскими мотоциклами.


Benelli
TNT
(2004 – наст. вр.)

В основе всех кубатурных мотоциклов Benelli и модели TNT в частности лежит рядный трёхцилиндровый инжекторный двигатель с жидкостным охлаждением. Для дерзкого городского нейкеда это то, что доктор прописал. Мотор не только удивительно красивый и инженерно привлекательный, но и достаточно мощный и тяговитый с самых «низов». В варианте 1130 см³ – мощность 137 л. с. при 9250 об/мин. В варианте 899 см³ – мощность 115 л. с. при 10500 об/мин. Запаса крутящего момента хватает практически на любой передаче. Отклик на ручку «газа» прогнозируемый, что позволяет ехать как в агрессивном режиме, так и в спокойном. Коробка передач радует чёткой работой, но порой требуется дополнительная настройка узла сцепления. С 2005 года линейка мотоциклов Benelli TNT была оснащена кнопкой переключения между двумя топливными картами: с включённой кнопкой (горит) двигатель 1130 см³ выдаёт 137 л. с., с выключенной (не горит) – 112 л. с., что снижает немалый расход в 10–12 л на 20 %.


Несмотря на отсутствие в базовых Benelli TNT полного набора регулировок подвески, мотоцикл очень приятно и подконтрольно управляется. Максимально опущенный и смещённый к переднему колесу двигатель за счёт вынесенных по бокам радиаторов от KTM вопреки немалому весу делает аппарат удивительно подконтрольным. Мотоцикл довольно низкий по посадке, что в комплексе с невысокими подножками очень удобно для рядовых «покатушек».


За годы своего производства модель TNT обросла спецверсиями и рядом экстерьерных модернизаций. Benelli TNT 1130 образца 2004–2006 годов выпуска окрашивался в чёрный, жёлтый, красный и зелёный цвета (рама серая). Тот же мотоцикл, но уже 2007–2012 годов окрашивался в жёлтый, красный и зелёный цвета (рама серебристая). Benelli TNT Titanium (2005–2008 гг.) – титановый основной цвет и вишнёвая рама. Весьма харизматичные «топовые» спецверсии Benelli TNT 1130 Cafe Racer (2006 – наст. вр.) и Benelli TNT 899 Cafe Racer (2010–2011 гг.) представляют собой модернизированный TNT за счёт доустановки каферейсерских зеркал, клипонов вместо руля, красной подсветки приборной панели, видоизменённого хвостового оперения в виде горба, обновлённой топливной карты и некоторых изменений в электрике. Окраска – золотой с вишнёвой рамой. Benelli TNT 1130 Sport Evo (2007–2008 гг.) – приспортивленный вариант с полным набором регулировок подвески и мощные радиальные суппорты спереди. Отличительные черты – чёрный основной цвет, красный цвет рамы. Визуально полностью идентичный со своим старшим братом Benelli TNT 899 (2008 – наст. вр.) существует в полностью чёрном цвете и в белом с красной рамой. Версия TNT 899S – оранжевый основной цвет и чёрная рама. Benelli TNT R160 (2010 – наст. вр.) выделяется на общем фоне ярко-красным цветом рамы и двумя основными цветовыми схемами – белой и красной, а также сухим сцеплением и радиальными суппортами. Два брата Benelli TNT 1130 Century Racer (2011–2014 гг.) и Benelli TNT 899 Century Racer (также 2011–2014 гг.) очень выигрышно смотрятся в своём зелёном раскрасе. Оба мотоцикла оснащаются лепестковыми тормозными дисками и радиальными суппортами спереди. В 2014 г. впервые Benelli запускает эксклюзивную лимитированную серию обновлённого TNT 1130R Carbon Edition для рынка Австралии и Новой Зеландии. Всего выпущено пять мотоциклов. Carbon Edition выдаёт 161 л. с. (120 kW), это самый мощный и самый лёгкий из всех серийных TNT, когда-либо созданных! Абсолютно все пластиковые детали заменены карбоном. Топливная карта получила новую эффективную настройку, наряду с карбоновым выхлопом HPE и фильтром от DNA. Полностью регулируемая подвеска от Marzocchi и Sachs, сухое сцепление, радиальные тормоза и лепестковые тормозные диски перекочевали с R160.


Tornado 900
Benelli
Tornado
(2001 – наст. вр.)

Benelli Tornadoединственный мотоцикл серийного производства в мире с радиатором под сиденьем, пропускающий воздушный поток через две динамических трубы, находящихся в передней части мотоцикла. Это решение уменьшает размер передней части мотоцикла, что делает его более обтекаемым, правда, эффективность теплообмена оставляет желать лучшего. Компоновка узлов и агрегатов получилась весьма плотной, что в определённой мере мешает при проведении ремонтных работ и обслуживания. Спортбайк построен на тех же узлах и агрегатах, что и производный от него нейкед TNT. У этих двух моделей общие силовые установки 1130 см³ и 899 см³, рама и подвески. В свою очередь спортивный мотоцикл отличается от своего гражданского собрата наличием полного пластикового оперения и клипонов, магниево-алюминиевым маятником сложной формы, расположением выхлопной системы (выхлопная труба выходит по правому борту, а не по центру) и системой охлаждения, а также некоторыми другими особенностями. Все компоненты мотоцикла разработаны для быстрой замены и лёгкого их обслуживания. Так шестерни коробки передач можно быстро заменить, не разбирая двигатель полностью.


Помимо базовой версии Tornado Tre 900 (2001–2005 гг.), существуют и лимитированные комплектации. Tornado Tre 1130 (2006–2007 гг.) на момент своего дебюта являлся одним из самых мощных и прогрессивных спортивных мотоциклов. Рама мотоцикла по сравнению с «девятисоткой» была несколько усилена, чтобы совладать с новой мощностью и крутящим моментом двигателя, не теряя при этом первоначальных оригинальных черт Tornado. Амортизатор и задний маятник претерпели изменения после серьёзных гоночных испытаний. Компоненты подвески были немного изменены для более лёгкого управления при возросшей мощности и крутящего момента. При изготовлении рамы были внесены некоторые усовершенствования, например, качество и точность сварки стали на порядок лучше. Некоторые алюминиевые детали также были изменены, чтобы сделать Tornado 1130 более изящным. «Топовой» версией является Tornado Tre LE (2002–2003 гг.). Это мотоцикл ручной работы. Обтекатель и топливный бак выполнены из углеводородного волокна, кованые колёсные диски фирмы Marchesini, титановый выпуск, подвески Ohlins (вылет вилки регулируется) и детали двигателя из магниевого сплава. Tornado Tre RS (2005–2006 гг.) выделяется новой красной расцветкой с чернением вилки и маятника, анодированными колёсными дисками, которые концерн Benelli разработал совместно с компанией OZ, передней вилкой с расширенным диапазоном регулировок, передними тормозными суппортами Brembo Serie Oro, карбоновыми крылом и задним подкрылком, а также золотой цепью Regina и регулируемым рулевым демпфером.


 

Общие особенности

Ввиду однотипности конструкции «болячки» что у TNT, что у Tornado примерно одни и те же. Силовой агрегат проверенный и достаточно надёжный. Но навесное оборудование периодически чудит. Одна из главных проблем – попадание воды в свечные колодцы. Этим славятся обе модели. В дождливую погоду вода естественным путём проникает в колодцы и создаёт конденсат, медленно, но верно убивая катушки зажигания. При активной всепогодной езде одного комплекта катушек хватает на два сезона. Основное лечение – герметизация стыка катушки с ободком колодца.

Рядная тройка очень не любит недопрогрев. На холодную двигатель сбоит и иногда может заглохнуть. Но после выхода температуры на рабочее значение поведение улучшается.


Существует другая известная недоработка, которую даже признал завод-изготовитель. Суть в следующем: шток и шестерня, которые крутят сухой генератор, изготовлены с недостаточным запасом прочности и под нагрузкой могут сломаться в самый неподходящий момент, причинив серьёзный урон мотоциклу. Для решения проблемы был выпущен специальный кит усиленных деталей Z25. При покупке мотоцикла имеет смысл сразу проверить, была ли проведена данная доработка или нет.

Некоторые TNT и Tornado испытывают проблемы с горячим запуском. Стартер еле толкает огромные поршни, а аккумулятор норовит разрядиться, если мотоцикл по какой-то причине отказался завестись с первого раза. В Италии придумали решение и стали использовать литий-ионные аккумуляторы, которые в отличие от гелевых аналогов значительно мощнее и легче. Американцы придумали решение проще. Они устанавливают силовые кабели с повышенной пропускной способностью. Оба метода прекрасно работают.


Одним из частых камней преткновения у владельцев трёхцилиндровых Benelli становится система охлаждения. Достаточно «жаркие» мотоциклы требуют повышенного внимания при езде в пробках и при высокой забортовой температуре. Ситуация с Tornado ещё и усугубляется особенностью расположения радиаторов. Бюджетный способ улучшить систему охлаждения и предотвратить перегрев – это извлечь термостат. Два круга циркуляции станут постоянно активными, мотоцикл будет прогреваться на пару минут дольше, но температура так сильно расти уже не будет. Есть и более эффективные решения, однако куда более дорогостоящие, такие как замена радиаторов на более широкие, замена помпы и вентиляторов. Как показывает практика, те владельцы, которые не стоят на месте почём зря и активно перемещаются с хорошей средней скоростью, и знать не знают о том, что стрелка указателя температуры двигателя в принципе может подняться дальше середины шкалы.

Система подачи топлива не без греха. На низких оборотах и переходных режимах двигатель может работать с перебоями. Всему виной плохой факел распыла топлива. Штатные форсунки на низких оборотах буквально плюются топливом, что приводит к проблемам с эластичностью работы мотора. Замена их на стандартные четырёхструйные форсунки квадратной формы от Denso даёт положительный эффект. Данные форсунки даже чуть менее производительные, чем стандартные, но имеют лучший факел распыла. После замены форсунок рекомендуется донастроить топливные карты перепрошивкой родных «мозгов» или установкой Power Commander. Холостой ход становится более ровным на всём диапазоне. Форсунки Denso 30lb прекрасно встают на любые Tornado и TNT, независимо от объёма двигателя. Чаще всего данные проблемы возникают именно с Tornado.


Ситуация с запчастями на любую из моделей Benelli неоднозначная. В основном, в наличии встречаются лишь «расходники», да и то не все. Оригинальные запчасти приходится заказывать «из-за бугра», ожидание которых порой затягивается до четырёх недель.

Удовольствие от владения заканчивается ровно там, где наступает необходимость продавать мотоцикл. Многие поглядывают на Benelli, но при прочих предложениях на рынке купить отваживаются единицы. Отсюда и низкая цена на достаточно современные и технически интересные мотоциклы. Порой, чтобы выручить хоть какие-то деньги, владельцам приходится ронять ценник ниже плинтуса, что делает Benelli сверхдоступными в нашей стране.


Ситуация с сервисным обслуживанием так же весьма философская. Официалов нет и пока не предвидится. Относительно целевым мотосервисом можно считать любой, в котором берутся ремонтировать «итальянцев». Но механиков, у которых в наличии есть весь необходимый специнструмент (а его понадобиться много) и диагностическое оборудование, считанные единицы.

 

Краш-тесты

Трудно найти более неудачное сочетание, чем ажурный красивый мотоцикл и сильный удар об шершавый асфальт. За красоту действительно приходится отдуваться. Мотоциклы Benelli в штатном оснащении никак не защищены от падений. Весь внешний лоск осыпается даже при безобидной «скользячке». Зеркала, подножки и указатели поворота улетучиваются мгновенно. При приземлениях на правую сторону у Tornado сильно достаётся банке выхлопной трубы. Словом, падения на Benelli дорогого стоят владельцу. Рецепт лишь один – не падать!


 

Тюнинг

Любая из моделей Benelli уже сама по себе произведение дизайнерского и инженерного искусства, ни убавить ни прибавить. В абсолютном большинстве случаев тюнинг сводится к не бюджетному украшательству. Относительно доступен неплохой выбор различных пластиковых и карбоновых деталей облицовки, красивый крепёж, наборы подножек, рычагов, зеркал и прочая, не влияющая на скорость мелочёвка. Естественно, не обходится без джентльменского набора базового увеличения мощности, состоящего из фильтра нулевого сопротивления, прямоточного глушителя (звук получается поистине чарующий), усиленного сцепления, перепрошивки родного блока управления или доустановки промежуточного (Power сommander и аналоги). Встречаются киты для адаптации мотоциклов к езде по треку (спортивные подножки, пластик, облегчённые колёсные диски и всевозможные слайдеры). Терзать эксклюзивную технику мотогонками или лютым «дальнобоем» идея не из лучших. Максимально доступный туринговый тюнинг – более высокие ветровые стёкла для Tornado. В мире существует несколько экземпляров действительно глубоко затюнингованных Benelli, но это скорее исключение из общей тенденции.


 

Заключение

Иметь в России пускай и серийный, но эксклюзивный мотоцикл в определённой мере накладно. В случае с Benelli обстановка с дилерами и официальными каналами поставки запчастей максимально печальная. Ни того, ни другого нет! Но вся суть экзотики в том, что к её выбору никто не подходит с практической точки зрения, такую технику выбирают не умом, а сердцем и любят не благодаря, а вопреки. Даже если за эту любовь приходится изрядно переплачивать. Количество итальянских Benelli в России едва ли измеряется несколькими десятками штук, но даже у такой небольшой компании единомышленников имеется свой клуб фанатов. При этом большинство участников этого клуба не мыслят своей жизни без техники Benelli.


Выражаем благодарность за предоставленные масла и мотохимию для съёмок компании ООО «ТекЛюб», эксклюзивному импортёру Motul в России, тел.: (495) 980-27-20, www.motul.ru

За помощь в подготовке материала выражаем благодарность клубу Benelli Club Moscow, www.benelliclub.ru, www.vk.com/benelliclubmoscow


< Трюк «ТОРНАДО»Клининг >
23 Сентября 2014 17:50 Михаил Пимус