Бывает, что какой-то фасон одежды никак не удаётся сделать популярным, несмотря на титанические усилия пиарщиков и гигантские рекламные бюджеты. А бывает, что мимолётное появление вещи на картинке или экране рождает спрос, который не в состоянии удовлетворить изготовитель.
Мы расскажем про четыре эпизода, связанных с кинематографом, когда одежда героев будоражила умы зрителей. И начнём мы с родоначальника стиля «байкерское кино» – The Wild One («Дикарь», 1953). До этого фильма мотоциклетная куртка (косуха, косоворотка) была исключительно атрибутом мотоциклиста. К началу 50-х она не была новинкой рынка, её форма, материал, цвет и крой сложились ещё до войны, но в повседневной жизни ею, как правило, не пользовались – это же была спецодежда. Мало кому придёт в голову ходить, например, в робе сварщика – чем куртка мотоциклиста лучше? Но яркий образ главного героя, этакого симпатичного плохиша, настолько попал в точку, что многим захотелось примерить его на себя. Куртка Sсhott Perfecto One star и джинсы Levi Strauss 501 мгновенно стали хитами продаж.
Фильм Easy rider («Беспечный ездок», 1969) открыл американцам европейскую мотоциклетную моду. Куртка Sсhott café racer, в которую был одет Питер Фонда, имела симметричную застёжку-молнию и воротник-стойку. Вдруг люди поняли, что косоворотка – не единственный фасон, пригодный для мотоциклиста. Через целевую аудиторию модель café racer постепенно перешла в стиль кэжуал, сохранив характерные молнии на рукавах, но потеряв усиление вторым слоем кожи на плечах и локтях. А реплика той самой куртки «капитан Америка» с триколорными полосками на рукаве и груди и звёздным флагом на спине производится до сих пор и пользуется устойчивым спросом.
К концу 80-х годов ХХ века популярность бунтарей 50-х и хиппи 60-х сошла на нет: в моде были люди молодые, красивые и богатые. В то же время рост популярности «косовороток» среди музыкантов привёл к тому, что этот фасон стал ассоциироваться либо с немытыми панками, либо с патлатыми металлистами, что тоже не сильно лучше. Нужен был какой-то яркий образ, чтобы разрушить эту ассоциацию, и им стал Терминатор T-800, сыгранный Арнольдом Шварценеггером в фильме Terminator-2: Judgment Day («Терминатор-2: Судный день», 1991). Сильный и брутальный кибернетический организм, одетый в чёрную косуху, являющуюся копией Schott Perfecto, но изготовленную в голливудском ателье по меркам нестандартной фигуры Арни. Этот образ вернул косоворотке статус, утерянный с годами, и возвратил её в обиход.
А вот фильм Torque («Крутящий момент», 2003) как реклама сработал плохо. Ice Cube (главарь мотобанды чернокожих) был одет в куртку Shott Racer, но она настолько нелепо и мешковато на нём сидела, что это только добавляло комичности его пухлощёкому образу. Плюс было видно, что из защиты там – только второй слой кожи на рукавах и плечах, а в XXI веке для езды на спортбайках это уже неприемлемо. Как стиль кэжуал такую куртку рассматривать можно, но как одежду для мотоциклистов – уже вряд ли, как минимум до появления в подкладке на локтях, плечах и спине карманов для защитных вставок.