Путь поиска универсального транспортного средства не всегда обречён на лишения и дискомфорт. Внутри спортивно-туристических мотоциклов существует подкласс как раз для тех пользователей, которые подходит к выбору техники со слегка завышенными требованиями, но при этом согласны на компромиссы. Сегодня рассматриваем два разных подхода к проектированию спорттуриста с двигателем 800 см3.
Honda VFR800 (1998 г. – наст. вр., 20000–860000 руб.)
«Выфер» – мотоцикл легендарный. Что бы ни происходило, он гордо несёт звание одного из самых практичных, крепких и технологичных японских мотоциклов.
Двигатель
Четырёхцилиндровый, 16-клапанный, V -твин с жидкостным охлаждением, системой изменения фаз газораспределения (с 2002 года) и электронноуправляемым впрыском топлива (с 1998 года) для владельца, с одной стороны, источник гордости, почтения и благоговения, с другой – причина беспокойства, лишних трат, а при негативном стечении обстоятельств и сложных ремонтов. Силовой агрегат невероятно крепкий. Будучи новым или максимально свежим, он очень долго не сдаётся даже в руках тех, кто вообще не уделяет внимание качественному ремонту. Однако V 4 – это тот случай, когда регламент лучше соблюдать как можно точнее. В зоне риска привод газораспределительного механизма. В 2002 году вечные шестерни были заменены на цепи. Наступила эра возни с периодически глючащими натяжителями и нездоровыми звуками из недр мотора. В обязательном порядке стоит каждые 24000 км регулировать клапаны! У «Выферов» так же имеются известные проблемы с охлаждением. У мотоциклов 1998–2013 годов выпуска радиаторы расположены по бокам. Они часто не справляются со своей задачей и страдают при падениях. У мотоциклов актуального шестого по счёту поколения радиатор висит ровно за открытой частью переднего колеса. Песок быстро забивает соты и приговаривает вентилятор.
Все «Выферы», так или иначе, страдают частой хондовской хворью – отказами реле-регулятора.
Трансмиссия
Коробка передач на «Выфере» (вне зависимости от поколения) узел крепкий. Поломки случаются, но в основном их причина – человеческий фактор. Потенциальному владельцу важно знать: КПП на Honda VFR должна работать фантастически чётко. Если имеет место хруст и недовключения, не за горами дорогостоящий ремонт.
Рама и обвес
Как уже говорилось, при падениях сильно страдают радиаторы охлаждения. При прохождении поворотов в большом наклоне есть риск вырвать с корнем водительские подножки. Пластик у «Выфера» (особенно у ранних версий) один из самых толстых среди всех туристических мотоциклов. Имеются трудности с установкой дуг и слайдеров. При боковом расположении радиаторов под слайдеры приходится пилить или менять на меньший расширительный бачок.
Тормоза
Тормозная система VFR 800 – образчик современных технологий. В 1998 году на борту появилась комбинированная система торможения CBS . С 2003 года в качестве опции появилась A БС. В 2006 году данная система стала частью стандартного оснащения. В 2014 году обычные плавающие суппорты уступили место радиальным четырёхпоршневым суппортам Nissin, ушла в прошлое система CBS .
Подвески
В умелых руках «Выфер» может показать неплохие результаты на треке. Однако данный мотоцикл никогда не корчил из себя крутого спортсмена. Телескопическая вилка перевёрнутого типа появилась лишь в 2014 году. У мотоциклов пятого поколения (2002–2013 годы) диаметр перьев вырос с 41 до 43 мм, а также появилась возможность регулировать преднатяг пружины заднего амортизатора без использования инструментов.
Комфорт
Модель Honda VFR 800 пользуется большим спросом у любителей туризма. И неспроста. Высокая надёжность в сочетании с небольшими габаритами и неплохой ветрозащитой позволяют без труда и опасений отправиться в долгосрочный асфальтовый вояж. В свободном доступе имеется большое количество аксессуаров и допоборудования. В 2014 году в списке полезных опций появились трекшн-контроль, подогрев ручек руля, самовыключающиеся «поворотники», регулируемая высота по седлу и светодиодный задний фонарь.
Модификации
Первая полноценная «800-ка» появилась в 1998 году. От предшествующей «750-ки» её отличает новый дизайн, более мощная рама, увеличенный рабочий объём двигателя, система электронного впрыска топлива. В 1999 г. к 50-летнему юбилею Honda вышла спецверсия VFR800 A nniversary E dition сразу в двух вариантах окраски – красно-чёрная с белыми вставками и высоко задранной выхлопной трубой и серо-красная (многим мотоцикл кажется собранным из двух) в стиле мотоцикла Майкла Хэйлвуда. В 2002 году при смене поколений радикально обновился дизайн, изменилась конструкция выхлопа и заднего подрамника, появился VTEC . В 2007 г. к 25-летию семейства стандартным тиражом, но в лимитированной стилизованной трёхцветной бело-сине-красной окраске вышла спецверсия Rothmans. В 2014 году модель ещё раз была значительно модернизирована. В списке нововведений электроника, внешний вид, впуск/выпуск, новая подвеска и тормозная система.
BMW F800ST/GT (2006 г . – наст. вр., 220000–780000 руб.)

BMW F 800 ST / GT – производная модель от нейкеда F 800 R . Своего рода входной билет в мир статусных баварских мотоциклов и мототуризм.
Двигатель
Рядная двойка Rotax с коленвалом, у которого шейки смещены на 360° для получения «оппозитного» звука и момента, для своей кубатуры прилично едет, но неприлично вибрирует (точнее, зудит). Апогей зуда приходится как раз на самый ходовой диапазон оборотов. Схема балансировки с псевдо шатуном себя в данном случае оправдала не полностью. При ненадлежащем обслуживании двигатель может захворать по части цепи ГРМ. Эксплуатация в регулярный «полный газ» прилично снижает ресурс. Так же стоит быть внимательным к выбору топлива. Данный двигатель очень зависим от качества горюче-смазочных материалов! Имеются известные проблемы с перегревом бензонасоса в баке. Сам бак находится не на стандартном месте перед водителем, а под задним сиденьем.
Трансмиссия
Шестиступенчатая коробка передач в данном случае узел почти неуязвимый. Переключения происходят точно и чётко, лженейтралей не наблюдается. Ременной привод на заднее колесо не так страшен, как его малюют. Важно стараться без необходимости не трогать и не тянуть сверх меры ремень. В нормальных условиях ремень выхаживает от 50000 км.
Рама и обвес
Алюминиевая рама выполнена по схеме с несущим двигателем. Пластиковый обвес весьма приличной толщины. В ряде происшествий мотоцикл отделывается лишь царапинами на боковинах.
Тормоза
Традиционно для баварского производителя тормозные системы у мотоциклов серии F 800 одни из лучших в классе! Четырёхпоршневые Brembo на 320-миллиметровых дисках спереди, однопоршневой с 265-миллиметровым диском сзади и штатная антиблокировочная система в сумме работают отлично и без нареканий.
Подвески
В передней подвеске преобладает 43-миллиметровый телескоп. Скучный по современным меркам, но весьма работоспособный. На недостаток управляемости и угол поворота жаловаться грех. В задней подвеске использован дивной красоты алюминиевый консольный маятник. Конструкция отлично себя зарекомендовала. Однако имеется большая отзывная кампания, связанная с повышенным износом оси заднего колеса.
Комфорт
Эргономика – сильная сторона F 800 ST / GT . Водитель сидит практически вертикально. Штатная ветрозащита не вынуждает пригибаться сразу после начала движения. В 2012 году добавилась возможность регулировать сиденье по высоте. Определённо на руку владельцам «Биммера» большое количество удобных фирменных аксессуаров. За сравнительно гуманный ценник туринговые возможности мотоцикла можно значительно улучшить.
Модификации
В 2013 году модель F800ST уступила место на конвейере модели F800GT. Изменений не так много – подправленная внешность, увеличенная мощность двигателя (за счёт изменения прошивки блока управления), улучшенная ветрозащита, новые колёсные диски, руль с усиленной защитой от вибрации и новыми пультами, новая выхлопная система и дополненный ESA и ASC список опций.
Выбор резины
Эти два мотоцикла похожи идеологически и предъявляют одинаковые требования к размерности и свойствам резины. Рекомендации будут для них общими. Ищите в сегменте спорт-туринг – именно такие колёса помогут раскрыть потенциал мотора и ходовой, но при этом обеспечат большой ресурс. Лучшими на сегодня будут Michelin Pilot Road 4GT, Metzeler Roadtec 01, Pirelli Angel GT, Dunlop Roadsmart 3. Стоимость комплекта такой резине колеблется в районе отметки 20000 рублей. Если есть потребность радикально уменьшить бюджет, то обратите внимание на спорт-туринг предыдущего поколения – Pirelli Diablo Strada, Michelin Pilot Road 2 и 3. Также неплохо подойдёт Shinko 011, которая хорошо держит, долго ходит и стоит вдвое дешевле Road 4GT.
Более мягкую резину класса спорт тоже можно поставить, но помните, что углы наклона мотоциклов ограничены низко расположенными водительскими подножками, рано начинающими скрести об асфальт. Установка сликов вам скорости в поворотах не добавит, а в дождь и вовсе такая резина проиграет спорт-туринговой в сцепных свойствах. Тем не менее, гражданскую резину от именитых производителей, предназначенную для спортбайков предыдущего поколения, а также современные модели от производителей из Кореи и Чехии, отличающуюся очень вменяемым ценником, я могу рекомендовать смело: Michelin Pilot Power, Pirelli Diablo, Shinko 016, Mitas Sport Force Plus.
Следите за давлением в колёсах и меняйте резину, как только начнут тереться об асфальт индикаторы износа. Помните, что при 50 % износе покрышки её сцепные свойства на влажной дороге уменьшаются ровно на те же 50 %.
Денис DEAN Панфёров, www.motorezina.ru
< Законы сохранения шлемаЦепная щётка >